Кафедра коммерции, логистики и маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра коммерции, логистики и маркетинга

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

Тема: «Организация маркетинговых исследований на предприятии»

 

Екатеринбург

2007



План

 

Введение

1. Теоретические основы маркетинговых исследований

1.1 Значение маркетинговых исследований в деятельности

отечественных предприятий

1.2 Методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации

1. Анализ основных направлений маркетинговых исследований

2.1 Анализ факторов внешней и внутренней среді

2.2 Анализ потребностей

2.3 Анализ конкурентной ситуации

2. Рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации

3.1 Формирование маркетинговой информационной системы

3.2 Внедрение современных методов сбора и обработки данных

Заключение

Библиографический список

 

 



Введение

 

В современном мире исследование маркетинговой информации имеет огромную ценность. Кроме того, эта ценность постоянно растет. С одной стороны, такой рост обусловлен переходом от локального маркетинга, ограниченного государственными границами, к глобальному. С другой, по мере развития рынков и совершенствования технологий, потребители получают все большие возможности в выборе наиболее полно удовлетворяющих их товаров и услуг. При этом, из-за доступа к большому объему самой разнообразной информации, они становятся все более разборчивыми. В такой ситуации предсказать реакцию потребителей на те или иные товары и услуги, можно лишь обладая максимумом маркетинговой информации.

Цель данной курсовой работы – выявить сущность и значение маркетинговых исследований в деятельности отечественных предприятий, а также рассмотреть методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации на примере конкретной фирмы.

Первая часть работы посвящена теоретическим аспектам маркетинговых исследований.

Вторая часть анализирует ситуацию конкретного предприятия – ЗАО «Дизайн-Мебель». Дана характеристика предприятия, исследуется внешняя и внутренняя среда предприятия, а также дается анализ потребностей и анализ конкурентной среды фирмы.

Третья часть – это рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации. К ним относятся: формирование маркетинговой информационной системы на предприятии и внедрение современных методов сбора и обработки данных. Предложено проводить маркетинговые исследования с помощью компьютерных технологий и сети Интернет.

Решить проблемы маркетингового комплекса помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и использованию компьютерных технологий, в настоящее время в нем собрана информация практически из всех областей человеческой деятельности: науки, производства, коммерции, литературы, сферы развлечений и т. д. В то же время он позволяет получить удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящемуся в различных сетях и базах данных.

Однако использования информационных технологий и обладания доступом в Интернет еще недостаточно для получения положительного экономического эффекта. Необходимо чтобы все информационные ресурсы представляли собой систему, увязывающую внутренние и внешние компоненты в одно единое целое. Другими словами необходима налаженная маркетинговая информационная система.

 

 



Теоретические основы маркетинговых исследований

Таблица 3. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды

Факторы среды Вес Оценка* Взвешенная оценка
Макроэкономические 4   3,47
Экономические 1   -2,16
Рост темпов инфляции 0,25 -8 -2
Скачки курсов валют 0,17 -7 -1,19
Рост налогов и пошлин 0,12 -7 -0,84
Снижение налогов и пошлин 0,17 7 1,19
Рост безработицы 0,06 -4 -0,24
Снижение безработицы 0,23 4 0,92
Политико-правовые 1   -4,12
Изменение правил ввоза продукции 0,33 -10 -3,3
Ужесточение законодательства 0,20 -6 -1,2
Ухудшение политической обстановки 0,15 -1 -0,15
Уменьшение императивных норм законодательства 0,17 4 0,68
Национализация бизнеса 0,15 -1 -0,15
Социально-культурные 1   2,69
Снижение уровня жизни населения 0,33 -7 -2,31
Улучшение уровня жизни населения 0,33 10 3,3
Изменения моды 0,34 5 1,7
Научно-технические 1   7,06
Совершенствование технологии производства 0,18 3 0,54
Изменение рекламных технологий 0,32 9 2,88
Развитие информационной отрасли 0,32 8 2,56
Совершенствование менеджмента 0,18 6 1,08
Ближайшее окружение 4   -14,28
Отрасль 1   -1,45
Снижение цен на сырье и готовую продукцию 0,25 6 1,5
Усиление конкуренции 0,25 -3 -0,75
Изменение уровня цен 0,30 -4 -1,2
Появление новых концернов 0,20 -5 -1
Товары 1   -7,2
Появление товаров-субститутов 0,6 -8 -4,8
Появление принципиально нового товара 0,4 -6 -2,4
Поставщики 1   -0,88
Сбои в поставках продукции 0,35 -9 -3,15
Появление новых поставщиков 0,24 9 2,16
Появление новых фирм на рынке 0,06 -2 -0,12
Разорение и уход фирм-продавцов 0,12 7 0,84
Неудачное поведение конкурентов 0,07 5 0,35
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов 0,16 -6 -0,96
Покупатели 1   -4,75
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей 0,25 2 0,5
Изменение покупательских предпочтений 0,75 -7 -5,25
Итого: 8   -10,81

*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10

 

По итогам данной таблицы видно, что на компанию ЗАО «Мебель-Дизайн» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.

Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.

 

Таблица 4. Внешние возможности и угрозы

№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых поставщиков Сбои в поставках продукции
5 Изменения моды Появление принципиально нового товара
6 Снижение цен на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение императивных норм законодательства Появление новых концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13 Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей Рост налогов и пошлин
14 Неудачное поведение конкурентов Усиление конкуренции
15   Рост безработицы
16   Ухудшение политической обстановки
17   Национализация бизнеса
18   Появление новых фирм на рынке

 

Таким образом становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.

Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, маркетинговые исследования, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в таблице 5.

Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

 

Таблица 5. Сильные и слабые стороны организации

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны
1 Достоверный мониторинг рынка Сбои в снабжении
2 Отлаженная сбытовая сеть Недостатки в рекламной политике
3 Широкий ассортимент продукции Средний уровень цен
4 Высокий контроль качества Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
5 Высокая рентабельность Не полная загруженность производственных мощностей
6 Рост оборотных средств Неучастие персонала в принятии управленческих решений
7 Высокая квалификация персонала Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
8 Хорошая мотивация персонала  
9 Достаточная известность  

 

Для полного анализа внутренней среды компании ЗАО «Мебель-Дизайн» необходимо исследовать пять функциональных зон:

- маркетинг;

- производство;

- финансы;

- управление персоналом;

- общее управление.

Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению. Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.

В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения и в направлениях относительно исследований маркетинга.

В компании ЗАО «Мебель-Дизайн» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.

На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.

Компания имеет высокую деловую активность и постоянно расширяется. Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии наблюдается стабильный рост. За неполный текущий 2005 год он составляет 32% от итогов 2004 года. Объем оборотных средств вырос на 60%.

Особое внимание при изучении коммерческой деятельности фирмы привлекли данные по закупочной стоимости продукции, ее динамика, организация складского хозяйства и методы формирования оптимального запаса на складах фирмы.

Так введение контроля издержек значительно сократило стоимость накладных расходов, что благоприятно отразилось на себестоимости продукции, а введение два года назад принципа «торговля с колес» позволило, одновременно с увеличением объема оборотных средств, сократить объемы товарных запасов на складах. Однако имеющиеся производственные мощности используются не полностью, что влечет перерасход средств на их содержание, но создает благоприятную ситуацию для роста компании.

Проблема качества продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии товара на предприятии-изготовителе. А дальнейшая работа по данному товару с данным предприятием-изготовителем ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно. Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.

Предприятие не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на конкретном товаре или на определенной группе покупателей. Фирма имеет широкий ассортимент продукции, в который входят пять основных групп.

Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг.

Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

Анализ потребностей

 

Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную мебель. При этом:

- 1/3 часть покупателей мебели – предпочитают продукцию импортного производства;

- 2/3 покупателей мебели – приобретают мебель отечественного производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну.

При этом более половины всех покупателей мебели предпочитают приобретать не гарнитуры целиком, а комплектовать набор по своему вкусу и в соответствии с площадью помещений.

Существенно, что мебельный сегмент рынка в России постоянно растет, особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено:

- стабильным качеством мебели;

- особенностями структуры потребительского рынка;

- доступной ценой.

Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебель-Дизайн» выражается как:

- продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;

- осуществление доставки и монтажа;

- предоставление товарного кредита.

 

Рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации

Заключение

 

Маркетинговые исследования представляют собой один из ключевых инструментов маркетинговой информационной системы современного предприятия. Интернет, как среда и средство коммуникации, содержащее большой объем информации практически из всех областей знаний и представляющее большинство ведущих мировых компаний и широкие слои потребителей, может быть эффективно использован для их проведения.

Интернет является эффективным инструментом проведения как вторичных, так и первичных маркетинговых исследований. Основными источниками вторичных данных являются web-сайты, доступные через Интернет базы данных, телеконференции и файловые серверы. Основная задача, стоящая при проведении вторичных исследований в Интернете состоит в поиске ресурсов, содержащих требуемую информацию. Основными инструментами поиска выступают поисковые машины, каталоги и мета-средства поиска.

Основными методами сбора первичных данных в Интернете являются интернет-опросы, наблюдение и эксперименты. Подготовка к проведению интернет-опросов состоит из ряда важных этапов – планирования выборки, выбора места и средств проведения опроса, правильного составления анкеты. Основными методами сбора информации о поведении посетителей на web-сайтах являются счетчики и использование статистики, получаемой поставщиками услуг Интернета.

При этом необходимым условием успешного планирования и проведения поисковых работ становится знание всех основных существующих на сегодняшний день типов ресурсов Интернета, понимание технической и тематической специфики их информационного наполнения и особенностей доступа к ним.



Библиографический список

 

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1995.

2. Гуров В. Интернет для бизнеса. М., 2004.

3. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М., 1999.

4. Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. Загорск, 1999.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1992.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… – М., 2002.

7. Маркетинг. Под/ред. Э.А. Уткина – М., 2003.

8. Панкратов Ф.Г, Серегина Т.С. Коммерческая деятельность. – М., 1999.

9. Портфель конкуренции и управление финансами (под редакцией Рубина Ю.Б.). М.: - Соминтэк, 2003.

10. Романов А.Н. и группа авторов. Маркетинг. – М., 2001.

11. Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000.

12. Рыночная экономика: возникновение, эволюция, сущность. Валовой Д. – М., 1999.

13. Теория экономического анализа. Баканов М.И., Шеремет А.Д. – М., 2003.

14. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное. Библиотека технологий управления. Методика. М.: УНПК МФТИ, 1996.

15. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг, М.: Экономика, 1990.

16. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: - “Прогресс», 1995.

17. «Маркетинг в России и за рубежом» № 5, 2003

18. «Челябинский вестник», № 1-12, 2004

19. «Экономика и жизнь», № 2,3 2002, № 5-9, 2003, № 8,12, 2004


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1992., стр. 56

[2] Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1992., стр. 63

[3] «Экономика и жизнь», № 8, 2004

[4] Гуров В. Интернет для бизнеса. М., 2004., стр. 105


Кафедра коммерции, логистики и маркетинга

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

Тема: «Организация маркетинговых исследований на предприятии»

 

Екатеринбург

2007



План

 

Введение

1. Теоретические основы маркетинговых исследований

1.1 Значение маркетинговых исследований в деятельности

отечественных предприятий

1.2 Методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации

1. Анализ основных направлений маркетинговых исследований

2.1 Анализ факторов внешней и внутренней среді

2.2 Анализ потребностей

2.3 Анализ конкурентной ситуации

2. Рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации

3.1 Формирование маркетинговой информационной системы

3.2 Внедрение современных методов сбора и обработки данных

Заключение

Библиографический список

 

 



Введение

 

В современном мире исследование маркетинговой информации имеет огромную ценность. Кроме того, эта ценность постоянно растет. С одной стороны, такой рост обусловлен переходом от локального маркетинга, ограниченного государственными границами, к глобальному. С другой, по мере развития рынков и совершенствования технологий, потребители получают все большие возможности в выборе наиболее полно удовлетворяющих их товаров и услуг. При этом, из-за доступа к большому объему самой разнообразной информации, они становятся все более разборчивыми. В такой ситуации предсказать реакцию потребителей на те или иные товары и услуги, можно лишь обладая максимумом маркетинговой информации.

Цель данной курсовой работы – выявить сущность и значение маркетинговых исследований в деятельности отечественных предприятий, а также рассмотреть методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации на примере конкретной фирмы.

Первая часть работы посвящена теоретическим аспектам маркетинговых исследований.

Вторая часть анализирует ситуацию конкретного предприятия – ЗАО «Дизайн-Мебель». Дана характеристика предприятия, исследуется внешняя и внутренняя среда предприятия, а также дается анализ потребностей и анализ конкурентной среды фирмы.

Третья часть – это рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации. К ним относятся: формирование маркетинговой информационной системы на предприятии и внедрение современных методов сбора и обработки данных. Предложено проводить маркетинговые исследования с помощью компьютерных технологий и сети Интернет.

Решить проблемы маркетингового комплекса помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и использованию компьютерных технологий, в настоящее время в нем собрана информация практически из всех областей человеческой деятельности: науки, производства, коммерции, литературы, сферы развлечений и т. д. В то же время он позволяет получить удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящемуся в различных сетях и базах данных.

Однако использования информационных технологий и обладания доступом в Интернет еще недостаточно для получения положительного экономического эффекта. Необходимо чтобы все информационные ресурсы представляли собой систему, увязывающую внутренние и внешние компоненты в одно единое целое. Другими словами необходима налаженная маркетинговая информационная система.

 

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.