Факультет Психологии и педагогики
Курсовая работа
Тема: Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях
Выполнил:
студент Силантьев В.Л.
Курс 4 Группа выходного дня Научный руководитель:
Москва 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта……………………………………............................... 16
3.2 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………….........................….....19
Глава 4 Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22
4.1 Методический инструментарий и ход исследования………...............….22
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы………………………….……24
Список использованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30
Введение
Всем известно, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и поэтому проблематика социальных конфликтов представляет большой интерес.
Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребностями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. К сожалению, некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами, игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому интерес к проблемам, возможностям и особенностям человеческой личности не ослабевает. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.
В связи с этим возникает вопрос: каковы причины конфликтов, что влияет на них и какие особенности поведения человека в той или иной конфликтной ситуации?
В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся
в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя,
как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.
Так, динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.
Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главным является то, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия, выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения.
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок, так и в конфликтной ситуации, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Появляется вопрос, как индивидуальные особенности, в частности темперамент, влияют на поведение человека в той или иной конфликтной ситуации.
Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
4) установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца не изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.
Глава 1
Глава 2
Глава 3.
Глава 4.
Таблица 1
Испытуемый № | экстраверсия | нейротизм |
1 | 9 | 10 |
2 | 12 | 14 |
3 | 10 | 21 |
4 | 9 | 19 |
5 | 16 | 17 |
Таблица№2
Испытуемый № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
соперничество | 3 | 3 | 8 | 3 | 11 |
сотрудничество | 9 | 8 | 6 | 6 | 6 |
компромисс | 5 | 4 | 5 | 9 | 8 |
избегание | 9 | 6 | 4 | 4 | 5 |
приспосабливание | 4 | 9 | 7 | 8 | 0 |
Список использованной литературы
1. Психология. Словарь. - М., 1990.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
3.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., Наука, 1984.
4.Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.
5.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
6.Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность – М . Политиздат 1975.
7.Мерлин Психология индивидуальности – Москва – Воронеж , 1996
8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
9.Фромм Э. Бегство от свободы. – Харвест . Серия Философия. Психология. 2003.
10. Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – Питер 2005
11. Конфликтология. Вопросы – ответы. – М. Юнити . 2004
12. Хорни. К Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М. Прогресс, 1993
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
Приложение
Методика определения стилей поведения в кофликтной ситуации К. Томаса.
Инструкция: Вам предлагается тридцать пар утверждений, которые описывают поведение в конфликтной ситуации. Из каждой пары вам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее приемлемо для вас, наиболее точно характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву (А или Б) выбранного вами утверждения.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Факультет Психологии и педагогики
Курсовая работа
Тема: Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях
Выполнил:
студент Силантьев В.Л.
Курс 4 Группа выходного дня Научный руководитель:
Москва 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.