План
Введение
Ι. Основная часть
1. Роль дороги в произведениях русской классики
1.1 Символическая функция
1.2 Композиционная и смысловая роли
2. Эволюция образа дороги
2.1 Допушкинский период
2.2 Золотой век русской литературы
2.2.1 Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»
2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги
2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова
2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь развития человечества в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе
3. «Очарованные странники» и «вдохновенные бродяги».
3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина
3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники
Заключение
Список литературы
Введение
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.
Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;
- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;
- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;
- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;
- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;
- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.
Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.
В работе над рефератом были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».
Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.
Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.
Роль дороги в произведениях русской классики
Эволюция образа дороги
Допушкинский период
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:
Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.
Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано…
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальную действительность. Следует отметить, что сходную же цель ставил перед собой и Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души». Для решения поставленной задачи как нельзя лучше подошёл жанр путешествия. В самом начале своего пути, слушая заунывную песню ямщика, путник говорит о «скорби душевной» как основной ноте русских народных песен. Образы, которые использовал А.Н.Радищев (ямщик, песня), будут встречаться и в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
Заключение
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. К использованию этой пространственно-временной метафоры прибегали многие поэты и писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и «19 октября», Н. В. Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров и Г. Артамонов.
В поэзии А. С. Пушкина многообразие дорог образует единое «карнавальное пространство», на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и путника, и Марию Деву. Поэтическая дорога, представленная в стихотворении «Поэту», стала символом свободного творчества. Исключительно большое место занимает мотив и в романе «Евгений Онегин».
В творчестве М. Ю. Лермонтова мотив дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии с природой и с собой. А у Н. А. Некрасова дорога отражает духовное движение крестьян, поиск, испытание, обновление. Очень много значила дорога и для Н. В. Гоголя.
Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.
Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.
Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.
Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
Список литературы
1. Благой. Д. Д. А. Н. Радищев. Жизнь и творчество [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Д. Д. Благой. - М.: Знание, 1952
2. Евгеньев. Б. Александр Николаевич Радищев [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Б. Евгеньев. - М.: Молодая гвардия, 1949
3. Петров. С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества [Болдинская осень. «Евгений Онегин»]/ С. М. Петров. - М.: Просвещение, 1973
4. Лотман. Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Очерк дворянского быта онегинской поры]: комментарии/ Ю. М. Лотман. - Ленинград: Просвещение, 1983
5. Андреев-Кривич. С. А. Всеведенье поэта [Последний год. Последние месяцы]: жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова / С. А. Андреев-Кривич. - М.: Советская Россия, 1973
6. Бугров. Б. С. Русская литература ХΙХ - ХХ веков / Б. С. Бугров, М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2000
7. Грачева. И. В. Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / И. В. Грачева. - Литература в школе. - 2001. - №1. - стр. 7-10
8. Манн. Ю. Постигая Гоголя [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2005
9. Тырина. Л. Н. В. Гоголь «Мертвые души» [Образ дороги в поэме «Мертвые души»]: в изложении для школьников / Л. Тырина. - М. Дрофа, 2000
10. Манн. Ю. Смелость изобретения [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Детская литература, 1985
11. Манн. Ю. В поисках живой души [Снова в дороге] / Ю. Манн. - М.: Книга, 1987
12. Дыханова. Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова [Пути-дороги «Очарованного странника»] / Б. С. Дыханова. - М. Художественная литература, 1980 - [1]
13. Барулина. Л. Б. «Очарованный странник» Н. С. Лескова / Л. Б. Барулина. - Литература в школе. - 2007. - №10. - стр. 23-25
14. Егоров В. Любовные странности… : сборник стихов / В.Егоров. - М.: Некоммерческая издательская группа «Эра», 2000
15. Гоголь Н. В. Мёртвые души / Н. В. Гоголь. - М.: Правда, 1984
16. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. - М.: Просвещение, 1984
17. Лесков Н. С. Очарованный странник: повести и рассказы / Н. С. Лесков. - М.: Художественная литература, 1984
18. Некрасов Н. А. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - М.: Детская литература, 1979
19. Пушкин. А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. - Екатеринбург: Ладъ, 1994
20. Ступина В. Н. Современная литература Зауралья последнего десятилетия: новые имена: хрестоматия / В. Н. Ступина. - Курган: ИПК и ПРО, 2005
Приложение
Валерий Егоров.
Журавлик.
Не выдернуть из прошлого страницу,
На будущем не стоит ставить крест,
Ты отпусти из пальчиков синицу,
Журавлик где-то кружится окрест…
Мы сами себе звезды выбираем,
За светом их по тропочкам бредём,
Себя в пути теряем и ломаем,
Но всё равно идём, идём, идём…
Движенье - смысл мирозданья!
А встречи - это вёрсты на пути,
Общенье - опиум сознанья,
И мне словами самокрутку закрути.
Я сам давно уже готов к обману,
Ведь мир из слов и
предложений сотворён!
Жаль… что слова подвержены изъяну,
Ошибками путь к сути занесён…
Не написать ли вместе нам страницу?
Скажи о чём? скажу тебе зачем.
Ты отпусти из пальчиков синицу,
В чём был ничем, в том завтра стану всем!
Думы.
Ожидание, встречи, разлуки…
Дождик гладит щекою стекло.
И виски потирают уставшие руки,
Грустью душу за…волокло.
Перепутья, пути, остановки,
Вёрсты лет в полотне бытия.
И веселья самоуловки,
Чтоб в них спрятаться… от нытья.
Начинаешь - просты результаты,
Скучноват человеческий род,
То, что есть, всё свершалось когда-то,
Коль родилось, то значит умрёт.
Собираю себя по словечкам,
Буква к букве - рождается слог,
Бог, любовь подарив человечкам,
Несвершённостью занемог…
И пускаются чувства по кругу:
Потеряв, больше хочется взять.
По взаимности райскому лугу
Мимолётностью пробежать…
Расстояние, время, невстречи,
Мы заборы собой создаём,
А не проще ли - руки на плечи,
И в бездумности водоём!..
Геннадий Артамонов
До свидания, школа!
Сегодня в нашем классе тишина,
Присядем перед дальнею дорогой,
Отсюда начинается она,
Уходит в жизнь от школьного порога.
Не забывай друзей, не забывай!
И этот миг запомни, как признанье,
Не будем школе говорить «прощай»,
А скажем ей негромко «до свидания».
В мелькании крылатых школьных лет
Когда же мы, ребята, повзрослели?
Подумать только: детства больше нет,
А к юности привыкнуть не успели.
Ни золотой сентябрь, ни синий май
Не позовут нас больше в это зданье…
И всё же мы не говорим «прощай»,
А повторим, как клятву, «до свидания».
Держись, мой однокашник, веселей,
Когда качнут житейские метели!
Наверное, глаза учителей
Недаром в этот вечер повлажнели.
Ты их в пути почаще вспоминай,
Старайся оправдать их ожиданья,
Учителю мы скажем не «прощай»,
«Спасибо» скажем мы и «до свидания».
Наш класс сегодня непривычно тих,
Но всё ж, друзья, не опускайте плечи!
Мы здесь оставим часть сердец своих
В залог грядущей и веселой встречи.
Свет школьной дружбы маяком сияй!
Лети к нам сквозь года и расстоянья!
На счастье, одноклассник, руку дай
И не прошай, мой друг, а до свидания!
Николай Балашенко
Осень на Тоболе
Вдоль Тобола иду по тропинке,
На душе непонятная грусть.
Невесомо плывут паутинки
В свой осенний неведомый путь.
С вяза лист опадает зеленый
На мерцанье холодной волны…
И плывет он задумчиво-сонный,
Где Ермацкие плыли челны.
Чуть в сторонке береза-подруга
Не спешит сбросить желтый наряд;
На краю у пожухлого луга
Две осинки печальных стоят.
Грустно старому тополю тоже.
Он на фоне небес, что метла.
Мы с ним чем-то немного похожи,
Но печаль моя все же светла.
План
Введение
Ι. Основная часть
1. Роль дороги в произведениях русской классики
1.1 Символическая функция
1.2 Композиционная и смысловая роли
2. Эволюция образа дороги
2.1 Допушкинский период
2.2 Золотой век русской литературы
2.2.1 Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»
2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги
2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова
2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь развития человечества в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе
3. «Очарованные странники» и «вдохновенные бродяги».
3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина
3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники
Заключение
Список литературы
Введение
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.
Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;
- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;
- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;
- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;
- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;
- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.
Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.
В работе над рефератом были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».
Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.
Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.
Роль дороги в произведениях русской классики
Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.