ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной на сегодня. Цель работы выяснить причины раннего брака и материнства, рассмотреть поставленные задачи.
Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества. А лучше сказать, семья и есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности.
В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимости от наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье. Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности. Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же настаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни.
Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Глава 1. Исторические взгляды на семейный брак.
Семья в библейские времена.
Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».
Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи»
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье.
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу. В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление»(1-Коринф.) И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»[1-е Коринф. 7,32.33]
Внутрисемейные отношения по «Домострою». В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»
Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.
К настоящему моменту появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет их нетрадиционными: неполные семьи и смешанные (по определению В. Сатир это семьи которые объединяют части ранее существовавших).
Генезис семейно-брачных отношений происходит в соответствии со сменой культурно-исторических эпох, общественных отношений и религиозных представлений.
Взаимосвязь функций семьи.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий»[5]. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей, на эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным. Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демографы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте —нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.
Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют.
Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости. Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства для населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.
Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию непосредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве должно сводиться только к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. При этом равенство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной молодой семьи.
Жизнь семьи многогранна. Мной кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности (материальные, духовные, физиологические и др.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно—необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.
Проблемы современной семьи.
Сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18 % супружеских пар не желают вообще иметь детей. Сложные экономические условия радость от рождения ребенка превращают в борьбу за выживание.
Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 — на первые 5 лет. С ростом разводов растет и количество неполных семей, чаще с одной матерью. Это приводит ко многим другим проблемам и к повышенной занятости матери, вынужденной обеспечивать себя и ребенка, и к растущей отчужденности ребенка, так как мама не может уделять ему достаточного внимания, и как уже говорилось неполноценному развитию личности.
Другая проблема – это маскулинизация женщин, связанная с развитием бизнеса в России и других странах. Женщины, занимающие ключевые руководящие посты, в борьбе за выживание в жестоком мире бизнеса постепенно теряют свои исконно женские черты и все больше становятся похожими на мужчин. Ведь женщинам приходится жертвовать такими ценностями как личными отношениями, семьей, детьми. А также уступчивостью, покладистостью, беззаботностью и нежностью. Как показывают исследования, треть женщин занимающих руководящие посты в наиболее преуспевающих компаниях, не имеют детей, в то время как большинство их коллег мужчин являются счастливыми отцами и мужьями.
Экономическая самостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал быть единственным кормильцем семьи, и это сказалось на семье не лучшим образом. В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он — кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств), а мать —экспрессивную (она—хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и перегрузок внешнего мира). Ныне работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказывается под вопросом либо отец вовсе устраняется. Глубокое нарушение взаимодействия между супругами приводит, в конце концов, к тому, что одна только женщина имеет власть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения («игры») «Я одна везу этот воз» или «Чуткий коготь» (заглавие одной из статей в «Литературной газете» О.Чайковской), когда жена и мать «вкалывает, как лошадь», и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспитание детей, и школа, и общественные поручения — все на ней. Муж у такой женщины — «порочный»: все время проводит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой; дети по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попреки, несчастна жена, несчастен муж, несчастны дети — инфантилы со сломленной волей.
Между тем для нормального существования супружества и оптимальной социализации детей необходимо наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов. Значение отца в воспитании детей имеет тем большее значение, что без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной. В этом плане влияние родителей (не только их подход к ребенку, но и то, как они сами выполняют свою половую роль, каковы их супружеские отношения и т. п.) оказывает прочное воздействие на последующую жизнь человека. В дальнейшем возможны существенные изменения, но они никогда не бывают тотальными. Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности.
Настоящим бедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал сто лет тому назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Это страшное предсказание стало у нас фактом повседневной жизни. При молчаливом попустительстве общества, по официальной статистике, в стране ежегодно убиваются 8 млн. детей. Аборты превратились в массовый террор против собственных детей.
Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же наслаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни.
Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа. В противоположность Западу цивилизация в России носит преимущественно духовный характер. Идея совершенствования души, преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни для русского человека всегда были ближе материального благополучия. Архимандрит Иларион (Троицкий) достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение…. Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Следовательно, противоречие двух цивилизаций не вызвано какими-то конкретными несовпадениями отдельных сторон жизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Особенно велика роль планирования семьи в снижении детской смертности благодаря увеличению интервалов между родами, профилактике невынашивания беременности, улучшению условий жизни беременных женщин. Чрезвычайно важное значение имеет работа по планированию семьи в сохранении здоровья подростков. Она включает в себя предоставление информации о вреде раннего начала половой жизни, риска наступления беременности, особенностях исходов родов и абортов, обеспечение контрацептивами, анонимность услуг. Опыт показывает, что хорошо поставленная работа по планированию семьи с подростками приводит к снижению показателей материнской заболеваемости и смертности, профилактике искусственных абортов, предупреждению заболеваний, связанных с ранним началом половой жизни, профилактике СПИДа и венерических заболеваний.
В обществе сложились различные подходы к половому просвещению детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственном масштабе чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов. Система полового воспитания должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения.
Вообще, никто, кроме родителей, не способен убедить своего ребенка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот почему так важно не потерять контакт с ребенком. Тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. И все же надо смотреть на жизнь реально, поэтому обязательно рассказать подростку о самых распространенных методах предохранения.
Список литературы.
1. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
2. Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986.
3. Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.
4. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984
5. Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство, 1984.
6. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.
7. Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.
8. Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.
9. Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.
10. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.
11. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.
12. Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.
13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
14. Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996.
15. Чегот Д.М. Брак, семья, закон. Л., 1996.
16. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.
17. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.
18. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. Л.,1991
19. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991.
20. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.
21. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. С.72.
22. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1995.
23. Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.
24. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.
25. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С. 100
26. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологические исследования. №6, 1994, с.90.
[1] Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75.
[2] Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.
[3] Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.
[4] Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.
[5] Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проблемы. - М, 1997.—С. 34—35
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной на сегодня. Цель работы выяснить причины раннего брака и материнства, рассмотреть поставленные задачи.
Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества. А лучше сказать, семья и есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности.
В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимости от наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье. Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности. Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же настаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни.
Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Глава 1. Исторические взгляды на семейный брак.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.