ИННОВАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СЕКТОРЕ УСЛУГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автоматизация процессов обработки информации в период 80-х - начала 90-х годов обеспечивала в целом более низкий прирост объемов производства, чем производительности труда, так что вряд ли можно было ожидать нового раскручивания спирали «производительность труда - спрос», способствующего увеличению занятости в промышленности. Тенденции занятости и динамика показателя условно-чистой продукции в последнее десятилетие во всех развитых странах, включая США и Японию, свидетельствуют в пользу данного утверждения. В предшествующие годы рост числа вновь созданных рабочих мест в сфере производства ИТТ не перекрывал их сокращения в результате использования новых технологий. В действительности базовые продуктовые инновации не приводили к возникновению достаточного числа рабочих мест, чтобы скомпенсировать их выбытие влиянием НТП и международной конкуренции.

Сейчас становится все очевиднее, что сектор услуг, понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги населению и прежде всего высокотехнологичные услуги, может обеспечить значительный прирост занятости как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США - еще больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться.

Производство услуг может стать «локомотивом» экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИТТ позволяют увеличить «обменный потенциал» услуг, который в прошлом был весьма ограничен и, таким образом, расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Правда, их труднее воспринимать, потому что они связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но и изображение и звук (мультимедиа), что раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, почтовую связь и т.д.

Следует отметить, что не все виды услуг одинаково подвержены влиянию ИТТ. Оно велико в области оказания новых финансовых и страховых услуг и услуг компаниям, где существенно возрос «обменный потенциал» услуг и расширились их предложение, а следовательно, и занятость. В сфере же промежуточных услуг (торговля, транспорт и связь) влияние ИТТ в большей степени способствовало повышению производительности труда, чем рыночной экспансии, и не привело к увеличению занятости. Наконец, в области социальных и персональных услуг, которые в немалой степени обуславливают создание новых рабочих мест в третичном секторе, возможности применения ИТТ оказались пока ограниченными. В будущем они, скорее всего, возрастут, особенно в образовании, культуре, науке, профессиональном обучении и здравоохранении.

Темпы перехода к использованию новых сетевых услуг зависят от различных факторов, в частности,

от экономических преимуществ, которые обеспечивает новая услуга по сравнению с традиционной;

от легкости обучения пользованием новым видом услуги;

от стабильности технологий, на которых основана услуга;

от доступности соответствующей коммуникационной инфраструктуры.

Важнейшую роль в быстром распространении новых видов услуг играет обучение потенциальных пользователей, то есть инвестиции в человеческий капитал. Новым услугам присуща тесная взаимосвязь «культуры пользования» и «культуры развития», и в отличие от промышленности потребление в этом секторе не так четко отделено от производства. Это - проблема не просто адаптации потребителей к новым процессам и продуктам, но, скорее, взаимодействия методов «обучения в ходе работы» и «обучения в ходе пользования» со стороны как поставщика, так и потребителя.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 147.