Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава I

1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении

1.2 Оценка факта в журналистском произведении

1.3 Факт и образ в журналистском произведении

Глава II

2.1 Место факта в информационных жанрах

2.2 Место факта в аналитических жанрах

2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Мария Дали (ВГАСУ 2008)



Введение

«Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными.»

Майкл Новак

 

Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях. Это и явилось главной целью работы. Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи:

1. Определить природу и назначение факта;

2.  Рассмотреть такое понятие как «образ» в журналистском произведении;

3.  Определить критерии достоверности факта;

4. Рассмотреть какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.

Исходя из целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы, вторая непосредственно основана на конкретных примерах, заключение, список использованной литературы и Приложения.



Глава I

 

Глава II

Заключение

 

Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Проделав исследовательскую работу, я добилась поставленных целей и задачи пришла к следующим выводам: основа журналистского произведения – это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях.

Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига – все это создает своеобразие формы журналистского теста.



Список использованной литературы

1. Антонов С.// Первоклассник Дима подал в суд на школу//Российская газета. – 2006. - № 37(4352)

2. Баршев В.//Отдается машина с ребенком//Российская газета. – 2008. -№43 (4600)

3. Безрукова Л.//Все личное - вне льда//Российская газета. – 2008. - №60 (4617)

4. Емельянов Г.//За Россию//Российская газета. – 2006. - № 37(4352)

5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002

6. Козлова Н.//Брянский мститель//Российская газета. – 2007. - №239 (4502)

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему// Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999

8. Куликов В.//Чисто английская экстрадиция//Российская газета. – 2007. - №167 (4430)

9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002

10. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008

11. Мисоножников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие. СПб., 2002

12. Невинная И.//Автомобиль к 9 Мая//Российская газета. – 2008. - №84 (4641)

13. Овчинников Р.//Вашингтон, Пекин и Далай-лама//Российская газета. – 2007. - №239 (4502)

14. Русакович А.//Автостопом по Чечне//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)

15. Рэндалл Д., Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

16. Шостак М.И Журналист и его произведение. М., 2001

17. Ячменникова Н.//Диспетчер спас 288 человек//Российская газета. – 2008. - № 84

 

Содержание

Введение

Глава I

1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении

1.2 Оценка факта в журналистском произведении

1.3 Факт и образ в журналистском произведении

Глава II

2.1 Место факта в информационных жанрах

2.2 Место факта в аналитических жанрах

2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Мария Дали (ВГАСУ 2008)



Введение

«Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными.»

Майкл Новак

 

Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях. Это и явилось главной целью работы. Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи:

1. Определить природу и назначение факта;

2.  Рассмотреть такое понятие как «образ» в журналистском произведении;

3.  Определить критерии достоверности факта;

4. Рассмотреть какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.

Исходя из целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы, вторая непосредственно основана на конкретных примерах, заключение, список использованной литературы и Приложения.



Глава I

 

Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении

В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта – это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.

Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.

Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, кото­рое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.

Что же в таком случае подразумевают под фактом? Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.

Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценка, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.

Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Интересная заметка была опубликована в газете «Известия»: «Французский археолог Кристиан Шюнесс демонстрирует ценную находку – череп жившего семь тысячелетий назад мужчины, который носит четкие следы двух перенесенных им операций трепанации. Находка каменного века считается убедительным доказательством того, что древние врачеватели обладали знанием и умением для подобного рода операций. Специалисты предполагают, что пациент благополучно перенес хирургическое вмешательство и умер в 50-летнем возрасте. Череп обнаружен при раскопках могильника в Эльзасе».

Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.

Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего. Если признать обыденное сознание “колыбелью” общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности”. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.

В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 246.