Методика решения алгоритмических задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задачи в начальном курсе информатики представлены в виде сюжетов. Каждая из них, вообще говоря, может быть решена без компьютера, хотя практически у всех тем, объединяющих задачи, есть необходимое программное обеспечение.

Задания, предложенные в рабочих тетрадях А.В. Горячева, развивают у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы. Надо отметить, что все задания относятся к развивающим, в тетрадях нет "репродуктивных заданий". Среди заданий выделяются задачи, решения которых не являются однозначными.

Например, по теме "Алгоритмы" ученикам предлагается выполнить следующее задание (вырезать и наклеить или пронумеровать).

 

Задание достаточно простое, но ребята, как правило, выполняют его по-разному. При разборе таких заданий целесообразно использовать следующий методический прием. Ребенок сказал, каким образом он расставил действия по порядку. Учитель должен сказать: "Ты прав! Докажи, что такой порядок целесообразен". И ребенок объяснит, что в его семье принято чистить зубы перед едой потому-то и потому-то. Другой ребенок по-другому расставил картинки, и учитель ему скажет, что он тоже прав, но он должен это доказать. И ребенок докажет, что и так тоже верно. Этот прием направлен на достижение сразу нескольких целей:

1) ребенок учится говорить, аргументировать свой ответ;

2) учится слушать других учеников, тем самым воспитывается такое важное качество личности, как толерантность.

Различают и более сложные задания, когда от ученика требуется не только выполнить алгоритм по шагам, но и провести анализ, какой предмет вычеркнуть.

Далее следует перейти к решению заданий более высокого уровня:

определить результат действия, которое они выполняют по отношению к указанному предмету;

ответить на вопрос: "какие действия произошли с предметами?";

связать исходный предмет и результат, определяя произошедшие с ним действия.

Задания все время чередуются: то надо составить алгоритм и записать его построчно, то с помощью блок-схемы.

Одним из самых любимых заданий на выполнение алгоритмов являются диктанты по клеточкам. В 1-м и 2-м классах данные задания не очень сложны и обычно в результате получаются простые фигуры, но детям очень нравятся эти задания. Учитель может придумать сам несколько простых диктантов по клеточкам, и не надо жалеть времени на проведение такого диктанта (можно проводить его в начале или в конце каждого урока). Это помогает детям лучше ориентироваться, учит внимательности, умению слушать. Можно завести специальную тетрадочку в клетку, где дети будут выполнять, эти дополнительные диктанты и составлять свои собственные. Учитель только должен проставить начальные точки для рисования очередного диктанта. Эту работу можно организовать попарно или в группе. Такой диктант можно оформить как творческую работу, а лучшие диктанты можно поместить на классный стенд.

Многие задания приводят детей в затруднения. Например, такие:

 

 

Детям хочется, и написать слова, и нарисовать яблоко. А они должны сделать свой выбор и в соответствии с ним выполнить только одно действие. Поэтому, если детям трудно, решите с ними сначала задание первое, а затем задание второе.

Здесь никак нельзя сделать одновременно оба действия: листик можно покрасить только или зеленым, или желтым цветом, а, следовательно, из двух вариантов можно выбрать только один.

 

 

Очень интересно наблюдать, как дети решают это задание. Обратите внимание: одни из них знают, точно, что они любят и без сомнения берут тот карандаш, который им нужен. Другие дети задумываются и хватают то тот, то другой карандаш (мы заставили их думать, выбирать - это хорошо).

 

2.4 Методические рекомендации к решению алгоритмических задач в начальной школе

 

Рекомендуется проводить занятия в кабинете вычислительной технике, активно используя имеющиеся компьютерное оборудование, стандартное программное обеспечение, а также СD - диск, входящий в поставочный комплекс.

Структура комплекса по учебной ступени 1-4-х классов содержит основные (взаимосвязанные) составляющие:

настоящие методические рекомендации, включающие программу курса и являющиеся самообразующим элементом программно - методического комплекса;

учебное пособие (учебник) для моделирования познавательной деятельности учащихся;

учебную тетрадь, включающую комплекс практических заданий;

электронное приложение, содержащее инструментарий для моделирования самостоятельной деятельности учащегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем.

Качественная реализация программы курса возможна при наличии полного программно-методического комплекса, а также соответствующей подготовки педагогов к его применению в педагогической деятельности:

Решение каждой задачи необходимо начинать с ее анализа. Это самый важный момент.

Хотя в основу работы с рабочими тетрадями положена активность учащихся, тем не менее, при решении многих задач полезно использовать методическую помощь взрослых - родителей, учителя.

Некоторые дети не могут сами решать проблемы и подсматривают у соседа. Обратите на этих детей особое внимание. Вызывайте их почаще к доске, чтобы им пришлось самим решать поставленные перед ними задачи. Пересадите их, пусть они посидят некоторое время одни (только постарайтесь это сделать так, чтобы ребенок не подумал, что вы его наказываете), понуждайте их самих принимать решение, заставьте мыслить самостоятельно, пока они еще маленькие

В рабочих тетрадях А.В. Горячева задания заставляют учеников размышлять, рассуждать, искать и находить вариант решения, а затем доказывать свою правоту. При этом рекомендуется применять следующий методический прием работы с малышами: выслушать ученика, сказать ему: "Молодец. Ты прав, докажи это".

Задания постепенно должны усложняться. Если ученики не справляются с задачей, нужно перейти к более простой.

При поиске решения задачи можно применить прием исполнения задачи учениками, что в некоторых случаях способствует лучшей усваиваемости материала.



Заключение

 

Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного или по другому его называют еще и алгоритмического стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества)

Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы "личность".

Курс информатики может рассматриваться как часть курса математики, основная цель которого - формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения, желаемого результата.

Учителю информатики на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике необходимо четко уяснить для себя: что я, учитель информатики, в ходе своих уроков информатики хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и. т.д., чтобы изменить способы мышления, и как следует делать на уроке, как потом убедиться, что в процессе этого осознанного воздействия на личность посредством вышеотмеченных приемов и способов произошли именно те, планируемые изменения мышления, а не просто, чтобы изменилось количество знаний, умений и навыков.

Для преодоления данной проблемы была выдвинута гипотеза: Если в процессе обучения информатики включать анализ и решение алгоритмических задач, то у младших школьников, возможно, обеспечить более высокий уровень развития алгоритмического мышления.

В ходе исследования, были рассмотрены и изучены различные методы решения алгоритмических задач, мышление было рассмотрено с психолого-педагогической точки зрения, были приведены методические рекомендации к решению алгоритмических задач в начальной школе, следование которым поможет повысить эффективность учебного процесса. Такие как:

Решение каждой задачи необходимо начинать с ее анализа. Это самый важный момент.

Хотя в основу работы с рабочими тетрадями положена активность учащихся, тем не менее, при решении многих задач полезно использовать методическую помощь взрослых - родителей, учителя.

Некоторые дети не могут сами решать проблемы и подсматривают у соседа. Обратите на этих детей особое внимание. Вызывайте их почаще к доске, чтобы им пришлось самим решать поставленные перед ними задачи. Пересадите их, пусть они посидят некоторое время одни (только постарайтесь это сделать так, чтобы ребенок не подумал, что вы его наказываете), понуждайте их самих принимать решение, заставьте мыслить самостоятельно, пока они еще маленькие

В рабочих тетрадях А.В. Горячева задания заставляют учеников размышлять, рассуждать, искать и находить вариант решения, а затем доказывать свою правоту. При этом рекомендуется применять следующий методический прием работы с малышами: выслушать ученика, сказать ему: "Молодец. Ты прав, докажи это".

Задания постепенно должны усложняться. Если ученики не справляются с задачей, нужно перейти к более простой.

При поиске решения задачи можно применить прием исполнения задачи учениками, что в некоторых случаях способствует лучшей усваиваемости материала.

Также существует много различных компьютерных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании разных вариантов осуществления решения

Таким образом, выдвинутую гипотезу считаю доказанной



Библиографический список

 

1. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.: Школа - Пресс. 1995.

2. Дьяченко В.К. Коллективно - групповые способы обучения. // Педагогика. - 1998. - № 2.

3. Желонкина О.К. Урок с элементами деловой игры. // Инфо. - 2004. - № 11.

4. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Приложение к журналу Инфо. - 2001. - № 3.

5. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Инфо. - 2004. - № 3. .

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт. 1999.

7. Малясова С.В. Деловая игра "Профессии компьютера". // Инфо. - 2004. - №6.

8. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. руководителей. - М.: Просвещение. 1981

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1999, - кн.1: общие основы. Процесс обучения.

10. Польщикова О.Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики. // Инфо - 2004. - № 5.

11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. - М. - 1993.

12. Руссо Ж. - Ж. Педагогика. Педагогические сочинения. - М. 1981.

13. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр Академия, 1999.

14. Сорокин Н.А. Проблема дидактики в современной общеобразовательной школе. - М. 1990.

15. Рубинштейн.С. Л Основы общей психологии. Под ред. Издательский дом "Питер", 2000.

16. Лапчик.М.П., Семакин.И. Г, Хеннер Е. К Методика преподавания информатики Под ред. Лапчика. М. П Москва 2003.

17. Попов С.В., Трифонова Е.Е. Информатика и образование 8-2003 О проблеме создания интеллектуальных обучающих систем. Под ред. Иванова Т. В Москва 2003

18. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр Академия, 2001.

19. Ляхович В.Ф. Основы информатики. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

20. Урнов В.А., Климов Д.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.

21. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов Высших Педагогических Учебник заведений: В 3 кн.3-е изд. - М. .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Кн.2: Психология образования.

22. Коляда А.Г. И ДР. Окно в удивительный мир информатики. Донецк: Сталкер, 1997.

23. Бюллетень. Проблемы информатизации высшей школы. 1998.

24. Волчинская Е.К. Информационные технологии и право. М.: Информатика, 2000.

25. Алферов А.П. Статья “Компьютерные сети. Интернет". Информатика: Сборник нормативно-методических материалов 1998г. Ростов-на-Дону, 1998.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.