ООО «Фрегат-Центр» является организацией с централизованным учетом, учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих от начальников цехов, планового отдела.
Отдел бухгалтерии состоит из 6 человек, включая кассира и главного бухгалтера. Начислением заработной платы занимается расчетный отдел, также он ведет расчет удержаний с работников и определяет суммы отчислений в пенсионный фонд и налог на доходы физических лиц.
Бухгалтер по учету готовой продукции ведет учет готовой продукции в ценах и на складе и ее реализацию покупателям и заказчикам, определяет эффективность производства и реализации.
Бухгалтер материального стола следит за поступлением материалов необходимых для производства продукции в организации и их расходование по цехам в количественном и денежном выражении. Составляет журнал–ордер по счету 60, где отражаются суммы поступивших материалов и их оплата.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведет отдельный бухгалтер. Он следит за тем, чтобы сумма выданная подотчет была использована по назначению и имелись подтверждающие документы, в том числе талоны на бензин для водителей автомашин.
Осуществлением безналичных расчетов занимается финансист путем предоставления в банк платежных поручений или платежных требований. Составляет сводную ведомость по банку за каждый месяц с указанием полученных сумм от покупателей продукции и сумм, уплаченных поставщиками и подрядчиками, а также в бюджетные и внебюджетные фонды по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер ООО «Фрегат-Центр» осуществляет следующие функции:
- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, а также контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдению технологий обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в целом и в подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применением современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
- обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах, разработку и осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины.
Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе руководствуется нормативными документами, а также несет ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методических принципов ведения бухгалтерского учета. Он также несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора. Без подписи главного бухгалтера указанные документы не действительны и к исполнению не принимаются. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.
На предприятии имеется шесть компьютеров. По два в расчетном отделе и в отделе сбыта, по одному в кассе и в бухгалтерии предприятия. При ведении учета и подготовки отчетности осуществление операций с применением вычислительной техники значительно облегчает работу сотрудников организации. Хотя наличие в бухгалтерии всего одного компьютера заставляет большую часть работы выполнять вручную, что трудоемко и затрудняет работу отдела. На имеющемся компьютере установлены: программа для распечатки платежных поручений «Бизнес Пак 6» и программа для ввода документов налоговой и бухгалтерской отчетности и передачи данных в налоговые органы «Налогоплательщики ЮЛ», также для печати сводной ведомости по банку используется программа «Бухгалтерская система ALGOsoft». Планируется в текущем году приобрести еще компьютер для главного бухгалтера, что связано с автоматизированной обработкой документов бухгалтерской отчетности в налоговых органах и органах статистического наблюдения.
Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, отражающей нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета предприятия. Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается на предприятии на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ. Организация финансового бухгалтерского учета слагается из ряда элементов:
1. Системы документирования операции при помощи соответствующих форм первичного учета;
2. Документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ;
3. Плана счетов, состоящего из бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций;
4. Применяемой формы бухгалтерского учета;
5. Организационной структуры учетного процесса и распределение служебных обязанностей в бухгалтерии;
6. Организации хранения бухгалтерской документации и реестров.
Система документирования хозяйственных операций важнейшая часть организации бухгалтерского учета на предприятии. Для оформления всех происходящих хозяйственных операций применяют единые, унифицированные формы документов первичного учета. Для четкой регламентации движения документов документооборот оформляется в виде графика, где указывается наименование и номер каждой формы документа, его название, в какие сроки, в каком количестве и кем составляется, кто подписывает документы, когда и куда он представляется, кто его принимает, проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. График составляется главным бухгалтером и подписывается руководителем предприятия. Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером для всех работников учета в центральной бухгалтерии и подразделениях, и утверждается руководителем предприятия. При этом учитываются конкретные условия, сложившиеся на предприятии.
В соответствии с учетной политикой бухгалтерский учет ведется на основе журнально-ордерной системы учета с использованием электронных вычислительных средств. Все хозяйственные операции, проводимые ООО «Фрегат-Центр», оформляются оправдательными документами, являющимися первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения. В соответствии с учетной политикой для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится в сроки, устанавливаемые отдельным приказам по ООО «Фрегат-Центр». Основными регистрами бухгалтерского учета на предприятии являются журналы-ордера – сформированные автоматически на персональных компьютерах, что значительно упрощает применение такой формы учета.
Журналы-ордера открываются на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности ООО «Фрегат-Центр» предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы осуществляются все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Обобщение накопленного опыта отечественного учета позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов ООО «Фрегат-Центр» осуществляют в такой последовательности.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, изложенных в приказе Минфина РФ № 67-н (13).
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности ООО «Фрегат-Центр» подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером ООО «Фрегат-Центр».
Для определения состояния внутреннего контроля в ООО «Фрегат-Центр» были изучены нормативные документы исследуемого предприятия. В результате были обнаружены факты отсутствия необходимых приложений к учетной политике, которые должны быть разработаны в соответствии с ПБУ 1/98, такие как: разработанные корреспонденции счетов по типовым операциям, перечень форм документов, использующихся на данном предприятии, а также график документооборота на 2008 г.
Данные разработки необходимы для осуществления качественной работы бухгалтерии ООО «Фрегат-Центр», а также всего предприятия в целом, так как их отсутствии приводит к возникновению большого числа ошибок при составлении корреспонденций счетов, которые очень часто оказывают влияние на финансовый результат предприятия.
Например, в результате отсутствия перечня документов выписка счетов-фактур покупателям (организациям-рекламодателям) производилась на бланках устаревшего образца, что приводит к налоговым рискам.
Отсутствие графика документооборота иногда приводит к задержке подачи отчетов страховых агентов, отсюда возникают трудности в работе бухгалтерии предприятия ООО «Фрегат-Центр»
В связи с этим необходимо пересмотреть существующие приложения к учетной политике и разработать необходимые документы с целью совершенствования работы и укрепления внутреннего контроля. Основным упущением на предприятии ООО «Фрегат-Центр» является то, что при проведении инвентаризации кассы, проверяется только наличие денежных средств и сверяется с остатком последнего отчета кассира.
Поскольку на предприятии ООО «Фрегат-Центр» учет ведется с использованием персональных компьютеров, программного обеспечения, то:
- необходимо регулярное обновление версии программы «1С: Бухгалтерия», связанное с усовершенствованием версии, исправлением ошибок в модулях, обновление базы данных по нормативным и законодательным актам, а также с изменением формы документов.
-программой предусматривается возможность формирования промежуточного отчета (аналогичного отчету за месяц с формированием оборотов по всем счетам, их сверкой при составлении шахматной ведомости) на любую дату, т.е. перед началом инвентаризации в кассе необходима полная сверка по оборотам всех счетов, корреспондирующих с кассой.
- для совершенствования как внутреннего контроля учета денежных средств и операций по счетам в банках, так и для облегчения проведения аудиторских и других внутренних и внешних проверок предлагаю ООО «Фрегат-Центр» начать ведение журнала регистрации платежных документов, имеющееся в наличии программное обеспечение бухгалтерии ООО «Фрегат-Центр» - «1С: Бухгалтерия» версия 7.7 позволяет без проблем ввести такую форму учета первичных документов и, тем самым, облегчить учет поступивших в кассу приходных ордеров.
С точки зрения главного бухгалтера, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении и универсальна. Планируется приобрести еще компьютер для главного бухгалтера, что связано с автоматизированной обработкой документов бухгалтерской отчетности в налоговых органах и органах статистического наблюдения.
Эти процедуры позволят получать своевременную и достоверную информацию о наличии в кассе денежных средств, порядке их поступления и расходования, будут способствовать облегчению процесса установки очередности платежей и определению суммы, вносимой на расчетный счет предприятия. По результатам можно сделать следующие выводы:
- налоговая и бухгалтерская отчетность ООО «Фрегат-Центр» отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- система внутреннего контроля ООО «Фрегат-Центр» отличается достаточно высокой степенью надежности.
По моему мнению, в целях повышения надежности системы внутреннего контроля ООО «Фрегат-Центр» необходимо:
1. На постоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативных актов.
2. Проанализировать состояние контроля за начислением и уплатой ЕСН и принять меры по повышению его эффективности.
3. На постоянной основе осуществлять мониторинг соблюдения всеми сотрудниками основных требований, предъявляемых к системе внутреннего контроля.
4. Разработать график документооборота
5. Разработать нормативные акты по организации внутреннего контроля по недопущению операций, связанных с легализацией доходов полученных преступным путем, так как практика аудиторских ревизионных проверок свидетельствует, что в организациях зачастую под видом маркетинговых, рекламных и агентских услуг выдают суммы «вознаграждений» из кассы физическим лицам без предварительного начисления заработной платы.
Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии.
Учетная политика ООО «Фрегат-Центр» сформирована в соответствии с нормативными документами, однако отсутствие некоторых приложений к ней (график документооборота, разработанных типовых корреспонденций счетов) соответственно приводит к возникновению ошибок, нетипичных и неправильных корреспонденций счетов.
Поэтому с целью исключения в дальнейшем таких ошибок и налаживания учета, необходимо разработать и внедрить в учетную политику предприятия в качестве приложений график документооборота, разработанные типовые корреспонденции счетов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 291.