Роль дороги в произведениях русской классики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

Введение

Ι. Основная часть

1. Роль дороги в произведениях русской классики

1.1 Символическая функция

1.2 Композиционная и смысловая роли

2. Эволюция образа дороги

2.1 Допушкинский период

2.2 Золотой век русской литературы

2.2.1 Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»

2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова

2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь развития человечества в поэме

Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе

3. «Очарованные странники» и «вдохновенные бродяги».

3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина

3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники

Заключение

Список литературы

 



Введение

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;

- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

В работе над рефератом были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».

Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.

Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.

 



Роль дороги в произведениях русской классики

Эволюция образа дороги

Допушкинский период

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

 

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…

 

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальную действительность. Следует отметить, что сходную же цель ставил перед собой и Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души». Для решения поставленной задачи как нельзя лучше подошёл жанр путешествия. В самом начале своего пути, слушая заунывную песню ямщика, путник говорит о «скорби душевной» как основной ноте русских народных песен. Образы, которые использовал А.Н.Радищев (ямщик, песня), будут встречаться и в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.



Заключение

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. К использованию этой пространственно-временной метафоры прибегали многие поэты и писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и «19 октября», Н. В. Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров и Г. Артамонов.

В поэзии А. С. Пушкина многообразие дорог образует единое «карнавальное пространство», на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и путника, и Марию Деву. Поэтическая дорога, представленная в стихотворении «Поэту», стала символом свободного творчества. Исключительно большое место занимает мотив и в романе «Евгений Онегин».

В творчестве М. Ю. Лермонтова мотив дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии с природой и с собой. А у Н. А. Некрасова дорога отражает духовное движение крестьян, поиск, испытание, обновление. Очень много значила дорога и для Н. В. Гоголя.

Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.

Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.

Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

 



Список литературы

 

1. Благой. Д. Д. А. Н. Радищев. Жизнь и творчество [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Д. Д. Благой. - М.: Знание, 1952

2. Евгеньев. Б. Александр Николаевич Радищев [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Б. Евгеньев. - М.: Молодая гвардия, 1949

3. Петров. С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества [Болдинская осень. «Евгений Онегин»]/ С. М. Петров. - М.: Просвещение, 1973

4. Лотман. Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Очерк дворянского быта онегинской поры]: комментарии/ Ю. М. Лотман. - Ленинград: Просвещение, 1983

5. Андреев-Кривич. С. А. Всеведенье поэта [Последний год. Последние месяцы]: жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова / С. А. Андреев-Кривич. - М.: Советская Россия, 1973

6. Бугров. Б. С. Русская литература ХΙХ - ХХ веков / Б. С. Бугров, М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2000

7. Грачева. И. В. Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / И. В. Грачева. - Литература в школе. - 2001. - №1. - стр. 7-10

8. Манн. Ю. Постигая Гоголя [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2005

9. Тырина. Л. Н. В. Гоголь «Мертвые души» [Образ дороги в поэме «Мертвые души»]: в изложении для школьников / Л. Тырина. - М. Дрофа, 2000

10. Манн. Ю. Смелость изобретения [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Детская литература, 1985

11. Манн. Ю. В поисках живой души [Снова в дороге] / Ю. Манн. - М.: Книга, 1987

12. Дыханова. Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова [Пути-дороги «Очарованного странника»] / Б. С. Дыханова. - М. Художественная литература, 1980 - [1]

13. Барулина. Л. Б. «Очарованный странник» Н. С. Лескова / Л. Б. Барулина. - Литература в школе. - 2007. - №10. - стр. 23-25

14. Егоров В. Любовные странности… : сборник стихов / В.Егоров. - М.: Некоммерческая издательская группа «Эра», 2000

15. Гоголь Н. В. Мёртвые души / Н. В. Гоголь. - М.: Правда, 1984

16. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. - М.: Просвещение, 1984

17. Лесков Н. С. Очарованный странник: повести и рассказы / Н. С. Лесков. - М.: Художественная литература, 1984

18. Некрасов Н. А. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - М.: Детская литература, 1979

19. Пушкин. А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. - Екатеринбург: Ладъ, 1994

20. Ступина В. Н. Современная литература Зауралья последнего десятилетия: новые имена: хрестоматия / В. Н. Ступина. - Курган: ИПК и ПРО, 2005

 



Приложение

 

Валерий Егоров.

Журавлик.

Не выдернуть из прошлого страницу,

На будущем не стоит ставить крест,

Ты отпусти из пальчиков синицу,

Журавлик где-то кружится окрест…

Мы сами себе звезды выбираем,

За светом их по тропочкам бредём,

Себя в пути теряем и ломаем,

Но всё равно идём, идём, идём…

Движенье - смысл мирозданья!

А встречи - это вёрсты на пути,

Общенье - опиум сознанья,

И мне словами самокрутку закрути.

Я сам давно уже готов к обману,

Ведь мир из слов и

предложений сотворён!

Жаль… что слова подвержены изъяну,

Ошибками путь к сути занесён…

Не написать ли вместе нам страницу?

Скажи о чём? скажу тебе зачем.

Ты отпусти из пальчиков синицу,

В чём был ничем, в том завтра стану всем!

Думы.

Ожидание, встречи, разлуки…

Дождик гладит щекою стекло.

И виски потирают уставшие руки,

Грустью душу за…волокло.

Перепутья, пути, остановки,

Вёрсты лет в полотне бытия.

И веселья самоуловки,

Чтоб в них спрятаться… от нытья.

Начинаешь - просты результаты,

Скучноват человеческий род,

То, что есть, всё свершалось когда-то,

Коль родилось, то значит умрёт.

Собираю себя по словечкам,

Буква к букве - рождается слог,

Бог, любовь подарив человечкам,

Несвершённостью занемог…

И пускаются чувства по кругу:

Потеряв, больше хочется взять.

По взаимности райскому лугу

Мимолётностью пробежать…

Расстояние, время, невстречи,

Мы заборы собой создаём,

А не проще ли - руки на плечи,

И в бездумности водоём!..

Геннадий Артамонов

До свидания, школа!

Сегодня в нашем классе тишина,

Присядем перед дальнею дорогой,

Отсюда начинается она,

Уходит в жизнь от школьного порога.

Не забывай друзей, не забывай!

И этот миг запомни, как признанье,

Не будем школе говорить «прощай»,

А скажем ей негромко «до свидания».

В мелькании крылатых школьных лет

Когда же мы, ребята, повзрослели?

Подумать только: детства больше нет,

А к юности привыкнуть не успели.

Ни золотой сентябрь, ни синий май

Не позовут нас больше в это зданье…

И всё же мы не говорим «прощай»,

А повторим, как клятву, «до свидания».

Держись, мой однокашник, веселей,

Когда качнут житейские метели!

Наверное, глаза учителей

Недаром в этот вечер повлажнели.

Ты их в пути почаще вспоминай,

Старайся оправдать их ожиданья,

Учителю мы скажем не «прощай»,

«Спасибо» скажем мы и «до свидания».

Наш класс сегодня непривычно тих,

Но всё ж, друзья, не опускайте плечи!

Мы здесь оставим часть сердец своих

В залог грядущей и веселой встречи.

Свет школьной дружбы маяком сияй!

Лети к нам сквозь года и расстоянья!

На счастье, одноклассник, руку дай

И не прошай, мой друг, а до свидания!

Николай Балашенко

Осень на Тоболе

Вдоль Тобола иду по тропинке,

На душе непонятная грусть.

Невесомо плывут паутинки

В свой осенний неведомый путь.

С вяза лист опадает зеленый

На мерцанье холодной волны…

И плывет он задумчиво-сонный,

Где Ермацкие плыли челны.

Чуть в сторонке береза-подруга

Не спешит сбросить желтый наряд;

На краю у пожухлого луга

Две осинки печальных стоят.

Грустно старому тополю тоже.

Он на фоне небес, что метла.

Мы с ним чем-то немного похожи,

Но печаль моя все же светла.

План

 

Введение

Ι. Основная часть

1. Роль дороги в произведениях русской классики

1.1 Символическая функция

1.2 Композиционная и смысловая роли

2. Эволюция образа дороги

2.1 Допушкинский период

2.2 Золотой век русской литературы

2.2.1 Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»

2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова

2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь развития человечества в поэме

Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе

3. «Очарованные странники» и «вдохновенные бродяги».

3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина

3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники

Заключение

Список литературы

 



Введение

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;

- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

В работе над рефератом были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».

Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.

Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.

 



Роль дороги в произведениях русской классики

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.