Борьба за смыслы, образы, акценты понимания событий, за установки и ориентации масс обостряется с ростом неопределенности общественной ситуации. Неопределенность возрастает в периоды, предшествующие поворотным моментам истории. Разрешение ситуации неопределенности приводит к тому, что политический победитель навязывает свой смысл или буквально "пишет историю". Однако есть события, которые не являются публично подготовленными и которые случаются относительно неожиданно или неожиданны по своим масштабам и глубине воздействия. Такими событиями являются теракты. Борьба за смыслы и акценты этих событий разворачивается сразу после их совершения. Таким событием стал теракт в Беслане.
При внешней схожести отношений различных СМИ к этому теракту можно обнаружить определенные различия. Они выявлялись с помощью количественного контент-анализа публикаций. В выборке, подвергнутой анализу, представлены все статьи и материалы "Независимой газеты", "Коммерсанта", "Советской России", в которых содержится слово "Беслан" с 1 по 17 сентября 2004 г. Статьи снимались с Интернет-сайтов газет автоматическим образом. Объем статейного материала различается по газетам в связи с разными объемом газет, частотой выхода газет и вниманием к событиям: "Независимая газета" - 154 статьи, 0,8 мегабайт информации, "Коммерсант" -48 статей, 0.4 мегабайта информации, "Советская Россия" - 27 статей, 0.2 мегабайта. При анализе относительное сравнение проводилось с выравниванием данных. Использовалась компьютерная программа "Контент-вижн" (автор Вирник Ю.П.).
Рассматривалась только частота использования тех или иных слов, без оценки контекста их использования, т.е. не проводилось дополнительного исследования, как подаются те или иные слова - в позитивном или негативном значении.
1. Смысловой ряд противостояний "мы" - "они" у газет различается не очень значительно. Наиболее склонны к объединению "мы" авторы "Коммерсанта", затем "Независимой газеты". Авторы "Советской России" и ее подразумеваемые читатели "мы" не склонны объединяться с кем-либо в борьбе с "они", тогда как претензии на окружающий мир у них значительно больше, чем у авторов других газет, они ярко ощущают себя и свой мир пострадавшим в результате теракта (ряд слон "наш" выбивается из общего ряда в сторону увеличения).
Превалирование "мы" над "они" создает эмоциональный фон, ориентирующий читателей на возможность преодоления негативного, на "нашу" победу над "ними".
4. Наиболее эмоционально негативно настроенной к террористам можно признать "Советскую Россию". Ряд "Подонки \ убийцы \ сволочи \ убдюдки \ нелюди \ твари встречается в пропорционально представленном тексте наиболее часто. Затем следуют "Коммерсант", "Независимая газета". 3."Советская Россия" наиболее негативно относится к тем, кто совершал акцию в Беслане, используя негативный ряд "террористы \ бандиты" в три раза чаще, чем относительно нейтральный "боевики \ сепаратисты \ шахиды \ басаевцы \ захватчики".Независимая газета" ряд "террористы \ бандиты" использует в два с половиной раза чаще относительно нейтрального ряда "боевики \ сепаратисты \ шахиды \ басаевцы \ захватчики". "Коммерсант" стремится к уравновешиванию негативных и нейтральных рядов при некотором превалировании негативных характеристик 4.Наиболее склонна к интерпретации событий в этнонациональных категориях газета "Коммерсант", ее авторы склонны видеть причины трагедии и конфликта в деятельности различных народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских. "Коммерсант" практически не использовал обобщенного понятия "россияне", описывая события. Наиболее интернационалистична и даже этнобезразлична "Советская Россия". В ней названия народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских - все вместе встречаются почти также часто (12 раз), как и слово "россияне" (9 раз). "Независимая газета" приоритеты расставила так: русские, чеченцы, ингуши, осетины. "Россияне" только в шесть раз встречаются реже, чем названия всех четырех народов.
5. Религиозные причины событий интересуют в первую очередь "Независимую газету", примерно в два раза реже пропорционально имеющимся материалам, чем "Коммерсант" и "Советская Россия".
6. Понятие "война" на единицу текста чаще других использует "Советская Россия". Ряд понятия "терроризм" используется значительно чаще относительно более нейтрального ряда "теракт \ захват", «Независимая газета" тоже достаточно часто использует понятие "война" и ее производные, тогда как "Коммерсант" менее всех склонен применять понятие "война" к оценке описываемых событий. Эта газета относительно чисто использовала более нейтральные "захват" и "теракт".
7. "Советская Россия" частотно склонна ассоциативно связывать произошедшие события с действиями "властей \ чиновников", в четыре раза чаще "Независимой газеты" и в пять раз чаще "Коммерсанта". Интерес к деятельности ряда "спецслужбы \ силовики \ ФСБ \ МВД Ч милиция" по частоте упоминания относительно выражен у "Коммерсанта", затем "Независимой газеты", наиболее низок у "Советской России". 8.В рамках оценок "трагедия \ катастрофа" склонны трактовать события примерно одинаково "Независимая газета" и "Советская Россия". Для "Коммерсанта" частотное использование понятия "трагедия" почти в 15 раз реже.
Количественный контент-анализ дает значимые результаты в дополнение к другим видам анализа: смысловому, качественному контент-анализу и т.д. Вне этого дополнения он ведет к формулированию гипотез, которые могут быть проверены другими способами.
Заключение
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.
Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.
При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.
Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь.
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются.
4.Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
5.Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
6.Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Контент-начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:
Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.
Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.
В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Использование личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.
Список используемой литературы
1.Барсамов В. А. Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2
2. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.
3. Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6.
4. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004.
5. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997.
6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.
7. Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.
8. Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Приложение
Типичный котировальный бланк для проведения структурного контент-анализа
Регистрационный номер | Тип статьи | Дата публикации | Кандидат | Газета | Общие преференции | Выделенность материалов | Графические средства | Заголовок | Содержание | Общее число столбцов | Число столбцов, посвященных кандидату |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 277.