Московская Государственная
Юридическая
Академия
КОНСПЕКТ
Финансовое правО
РОсСИИ
Ерофеев Андрей
3 курс 4 группа ЗФОЦП
Москва ’98
ТЕМА 1. Финансовое право как отрасль российского права.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Отношения между:
· РФ, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами;
· финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой;
· государственными фонансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
· государственными предприятиями, организациями и их вышестоящими органами государственного управления ;
· финансово-кредитными органами, с одной стороны и юридическими и физическими лицами;
· финансово-кредитными органами, с одной стороны и физическими лицами - с другой - платежи в государственные денежные фонды.
К предмету относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.
Финансовое право тесно соприкасается с конституционным и административным правом.
Также тесно связано и с гражданским правом, поскольку его предметом является не только имущественные, но и денежные отношения.
Тема 2. Бюджетное право РФ.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ, МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ ВИДЫ.
Ст. 6 Бюджетного Кодекса определяет бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Из учебника - БЮДЖЕТ представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.
Бюджет как экономическая категория - система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.
В материальном смысле бюджет - централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органам государственной и местной власти
Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.
Универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. Однако в 90-ых годах составляются не только годовые, но и квартальные бюджеты - инфляционные процессы и кризисные явления вынуждают.
Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.
На территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.
Ст. 6 БК РФ - Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней - бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.
Значение такого бюджета - он используется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.
В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в РФ стали сводиться с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.
Но, однако есть и дефициты в других странах - США, Япония, ФРГ. Поэтому задача государства - не составление бездефицитного бюджета, а контроль за этим дефицитом, установление его пределов, допустимых в условиях стабильной рыночной экономики.
В условиях кризиса важно обеспечить хотя бы необходимый бюджетный минимум, или минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, бюджета города, района, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.
Бюджет - это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.
РАСХОДЫ.
Расходы находятся в тесной связи с доходами. Основные направления расходов бюджетной системы РФ:
1) расходы на финансирование народного хозяйства;
2) расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;
3) расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
4) расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;
5) расходы на оборону;
6) расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;
7) расходы на внешнеэкономическую деятельность;
8) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;
9) расходы по выплате дотаций и субвенций.
Бюджетная система РФ разделяет расходы на две части: текущие расходы и расходы бюджета развития. Бюджет развития включает расходы на инвестиционную и инновационную деятельность. В бюджет текущих расходов включаются расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.
В основе всего этого деления лежит экономическая нестабильность. Расходы бюджета развития финансируются во вторую очередь, полнота их обеспечения зависит от выполнения плана поступлений доходов в бюджетную систему. Именно на расходы развития ложится основная нагрузка бюджетного дефицита.
Раздел III Кодекса определяет расходы бюджетов.
Ст. 65 - Формирование расходов бюджетов. - базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Статья 66 Определяет Составные части расходов бюджетов: текущие и капитальные - капитальные расходы обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность (ст. 67).
Текущие расходы - обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений (ст. 68).
Бюджетная классификация.
Ст. 18 БК
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Ст. 19 БК
Бюджетная классификация включает в себя:
* классификацию доходов бюджетов РФ;
* функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
* экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
* классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
* классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
* классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
* классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
* ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Ст. 20 БК - Классификация доходов бюджетов РФ.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Ст. 114 БК - Состав государственных внебюджетных фондов РФ
* Пенсионный фонд РФ;
* Фонд социального страхования РФ;
* Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
* Государственный фонд занятости населения РФ.
7. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ И ПРИНЦИПЫ.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - это регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Формирование бюджетов включает в себя три стадии: составление бюджета, рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджета - четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Заключительный этап составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
В БК четко изложены эти этапы.
Московская Государственная
Юридическая
Академия
КОНСПЕКТ
Финансовое правО
РОсСИИ
Ерофеев Андрей
3 курс 4 группа ЗФОЦП
Москва ’98
ТЕМА 1. Финансовое право как отрасль российского права.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.