Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 500,000 | 100% | 500,000 | 100% |
Минус переменные издержки | 350,000 | 70% | 100,000 | 20% |
Вложенный доход | 150,000 | 30% | 400,000 | 80% |
Минус постоянные издержки | 90,000 | 340,000 | ||
Чистая прибыль (убыток) | 60,000 | 60,000 | ||
Точка безубыточности (у.е.): | ||||
90 000/0.30 | 300,000 | |||
340 000/0.80 | 425,000 | |||
Запас безопасности (у.е.): | ||||
500 000 – 300 000 | 200,000 | |||
500 000 – 425 000 | 75,000 | |||
Запас безопасности (%): | ||||
200 000/500 000 | 40% | |||
75 000/500 000 | 15% |
Более обстоятельный анализ риска в рамках анализа безубыточности можно провести с помощью так называемого операционного рычага.
Операционный рычаг (Operating Leverage) показывает, во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки:
Относительное изменение прибыли = Операционный рычаг Относительное изменение выручки.
Для вычисления степени операционного рычага (Degree of Operating Leverage, или сокращенно, DOL) используется следующая простая формула:
DOL = Вложенный доход / Чистая прибыль.
Рассмотрим следующий пример, иллюстрирующий влияние операционного рычага на изменение прибыли в связи с изменение объема продаж. Приняв за основу те же исходные данные, что и в предыдущем примере, вычислим операционный рычаг каждого из предприятий.
Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 500 000 | 100% | 500 000 | 100% |
Минус переменные издержки | 350 000 | 70% | 100 000 | 20% |
Вложенный доход | 150 000 | 30% | 400 000 | 80% |
Минус постоянные издержки | 90 000 | 340 000 | ||
Чистая прибыль (убыток) | 60 000 | 60 000 | ||
Операционный рычаг | 2.5 | 6.7 |
Исходя из определения операционного рычага, получаем, что 10-ти процентное увеличение объема продаж приводит в случае компании X к увеличению прибыли на 25 %, а в случае компании Y - на 67 %.
Это легко проверить с помощью простых расчетов, предусмотрев 10-ти процентное увеличение выручки в формате отчете о прибыли:
Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 550 000 | 100% | 550 000 | 100% |
Минус переменные издержки | 385 000 | 70% | 110 000 | 20% |
Вложенный доход | 165 000 | 30% | 440 000 | 80% |
Минус постоянные издержки | 90 000 | 340 000 | ||
Чистая прибыль (убыток) | 75 000 | 100 000 | ||
Увеличение чистой прибыли | 25% | 67% |
Рассмотрение этого примера вызывает естественный вопрос - какую выбрать структуру затрат:
- с преобладанием переменных расходов (малый рычаг и невысокое значение относительного вложенного дохода) или
- с преобладанием постоянных расходов (большой рычаг и высокое значение относительного вложенного дохода)?
Рассмотрим данный вопрос на сравнительном примере. Рассмотрим две компании с различной структурой затрат
Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 100 000 | 100% | 100 000 | 100% |
Минус переменные издержки | 60 000 | 60% | 30 000 | 30% |
Вложенный доход | 40 000 | 40% | 70 000 | 70% |
Минус постоянные издержки | 30 000 | 60 000 | ||
Чистая прибыль | 10 000 | 10 000 |
Пусть в будущем ожидается улучшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к увеличению объема продаж на 10%. Тогда отчеты о прибыли будут выглядеть следующим образом:
Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 110 000 | 100% | 110 000 | 100% |
Минус переменные издержки | 66 000 | 60% | 33 000 | 30% |
Вложенный доход | 44 000 | 40% | 77 000 | 70% |
Минус постоянные издержки | 30 000 | 60 000 | ||
Чистая прибыль | 14 000 | 17 000 |
Очевиден вывод: компания Y находится в лучшем положении, т.к. ее прибыль увеличилась на 7 000 у.е. по сравнению с 4 000 у.е. у компании X .
Пусть в будущем ожидается ухудшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к уменьшению объема продаж на 10%.
Компания X | Компания Y | |||
Выручка | 90 000 | 100% | 90 000 | 100% |
Минус переменные издержки | 54 000 | 60% | 27 000 | 30% |
Вложенный доход | 36 000 | 40% | 63 000 | 70% |
Минус постоянные издержки | 30 000 | 60 000 | ||
Чистая прибыль | 6 000 | 3 000 |
В этом случае мы приходим к выводу о том, что компания Х находится в лучшем положении, т.к. ее прибыль уменьшилась на 4 000 у.е. по сравнению с 7 000 у.е. у компании Y.
Общий вывод таков:
- предприятие с большей величиной операционного риска больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, и в то же время оно имеет преимущества в случае улучшения конъюнктуры;
- предприятие должно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.
Рассмотрим влияние структуры издержек на степень финансового рычага. В реальных ситуациях иногда есть возможность перенести часть переменных издержек в разряд постоянных, и наоборот (например, когда менеджерам по продажам устанавливаются фиксированные оклады вместо уплаты комиссионных от объемов продаж).
Оценим на примере табл. 6, как отразится перераспределение затрат внутри неизменной суммы общих издержек на финансовых показателях, в частности, на величине операционного рычага.
Таблица 6
Сравнение вариантов распределения затрат
У.е. | Первый вариант | Второй вариант | Отклонение, % |
Продажи | 3 000 000 | 3 000 000 | 0 |
Затраты | |||
Переменные затраты | 1 920 000 | 1 728 000 | -10,0 |
Вложенный доход | 1 080 000 | 1 272 000 | 17,8 |
Постоянные затраты | 876 000 | 1 068 000 | 21,9 |
Суммарные затраты | 2 796 000 | 2 796 000 | 0,0 |
Прибыль | 204 000 | 204 000 | 0,0 |
Точка безубыточности | 2 433 333 | 2 518 868 | 3,5 |
Степень операционного рычага | 5,29 | 6,24 | 17,8 |
Запас безопасности, % | 18,9 | 16,0 | -15,1 |
Из сравнения различных вариантов распределения общей суммы затрат можно сделать следующие выводы:
- уменьшение переменных затрат на 10% при фиксированной величине суммарных издержек привело в данном примере к увеличению уровня безубыточности на 3,5%;
- это же изменение дает увеличение уровня операционного рычага на 17,8%, то есть ощутимый рост производственного риска;
- в новом варианте прибыль, которую получает завод, становится более чувствительной к изменению объемов производства и продаж;
- с увеличением доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек очень значимым становится контроль объемов реализации: возможное снижение продаж может привести к большему уменьшению прибыли, чем в первом варианте, и наоборот.
Рост доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек на единицу продукции всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основополагающим для проведения анализа являются классификация затрат по статьям и период времени, за который проводится сбор статистических данных по статьям издержек.
Обычно на отечественных предприятиях используется калькуляция издержек, включающая:
- прямые затраты и
- косвенные затраты, которые в свою очередь делятся на:
- цеховые,
- общезаводские (относящиеся на предприятие в целом).
В качестве периода для анализа рекомендуется избрать год, разбитый на месяцы, что обеспечивает ряд из двенадцати чисел (статистик).
Помимо статистики по статьям издержек необходимо собрать данные по базовым показателям. Эти показатели в соответствии с АВС-методом будут использованы для локализации издержек по видам продукции.
Ниже приведен список базовых показателей, которые чаще всего доступны на отечественных предприятиях:
- время работы производственного оборудования;
- затраты основных материалов;
- затраты прямого труда;
- сумма прямых издержек;
- сумма переменных издержек;
- объем товарной продукции в натуральном или стоимостном выражении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заяц Н. Е., Фисенко М. К., Василевская Т. Н. Финансы предприятий. - Мн.: Высш.шк., 1995. - 256 с.
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии. — Мн.: Новое знание, 2003. -635 с.
3. Нейман А. М. Пионеры маржинального анализа: Г. Госсен и И. Тюнен // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - №4. - с. 2-7.
4. Основы теории финансов / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.
5. Пестрякова Т. П. Механизм управления безубыточностью производства на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - №4. - с. 52-56.
6. Попов В. М., Млодик С. Г., Зверев А. А. Анализ финансовых решений в бизнесе. – М.: КНОРУС, 2004. – 288 с.
7. Финансово-кредитный словарь / Под ред. Гарбузова В. Ф. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 697 с.
8. Финансовый менеджмент /Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002.
9. Финансы предприятий. // Под ред. Е. И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.
11. Шуляк П. Н. Финансы предприятия. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко»., 2000. – 752 с.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.