При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье.
Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. Как показывает многолетняя практика, введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий.
Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в начале изучения каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.
Учащиеся должны знать:
- виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки и трусов, особенности моделирования плечевых изделий на основе чертежа ночной сорочки, способы моделирования купальников;
- назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и соединения ее с изделием, обработки застежки планкой, притачивания кулиски;
- экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для ремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трикотажных изделиях,
- единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера.
Учащиеся должны уметь:
- применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин читать кинематические схемы;
- разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
- работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника;
- выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачкой, кружевом, тесьмой, обрабатывать ластовицу и соединять ее с изделием, обрабатывать застежку планкой, притачивать кулиску;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой, обрабатывать край купальника под резинку, проводить примерку и исправлять дефекты оценивать качество готового изделия;
- выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной машины, поднимать петли на трикотажных изделиях.
2.2. Учебно-тематический план занятий
№ урока. | Тема урока. | Теоретические сведения. | Практическая работа. | Объект труда. | Методы, материал, оборудование. | Форма организации познавательной деятельности. |
1. 2. 3. 4. 5. | Раскрой плечевого изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки и устранение дефектов. Обработка изделия после первой примерки. Обработка выреза горловины обтачками (подкройной и косой). Обработка низа изделия. Выполнение отделочных работ. Демонстрация изделий и контроль качества работ. | Способы расположения деталей выкройки на ткани. Способы переноса линий кроя на детали кроя. Приемы соединения плечевых срезов. Последовательность соединения деталей. Инструкция по проведению первой примерки. Правила проведения первой примерки. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки плечевых и боковых швов. Способы обработки горловины. Способы обработки низа изделия. ВТО изделия. Требования к качеству готового изделия. | Подготовка ткани к раскрою. Выполнение раскроя изделия (сорочки). Проведение первой примерки. Обработка изделия после первой примерки. Обработка изделия после первой примерки. Обработка горловины с отрезным подбортом и обтачкой. Обработка низа изделия Окончательная обработка изделия. | Детали выкройки швейного изделия (сорочки). Швейное изделие (сорочка). Крой подготовленный к обработке (сметанное изделие) Швейное изделие (сорочка). Швейное изделие (сорочка). | Объяснение, демонстрация, практическая работа. Ткань, иглы, булавки, ножницы, сантиметровая лента, детали выкройки. Объяснение, демонстрация, практическая работа. Швейное изделие, подготовленное к примерке, булавки, иглы, нитки, ножницы. Объяснение, демонстрация, практическая работа. Крой подготовленный к обработке (сметанное изделиеиетанное издеенный к обработке ()римерке, булавки, швейные машины, уоюг, ______________________________________________________), швейные машины, утюг, гладильная доска, ножницы, нитки, булавки. Объяснение, демонстрация, практическая работа. Швейные машины, ткань, иглы, нитки, утюг, гладильная доска, ножницы, булавки. Объяснение, демонстрация, практическая работа. Утюг, гладильная доска, ножницы, распарыватель изделия, фурнитура. | Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. |
План-конспект урока
Урок в форме деловой игры "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру"
Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”.
2. Научить строить чертеж плечевого изделия на индивидуальную фигуру в М 1:1, пользуясь инструкционной картой, чертежом в М 1:4, эскизом.
3. Развивать у детей навыки самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- таблица № 1 “Творческий проект - халат”;
- таблица № 2 “Технологическая последовательность изготовления халата”;
- таблица № 3 “Построение чертежа плечевого изделия в М 1:1”;
- таблица № 4 “Последовательность подготовки чертежа халата к раскрою”;
- бумага для чертежей;
- рабочие тетради;
- сантиметровые ленты;
- эскизы учащихся;
- фломастеры, ножницы, линейки, ткань.
Подготовка доски и кабинета:
- доска – табло;
- на доске таблицы №1 и №2;
- на стенде №1 эскизы детей;
- на стенде №2 ткани для проектируемых изделий.
Подготовка детей:
на уроке дети работают по следующим ролям:
- художник – модельер;
- гл. конструктор;
- гл. инженер;
- технолог;
- экономист;
- эколог;
- начальник смены;
- инженер по ТБ
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вводная часть
Сегодня у нас не традиционный урок, а урок в форме деловой игры. Этот урок дает не только знания, но и, поможет кому – то выбрать в дальнейшем свой жизненный путь.
Быстро пробегут школьные годы и перед вами встанет вопрос “Кем быть?”. Хочу сказать, прежде всего, вы должны быть хорошими профессионалами в своем деле. У профессионала должен быть творческий склад ума; он должен быстро реагировать на любую создавшуюся ситуацию, уметь строить последующие действия. А теперь давайте представим: я – не учитель, а вы не ученики. Я – директор фирмы, а вы специалисты этой фирмы.
Кроме того, у нас есть табло, на котором будет высвечиваться рейтинг каждого из вас.
3. Обобщение, закрепление пройденных тем.
В связи с увеличением объемов производства на нашей фирме возникла потребность освоения нового, нужного потребителю объекта труда, который я представляю в виде творческого проекта “Халат”.
Проект нового изделия я разделила на 3 этапа:
- организационно-подготовительный;
- технологический;
- заключительный.
В данный момент меня интересует организационно – подготовительный и технологический этап (работа на доске с таблицей №1)
На прошлом художественном совете я дала поручение ведущим специалистам провести анализ данного проекта.
Над историческим исследованием, направления моды, выбором моделей и тканей, над стилем и силуэтом нового проекта работают художник – модельер и гл. конструктор.
Предоставляю слово художнику – модельеру предприятия.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли художника - модельера)
Слово главному конструктору.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли гл. конструктора)
Конструкция халата должна предусматривать минимум швов. Возможно применение конструктивной кокетки и функциональных карманов. Именно здесь используются отделочные элементы. Оформление домашней одежды может решаться разнообразными декоративными приемами. Рукава не должны сковывать движений. Для этого будет хороша конструкция рубашечного покроя с цельнокроеным рукавом. Нашими модельерами уже подобрали соответствующие образцы тканей и моделей, необходимых для изготовления домашнего халата (показывает на стенде №1 и №2).
Над выбором оборудования и инструментов работает главный инженер
(Выступает ребенок в роли гл. инженера)
Моим отделом проведена ревизия универсальных швейных машин и специальных машин для обметывания срезов, изготовления петель и пришивания пуговиц.
Приобретены дополнительные приспособления для обработки низа изделия и окантовки деталей изделия косой полоской.
Организация рабочих мест поручена главному технологу предприятия
(Ребенок в роли гл. технолога)
Нами переоборудован существующий нерентабельный цех в цех по производству нового изделия. Проводится переквалификация работников предприятия на работу в новых условиях труда.
А будет ли новое изделие рентабельно? Расчет себестоимости нового изделия я поручила главному экономисту
(Ребенок в роли главного экономиста)
Я провела анализ себестоимости данного изделия (на 1 ед.)
- стоимость ткани – 50руб.;
- стоимость фурнитуры – 20руб.;
- стоимость электроэнергии – 15руб.;
- отчисления на износ оборудования – 10руб.;
- отчисления на экологию – 10руб.;
- оплата труда – 25руб.;
- отчисления на налоги и в пенсионный фонд – 13руб.
Итого: 143руб.
После исследования рынка, я пришла к выводу: единицу нового изделия можно реализовать не дешевле 180руб.
Итак: прибыль с каждой ед. 37руб. Отсюда можно сделать вывод: изготовление данного изделия будет рентабельно. (Расчет дан условный).
Разработка мероприятий по сохранению окружающей среды поручена экологу предприятия.
(Ребенок в роли эколога)
Мною составлен план мероприятий по сбережению сырья и материалов, а также по раздельной утилизации отходов производства
(Ребенок в роли начальника смены определенными знаками на табло отмечает ответы специалистов)
Теперь меня интересует подготовка второго, технологического этапа.
Главному технологу предприятия поручена разработка технологической последовательности изготовления нового изделия.
(Ребенок в роли главного технолога работает у доски, пользуясь таблицей №2)
Отделом главного технолога разработана технологическая последовательность изготовления халата. Модельером уже отобраны оптимальные модели и подобраны образцы тканей (показывает стенд №1 и №2).
На предприятии по изготовлению халатов на индивидуальные фигуры мастера приступили к приему заказов и снятию мерок. Сегодня мы приступаем к построению чертежей и изготовлению выкроек (лекал) на индивидуальные фигуры.
4. Вопросно-ответная беседа
На предприятии по изготовлению изделий на индивидуальную фигуру работают молодые специалисты, поэтому прошу гл. конструктора проверить готовность подчиненных к работе в новых условиях
(Опрос главного конструктора)
Какие виды женских фигур вы знаете?
Какие мерки, и в какой, последовательности снимают с индивидуальной фигуры?
Что еще, кроме мерок, используют для построения чертежа халата?
Что такое прибавка на свободное облегание?
Какие прибавки необходимы для построения данного чертежа?
Как рассчитать ширину изделия для построения чертежа халата?
Как рассчитать длину изделия?
Как рассчитать ширину горловины?
Как рассчитать глубину горловины спинки?
Как рассчитать глубину горловины переда?
Как рассчитать глубину горловины проймы?
Как найти место расположения линии талии?
(Ребенок в роли начальника смены отмечает ответы на табло)
5. Анализ самостоятельной работы
Вопросно-ответная беседа показала, что молодые специалисты готовы к предстоящей работе.
Главного конструктора прошу, пользуясь схемами, провести анализ построения чертежа халата в М 1:1. анализ данного чертежа будет соответствовать анализу чертежа в М 1:4
(Ребенок в роли главного конструктора работает у доски, пользуясь таблицами №3 и №4)
Построение чертежа халата и подготовку выкроек к раскрою проводим в три этапа.
I этап. Построить: 1. Сетку халата
2. Горловины спинки и переда
3. Рукав
4. Линию низа
5. Линию бока
6. Линию талии
II этап. Провести самопроверку и взаимопроверку участков построения ВВ1 и В1 Г
III этап. Указать:
1. Припуски на швы
2. Сгиб ткани
3. Долевую нить
4. Название линий
Нанести фасонные линии в соответствии с выбранным эскизом.
6. Подготовка к самостоятельной работе
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, прошу инженера по ТБ сообщить о мерах по соблюдению условий ТБ и культуре труда на предприятии.
(Ребенок в роли инженера по ТБ)
Мною разработан план мероприятий по соблюдению техники безопасности при выполнении ручных, машинных и влажно – тепловых работ.
Продуманы действия по сохранению здоровья работников и культуре труда на предприятии:
- производственная гимнастика на рабочих местах;
- автоматизированное проветривание цехов;
- установка дополнительных кондиционеров;
- установка на рабочих местах музыкальных точек с наушниками;
- создание дополнительной комнаты для приема пищи;
- создание комнаты отдыха;
- озеленение цехов и салонов.
В данный момент необходимо соблюдать правила ТБ с колющими и режущими инструментами, поэтому, перед началом работы прошу подойти к стенду по ТБ, ознакомиться с инструкцией и расписаться.
Начальнику смены необходимо проверить подготовку рабочих мест и инструментов, а затем доложить главному конструктору о готовности к работе.
(Ребенок в роли начальника смены передает подготовленную бумагу для чертежей на рабочие места, затем поочередно передаются сантиметровые ленты и линейки, после этого он докладывает конструктору о готовности к работе)
(Ребенок в роли главного конструктора напоминает всем о необходимости проводить все измерения на чертеже только сантиметровой лентой, т.к. фигуры измерялись сантиметровой лентой)
7. Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. На данном этапе работы каждый ребенок играет роль рядового конструктора и выполняет чертеж на индивидуальную фигуру по собственному эскизу, пользуясь инструкционной картой и чертежом в М 1:4.
Перед завершением I этапа необходимо приостановить работу и напомнить о II этапе, где проверяются участники ВВ1 и В1Г, от которых зависит правильность построения всего чертежа.
На III этапе детям рекомендуется сверить подготовку выкройки к раскрою с таблицей №4, которая находиться на доске.
Ребенок в роли главного конструктора по мере завершения работы, принимает чертежи и размещает их на классной доске вместе с соответствующими эскизами.
Ребенок в роли начальника смены отмечает на табло фамилии детей, выполнивших чертежи.
К концу урока на доске должны быть размещены выкройки с соответствующими эскизами всех учащихся.
8. Подведение итогов, оценка работы.
Наш урок в форме деловой игры подходит к концу. Как сказано в известной поговорке “Конец – всему делу венец”. Наш урок является венцом раздела “Проектирование и изготовление плечевых изделий”. Это урок повторение и закрепления знаний и умений по данному разделу.
Что, из ранее полученных знаний, вы повторили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
Оценку вашей работы на уроке высветило табло, за которым внимательно следил начальник смены.
Заключение
Технология в современном смысле становится довольно универсальным понятием, означающим сферу всякой деятельности человека, совокупность знаний, обслуживающих эту деятельность и соответствующую технику. Ее можно охарактеризовать как рациональный способ деятельности человека, осуществляемый на основе систематического применения теоретического знания. Выступая особой формой научно-практических знаний об эффективных методах преобразования каких-либо природных и социальных объектов и знаний о самой деятельности, технология обеспечивает достижение определенных целей. В отличие от обычных научных знаний, как знаний "что", технологические знания есть знания и "как" (В.Н.Князев).
В структуре современного научного знания теоретическое технологическое знание выделяется из системы технических наук, превращая технологические науки в самостоятельные, имеющие свой предмет изучения. Технологическое знание становится специфической сферой научно-теоретического знания, аналогичной естествознанию. В системе единого научного знания технологические науки занимают промежуточное положение между естественными и общественными науками. При этом естественные науки определяют границы возможного в технологии, а общественные - обосновывают границы целесообразного.
В данной курсовой работе автором проведено исследование технологии обработки плечевого изделия. Составлен тематический план занятий, выявлено место процесса в курсе «Технология обработки ткани», определены формы и методы обучения школьников технологии обработки плечевого изделия, подготовлен план-конспект урока по курсу.
Список литературы
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г. - с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., - с. 23-38.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г. - с. 33-37.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г. - с. 44.
5. Бузов Б. А. и др. Материаловедение швейного производства. – М, 2004г. – с. 22.25.
6. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.
7. Гущина К. Г., Беляева С. А. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды. - М, 2004г. – с. 96.
8. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г. - с. 16-22.
9. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г. - с. 12-15.
10. Зак И. С., Горохов И. К. Справочник по швейному оборудованию. - М, 2003г. – с. 81.
11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г. - с. 18-22.
12. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г. - с.33.
13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г. - с. 122.
14. Кокеткин П. П. и др. Промышленная технология одежды. Справочник. М, 2004г. – с. 84.
15. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г. - с. 28-45.
16. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г.- с. 11-28.
17. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г. - с.119-120.
18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004г. - с. 66.
19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002г. - с. 37-40.
20. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002г. - с.98-104.
21. Онищук В.А. Урок в современной школе - М, 2002г. - с. 58-60.
22. Першина Л. Ф., Петрова С. В. Технология швейного производства. - М, 2004г. – с. 16-18.
23. Пожидаев Н. Н. и др. Материалы для одежды. - М, 2005г. – с. 113.
24. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПКПРО, 2004г. - с. 69-70.
25. Савостицкий А. В., Меликов Е. Х. Технология швейных изделий. - М, 2003г. – с. 111.
26. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002г. -
с. 22-27.
23. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003г. - с. 17-24.
24. Сухарев М.И. Материаловедение. – М, 2003 г.
25. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г. - с.118.
26. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М. 2001г. - с.122-127.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 251.