Формы межпредметных связей | Типы межпредметных связей | Виды межпредметных связей |
1) По составу | 1) содержательные | по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2) операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | |
3) методические | по использованию педагогических методов и приемов | |
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | |
2) По направлению | 1Односторонние, 2) Двусторонние, 3) Многосторонние | Прямые; обратные, Или восстановительные |
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) |
1) хронологические
2) хронометрические | 1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.
Межпредметные связи по направлению показывают:
является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.
Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).
Временной фактор показывает:
какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);
какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).
как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.
Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.[5, С.107
Характерным для начальной школы является практическая направленность содержания, межпредметных связей, которая позволяет лучше учитывать определяющую особенность младших школьников – целостность восприятия и освоения окружающей действительности.
Чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний. Внутренний – это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов.[19, С.17]
Внешний – это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана школы с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление «опорных» межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы рассматриваемого учебного предмета.
Прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо определить круг тех синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора этого круга учебных тем являются:
Наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета.
Высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебной темы.
Для опытной работы и в качестве примера возьмем обобщающий, интегративный учебный предмет – природоведение. Выбор этого предмета обусловлен тем, что природоведение занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение природоведения в младших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет природоведение раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.
Межпредметные связи - это комплексная проблема современной дидактики.
Межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практически изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связей с другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.
Использование технологий на специальных предметах - актуальная задача. Межпредметные связи требуют координации деятельности учителей разных предметов. Инициатива в проведении уроков, основанных на межпредметных связях, должна исходить от преподавателя, он должен выступать проводником информационной культуры в другие предметные области.[19, С.17]
Воспитательный эффект обучения: позитивные изменения в сознании, чувствах и поведении ученика возможен лишь тогда, когда он занимает позицию активного субъекта познания, общения. Организуя учебную деятельность, необходимо учитывать ее структуру, взаимосвязь в ней таких компонентов, как мыслительная, умственная, познавательная, репродуктивная, творческая, художественная, практическая, оценочная, коммуникативная, речевая деятельность. Взаимодействие разных видов деятельности в процессе обучения создает благоприятные возможности для всестороннего развития способностей и потребностей ученика полноценной личности.[4, С. 26]
Межпредметные связи как средство усиления единства обучения и воспитания с позиций требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы необходимо осуществлять в трех направлениях:
1) формирование на основе межпредметных связей систем аксиологических знаний, раскрывающих ценностные аспекты науки, искусства, трудовой деятельности человека путем общения и развития мировоззренческих и практических идей, отражающих интеграцию различных форм общественного сознания (науки, идеологии, философии, морали, искусства, религии) и общественно-исторической практики в современном обществе;
2) формирование общих для смежных предметов познавательных, практических и особенно важно в воспитательном плане оценочных умений и выработка на их основе правильных оценочных суждений;
3) формирование на основе систем обобщенных знаний и умений идейно-политических убеждений, нравственно-эстетических идеалов, создающих основу для морально-оценочных ориентаций личности в ее жизнедеятельности и труде.
Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения "возможных" (сопутствующих) межпредметных связей в другом предмете, для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.
Й класс
Обучение грамоте | Ознакомление с окружающим |
Музыка | |
Рисование | |
Математика | Ознакомление с окружающим |
Труд | |
Рисование | |
Физическое воспитание |
Й класс
Украинский язык | Чтение |
Рисование | |
Ознакомление с окружающим | |
Музыка | |
Народоведение, краеведение | |
Математика | Ознакомление с окружающим |
Труд | |
Рисование | |
Физическое воспитание | |
Музыка | Чтение |
Рисование | |
Ознакомление с окружающим | |
Физическое воспитание |
Й класс
Украинское чтение | Украинский язык |
Рисование | |
Природоведение | |
Музыка | |
Народоведение, краеведение | |
Этика | |
Валеология | |
Рисование | Музыка |
Развитие речи | |
Чтение | |
Труд | |
Математика | Природоведение, краеведение |
Труд | |
Валеология |
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение.
Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - "взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.
Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. Тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического).
Табл.3.
Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"
№ п/п | Тема | Межпредметные связи | Реализация межпредметных связей | |
1 | Зимняя экскурсия | Чтение | Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”. | |
ИЗО | Рисование по теме “Зима в моём представлении”. | |||
2 |
Зимние явления в неживой природе | Чтение | И.Никитин “Встреча зимы”. А.Чехов “Шёл первый снег”. | |
ИЗО | И.Грабарь “Февральская лазурь”. М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. | |||
Музыка | Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”. | |||
3 |
Снег и лёд | Чтение | В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы). | |
Музыка | К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”. | |||
4 |
Растения зимой | ИЗО | Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”. | |
Чтение | ||||
С.Есенин “Берёза”. | ||||
Труд | ||||
Аппликация “Деревья зимой”. | ||||
5 |
Животные зимой | Чтение | В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение). | |
ИЗО | ||||
Рисунки птиц. | ||||
Труд | ||||
Лепка животных (кто как зимует), составление композиции | ||||
Музыка | ||||
Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”. | ||||
6 |
Зимой (обобщение) | Чтение | Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”. | |
Музыка | В.Крутицкий “Зима”. Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”. |
Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей.
В графе "реализация межпредметных связей" таблиц 2 и 3 нами не всегда указываются конкретные музыкальные, изобразительные или литературные произведения. Это объясняется тем, что мы не хотели бы ограничиваться только поурочным соотношением тем разных предметов (чтение, изобразительное искусство, музыка и др.) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Мы считаем необходимым включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это, в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегративного подхода к изучению природоведения и начальных классах.
В изучении учебной темы в ходе созидательной опытной, с применением первой методики, работы выделились два способа: I – начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и II – основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Суть этих способов заключается в следующем:
подготовительный, способ обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.[22, С.30]
На основном способе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной способ по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.
Остановимся более подробно на основных педагогических путях, обеспечивающих реализацию подготовительного и основного способов изучения учебной темы на межпредметной основе.
При помощи подготовительного способа реализуются следующие педагогические пути:
Широкая ориентация школьников в содержании учебной темы, вследствие чего учащиеся подводятся к пониманию ее межпредметного характера;
Выделение под руководством учителя ведущих положений темы, постановка перед учащимися вопросов, направленных на целостное восприятие школьниками содержания темы и побуждающих их к межпредметному поиску. Предварительное ознакомление учащихся с содержанием темы
Объяснение учителем значения межпредметных связей в учебном процессе.
Вышеперечисленные педагогические пути подготовительного способа осуществления межпредметных связей в учебной теме тесно связаны между собой, один является продолжением другого. Успешная реализация подготовительного этапа является необходимой предпосылкой для осуществления основного этапа изучения учебной темы на межпредметной основе.
Основным способом реализуются следующие педагогические пути:
Широкая ориентация школьников в содержании подтемы, к изучению которой они приступают: конкретизация ведущего положения, которое предстоит раскрыть на межпредметной основе; постановка перед учащимися конкретных учебных целей и освещение основных путей их достижения с помощью межпредметных связей
Применение учителем системы вопросов, заданий и учебных задач, носящих, как правило, проблемный, эвристический характер.
Поиск школьниками необходимых и существенных опорных межпредметных знаний. Этот путь хорошо вскрывает движущие силы превращения дидактической модели межпредметных связей в факт овладения, установления этих связей учащимися. Осуществление межпредметных связей в процессе раскрытия ведущих положений учебной темы наиболее эффективно, когда необходимые и существенные для раскрытия этих ведущих положений темы связи используются при преодолении противоречий, возникающих в учебном процессе, когда учащиеся убеждаются в том, что эти противоречия можно разрешить путем использования знаний из других предметов.
Применение в ситуации затруднения определенных приемов, как то: «учитель – образец деятельности для учащихся», «приближение» к учащимся необходимых опорных знаний и «подсказка» в решении межпредметных связей, при выполнении межпредметных заданий и при ответе на вопросы.
Определяя средства и пути помощи школьникам в ситуации затруднения при осуществлении межпредметных связей, мы исходим из 3 уровней анализа задачи, выявленных в работах И. С. Светловской:
учащийся сам извлекает нужное знание для решения задачи из прошлого опыта.
нужное знание «приближено» к учащемуся в виде вспомогательной задачи, предлагаемой учителем в нужный момент.
учащемуся предлагается только один элемент знания в виде «подсказки».[22, С.30]
Итак, в процессе овладения учащимися инструментом межпредметного синтеза, когда реализация познавательных потребностей затруднена, на начальной стадии этой работы возможен следующий путь: «учитель – образец деятельности для учащихся - «приближение» - «подсказка» - самостоятельная работа школьников. В дальнейшем, по мере овладения учащимися механизмом установления межпредметных связей, звенья этой цепи будут убывать в направлении слева на право, но этот процесс не будет прямолинейным: в нем будут и возвраты и перестановки местами некоторых элементов приведенной цепочки соотношения педагогического руководства учителя и самостоятельной работы школьников.
Постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей. Этот педагогический путь основного способа тесно связан с уже рассмотренными путями, непосредственно вытекает из них и продолжает их.
Применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей: проведение межпредметных письменных работ, семинаров, конференций, экскурсий; координация деятельности учителей – установление многосторонних и разноплановых контактов между ними.
Организация учебного процесса по осуществлению многосторонних межпредметных связей на уровне ведущих идей носит поступательно развивающий характер. Движущей силой в осуществлении межпредметных связей является противоречие между возникающей проблемой и возможностью ее решить на базе одного учебного предмета.
Каждая учебная тема, подтема, изучаемая на широкой межпредметной основе, представляет собой очередной этап в организации работы по установлению межпредметных связей, их реализации, качественного развития знаний школьников, повышение профессионального мастерства учителей.
Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.
Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связаны с методологическими воззрениями педагогов на проблемы синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школы. Утверждение и упрочнение предметно системы преподавания в современной школе неразрывно связаны с развитием идеи межпредметных связей.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной ёмкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьника, применяя всё многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координация деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 536.