Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание ученых к исследованию конфликтов. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (6, с. 7). Социолог Скотт Д. дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» (20, с. 123). Конфликт - это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Конфликт - это нормально (16, с. 66). Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать.

Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию». Конфликт —► изменение —► адаптация —► выживание (5, с.197).

Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт - это может быть хорошо (17, с. 46).

Конфликт, может быть, управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт - это то, с чем можно работать. Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управления конфликтами (2, с. 65).

Существует два основных подхода в изучении конфликтов.

1) Социологический подход. Функционалистская бесконфликтная модель общества, особенно популярная в 30-40-е годы, была разработана в рамках структурно-функционального анализа, основоположником которого был Талкотт Парсонс. Исходным пунктом структурно-функциональной теории является принцип системного строения общества. Т. Парсонс рассматривает общество как целостную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. С его точки зрения общественное равновесие достигается интерпретацией мотивов действий, гармонизацией ролей через общенормативные культурные стандарты, сохраняющие единство социальной системы и функцию социальной структуры. Социальные институты призваны не допустить девиаций элементов системы конфликтов, обеспечить порядок и стабильность путем определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни. Следовательно, с точки зрения Т. Парсонса, конфликт нарушает социальный порядок, нормальное функционирование общества. Естественным состоянием общества являются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальной системы. Поэтому следует не допускать конфликтов, а если они возникли - ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегулирования - социальные институты (11, с. 158).

Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества (21, с. 34).

Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен стабилизации общества. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:

1) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

2) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

3) социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;

4) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

5) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);

6) стимулирование нормотворчества и социального контроля;

7) способствование созданию новых социальных институтов.

Л. Козер доказывает, что конфликты есть продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы. (12, с.112).

А.Я. Анцупов исследуя сущность конфликта, анализирует его через понятие противоречия. Под социальным конфликтом у него понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению к друг к другу (3, с. 235).

Д.Л. Зеркин рассматривает конфликт как «противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов» (10, с. 38).

А.Н.Леонтьев замечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба (15, с. 278).

Р. Дарендорф предложил иной взгляд на мир общественных отношений: конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни. Р. Дарендорф предложил рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений. Социальные изменения приобретают различные формы, в том числе формы конфликта (14, с. 107).

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно (19, с. 125).

2) Психологический подход.

По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от 3. Фрейда и К. Юнга, К. Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, — что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характер потребностей. Так появились три основные тенденции личности - «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей» (24, с. 71).

С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, - подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей (15, с.281).

При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, В.Г. Асеев.

Таким образом, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. Психологический и социологический подход способствуют уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.