ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он  исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечислений", "стадия описания" и "стадия интерпретации".

В начале XX века Бине получил заказ от Министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выявлять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательных школах. Для этой цели Бине разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта. Эти задания настолько хорошо показали себя при первых же пробах, что Бине решил создать тесты не только для различения нормальных и аномальных детей, но и для общей диагностики интеллектуального развития у всех детей от трех до восемнадцати лет. Для каждого возраста он создал задания разной степени сложности, исследующие разные стороны интеллектуального развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логического мышления и т.д.

Для каждого возраста предназначалось не меньше пяти-семи заданий, причем Бине подчеркивал, что важно не столько содержание тестов, сколько их число. Он был убежден, что смышленый ребенок всегда лучше справится с заданием, а большое количество заданий поможет избежать случайностей. Наибольшей трудностью при конструировании тестов была необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ. То есть тесты должны были исходить из того минимального опыта, который имеется у всех детей этого возраста. Только в таком случае, подчеркивал Бине, мы сможем отличить обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким интеллектом, но не прошедшие специальное обучение, будут в равном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заведениях или дома.

"Умственный возраст" ребенка высчитывался при помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине -  Т.Симоном, и располагался в промежутке между последними правильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными ответами (три минуса подряд).

Позднее немецкий психолог В.Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта IQ, который является постоянной величиной и высчитывается по формуле IQ = у.в./ф.в. х 100, где у.в. умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Симона, а ф.в. физический (хронологический) возраст ребенка.

Нормой являлся коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше одаренные. Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, то есть и в 3 и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же, несмотря на изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем.

Необходимо отметить, что несмотря на многие недочеты тесты Бине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей.

Направленность тестологии на оперативное решение практических задач обусловила ее быстрое и широкое распространение. Процедура измерения интеллекта воспринималась как средство, позволяющее на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д.

Кроме рассмотренных направлений продолжаются исследования в рамках общей дифференциальной психологии, где ведущими являются проблемы индивидуально-типического развития человека определенного возраста.

 Таким образом, дифференциация основных условий и факторов, определяющих психические развитие, приводит к исторической необходимости становления дифференциальной психологии развития, которая востребована психологической практикой, имеющей дело с уникальным человеком, интегрирующем в себе единство биологического и социального, исторического и онтогенетического, этнического и индивидуального – типического.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная психология развития ориентирована на изменения, происходящие в нашем обществе и в психологической науке в целом.

Такие изменения обуславливают более тонкую дифференциацию отраслей психологии, изучающих психическое развитие. Так, уже существует возрастная психология, в фокусе внимания которой содержание возрастной динамики психического развития человека на протяжении всего онтогенеза.

Развитие человека – единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности.

Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.

Психология развития занимается изучением проблем психического развития в онтогенезе, преобразуя и организуя взаимосвязи между различными отраслями психологического знания.

С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии.
Попытки перейти от житейской мудрости к научному знанию, содержавшиеся в учениях о темпераментах и о способностях, сыграли свою прогрессивную роль. Но только с внедрением в психологию эксперимента и с появлением новых критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

4. Общая психология. Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1970.

5. Психология. Учебник / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.

7. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.

8. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.