Рынок инвестиций в РФ и его особенности
2006
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации 5
§ 1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях. 5
§ 1.2. Инвестиционный климат в России. 8
§ 1.3. Потенциал российского рынка. 12
Глава 2. Инвестиции в российской экономике. 16
§ 2.1. Анализ статистических данных. 16
§ 2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов. 17
§ 2.3. Источники инвестиций. 19
Глава 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 23
§ 3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата. 23
§ 3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. 25
§ 3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования. 26
Заключение. 29
Список использованных источников. 31
Введение
Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества, прежде всего, в экономике.
Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны.[1]
Инвестиции служат "архимедовым рычагом" поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом.
Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики.
Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.
Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для российской экономики приобретает особую актуальность.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол.[2] и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации
Потенциал российского рынка
Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на душу населения.
Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу (количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных потребителей является более весомым фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.[10]
Для большинства же компаний, по мнению многих западных обозревателей, потенциал единого рынка бывшего Союза долгое время рассматривался как огромный и был основным стимулом для инвесторов.
Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате политических изменений и дезинтеграции государств, входивших в СССР, во многом утрачено это преимущество единого и необычайно емкого рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.
Сегодня среди членов СНГ чётко обозначилась группа государств, руководители которых отстаивают идею согласованной экономической политики и тесной интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан. Подписанные правительствами этих стран соглашения направлены на восстановление разорванных производственных связей, координацию налоговой и ценовой политики, организацию нормальной работы транспорта и другие аспекты, обеспечивающие функционирование общего рынка.
Другие же государства СНГ, как, например, Украина, в большей мере изолируют свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельных государств - бывших союзных республик.
Тенденции дезинтеграции в Российской Федерации негативно влияют на общую высокую оценку потенциала единого рынка и существенно снижают значение этого фактора для иностранных инвесторов.
Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных инвесторов обилием, дешевизной и достаточно высокой квалификацией.
Уровень заработной платы в России по оценкам американской консультационной фирмы «Плэн экон» не превышал 3-3,5 доллара в час и ещё понизился к настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных странах (например, во Франции минимальный уровень почасовой заработной платы составляет 5,4 долл., в США-6 долл.).[11]
В современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, так же как и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями. Для многих стран, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.
Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость растет.
Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно.
Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области.
Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств.[12] Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.
Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.
В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов, основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях. Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в области экстремального холода, разработки медицинских инструментов, селекционные работы в экстремальных климатических условиях.
К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось, а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных исследований из бюджета.
Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают все страны ЕС.[13]
Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.
Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.
Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма неудовлетворительное.
В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).
Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.
По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США примерно в 300-500 раз.
Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.
Глава 2. Инвестиции в российской экономике
Источники инвестиций
В экономике большинства стран мира инвестиции осуществляются за счет внутренних источников. Среди них амортизация стоит на первом месте. В общем объеме осуществляемых валовых вложений на нее приходится 60-70%.[16] В России огромные фонды, но половина их не используется. Амортизация же, как ресурс работает, когда списывается используемый капитал. А у нас почти столько же – капитал, который не работает. Амортизация вместо ресурса по неиспользуемым фондам стала бременем. Неиспользуемые фонды надо содержать, вносить налоги за землю и имущество, платить за охрану, отопление и т.д. Если начислена амортизация, то автоматически уменьшается прибыль на ее сумму.
Государству необходимо приложить максимум усилий, для создания механизма, позволяющего переместить активы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, который сумеет их “пристроить”. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е. любая из возможных схем создания среды, позволяющей активам перемещаться.
Если неиспользуемые активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их продажной цены, то получим сумму эквивалентную 200 млрд. руб. Таков масштаб.[17]
К сожалению, до сих пор весьма слабо используется аренда. Между тем в России много малых и средних предприятий, заинтересованных в прямой аренде. Понятно, однако, что с ее помощью производство трудно полностью укомплектовать оборудованием. Где взять недостающее? Возникает потребность в стремительном расширении финансового лизинга на вторичное оборудование, т.е. там, где оно не нужно, оно может быть продано лизинговой компании, которая сдаст его в аренду юридическому лицу.
Сегодня в России 800 (а то и больше) лизинговых компаний. Подавляющая их часть находится в европейской части страны. Понятна важность информации о том, где есть простаивающее оборудование, равно как и о том, кому оно нужно. Механизм же, через который оборудование передается – финансовый лизинг.
В лизинговую компанию могут войти все хозяева оборудования. Тем самым они обеспечивают себе приток живых денег. Раздувания денежной массы здесь нет. Идет физическое перемещение активов. Дело в том, что зачастую крайне сложно заплатить деньгами за оборудование. Проще лизинговой компании купить его у того, у кого оно простаивает. Но лизинговая компания должна иметь и свободные деньги. Где их взять? Неслучайно закон предусматривает, что при поддержке лизинговой деятельности требования на собственные средства ограничены 5%. Очевидный тогда ответ на вопрос – кредит. Однако классическую схему “купи за деньги, возьми кредит” отечественные предприниматели не воспринимают. Единственная развязка состоит в том, чтобы капитализировать свое оборудование, сдавать в аренду и кормиться с лизинговых платежей. Тогда не потребуется для реализации этой схемы массированного впрыска денег, а эволюционным процессом ее можно расширять. Данное направление является чрезвычайно важным. Единственное, что необходимо – организовать дело.
В США доля лизинга в капитальных вложениях составляет 30%, ФРГ – 20, России – 2%. Если говорить о лизинге как о форме осуществления инвестиций вместо покупки, то об одной я уже сказал – вторичное использование оборудования. Вторая форма – финансовый лизинг транспортных средств. Масштаб его незначителен, о чем свидетельствует, в частности, такой характерный и не единичный в экономике факт – в 1998 г. русскими компаниями куплено лишь четыре самолета. Финансовый лизинг самолетов не востребован, на мой взгляд, по одной причине – не отработаны условия взаимоотношений партнеров.
На опыте работы “Пермских моторов” мы столкнулись с такой проблемой. Аэрофлот берет в лизинг пермские моторы ПС-90, ставит на отечественные магистральные лайнеры. Но одно время Аэрофлот перестал оплачивать продукцию “Пермских моторов”. Применение классических схем лизинговых платежей в условиях России связано с риском платежной необязательности. Нужна была схема, которая потенциально исключала бы такую возможность.
Новый подход состоит в следующем. С каждого контракта на перевозку фиксированный процент перечисляется кредиторам, т.е. в лизинговом договоре предусмотрено, что лизингополучатель дает поручение своему банку при поступлении денег определенный процент автоматически списывать на кредитора. Таким образом сразу уходим от риска неплатежей.
Схема, которую придумали применительно к лизингу самолетов, является универсальной, годной к любым транспортным средствам, скажем, седельным тягачам. Западные машины овладели 70% российского рынка. Ведется работа с компаниями-лизингодателями, чтобы организовать достаточно широкомасштабный лизинг этих транспортных средств и насытить российских перевозчиков. Такой же логике, думается, надо следовать применительно к морским и речным судам, железнодорожному передвижному составу. Здесь ожидается стремительное развитие.
В заключение отметим, что может привлечь в Россию инвесторов:[18]
первое – структура продаж, достаточно высокая доля оплаты живыми деньгами проданной продукции. Ясно, что чем выше доля бартера, тем меньше желающих инвестировать;
второе – экспортная составляющая в торговле с дальним зарубежьем. Чем больше доля экспорта, тем надежнее выручка живыми деньгами, тем привлекательнее объект с точки зрения инвестиций.
третье – менеджмент. Деньги всегда вкладываются в эффективную управляющую команду и ее умение зарабатывать деньги.
Глава 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Заключение
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции - вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ даются следующие определения понятиям «инвестиции» и «капитальные вложения»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного положительного эффекта».
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.[22]
Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные на развитие социальной сферы.
По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:[23]
· на новое строительство;
· на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;
· на расширение действующих предприятий;
· на модернизацию оборудования.
По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные.
Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.
Рынок инвестиций в РФ и его особенности
2006
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации 5
§ 1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях. 5
§ 1.2. Инвестиционный климат в России. 8
§ 1.3. Потенциал российского рынка. 12
Глава 2. Инвестиции в российской экономике. 16
§ 2.1. Анализ статистических данных. 16
§ 2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов. 17
§ 2.3. Источники инвестиций. 19
Глава 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 23
§ 3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата. 23
§ 3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. 25
§ 3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования. 26
Заключение. 29
Список использованных источников. 31
Введение
Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества, прежде всего, в экономике.
Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны.[1]
Инвестиции служат "архимедовым рычагом" поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом.
Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики.
Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.
Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для российской экономики приобретает особую актуальность.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол.[2] и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.