К особенностям долговой политики можно отнести гибкое сочетание внешних и внутренних заимствований. В связи с неблагоприятными условиями на европейских денежных рынках 25 марта 1809г. был издан указ, который определил главные условия размещения внутренних займов. Они осуществлялись в разнообразных формах - путем выпуска облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии процентных кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других банковских билетов государственными банками. Для внутренних, железнодорожных гарантированных или городских займов кроме номинальной стоимости в рублях устанавливались стоимостные паритеты облигаций в иностранной валюте. В 1890-е годы рублевые облигации городских займов Москвы размещались в России и в Германии. Не существовало никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних займов для иностранцев. Ввиду международного характера российских займов, курсировавших в различных типах валют, их купоны можно было реализовать в том месте, где обмен был наиболее выгодным.
Правительство активно влияло на политику заимствований частных компаний. Их выход на международные финансовые рынки согласовывался с министерством финансов, которое участвовало в подписании соответствующих соглашений с иностранными банками. Особый порядок существовал и для выдачи госгарантий по частным ценным бумагам. Предоставление гарантий не было безвозмездным. Железнодорожные общества за гарантию должны были перечислять государству от половины до 2/3 своей чистой прибыли.
Информация о госдолге в царской России со второй половины XIX века стала достаточно транспарентной и доступной для инвесторов и аналитиков. Комиссия регулярно издавала сборники «узаконений и распоряжений», сборники «Займов правительственных или гарантированных правительством, котирующихся за границей» (с 1886г. по 1917г. было выпущено 25 сборников), списки долгов, занесенных в долговую книгу. Это способствовало повышению авторитета России как добросовестного заемщика.
По величине госдолга до Первой мировой войны Россия занимала второе место после Франции. Внешний же его долг был самым большим в мире. Из развитых стран суверенный внешний долг кроме России имела только Япония, остальные государства-должники были зависимыми и полуколониальными. По ежегодным выплатам на обслуживание суверенного долга (около 0,4 млрд. рублей) Россия также опережала всех.
Рост внутреннего и внешнего долга существенно увеличился в годы Первой мировой войны. За три военных года внешние заимствования страны увеличились в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Претерпела изменения и структура внешнего долга. Наибольшие кредиты нашей стране предоставили Англия, Франция, США и Италия. Война привела к увеличению заимствований и на внутреннем рынке. К 1916г. доля госрасходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила 33%.
Обычно принято сопоставлять размер долга с государственным бюджетом. В начале XX в. Россия имела один из самых больших бюджетов в мире, который почти на 70% складывался за счет поступлений от винной монополии, госпредприятий и использования госимущества. Доля расходов на обслуживание госдолга в общих расходах бюджета была относительно небольшой - 17%. У развитых европейских стран (Италии, Германии) этот показатель доходил до 30%, хотя в абсолютном выражении размер долга у них был значительно меньше российского. Как и в других странах, в России не было официального разделения долга на внутренний и внешний в связи с отсутствием для этого какой-либо экономической или правовой основы. Формально выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и ориентированные на иностранных инвесторов. Однако не существовало ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и внутренних долговых обязательств нерезидентами.
В дореволюционный период российское государство с целью привлечения кредитных средств в бюджет выпускало следующие обязательства: краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше 500 рублей), долгосрочные (до 50—80 лет); бессрочные. Основу госдолга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства.
Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проектами (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.).
В 1825г. госдолг России составлял около 358 млн. рублей и был примерно равен годовому бюджету государства, а в 1855г. - превышал бюджет более чем в 2 раза (доля заграничных долгов - 28,5%, а внутренних - 71,5%).
Внутренний и внешний долг России на 1 января 1914г. состоял из государственных и гарантированных правительством процентных бумаг, находящихся в обращении внутри страны и за границей. Из 12744 млн. рублей гособязательств на внутренний долг приходилось 7264 млн. рублей (57%), а на внешний - 5480 млн. рублей (43%). Госдолг России превышал доходную часть бюджета 1913г. (3453 млн. рублей) в 3,7 раза. Процентные платежи по нему в сумме 389 млн. рублей составляли 11,5% расходной части бюджета 1913г. (3383 млн. рублей), а по внешнему долгу -5,7% (194 млн. рублей).
В таблице1 приведены данные, позволяющие сравнить структуру государственного долга дореволюционной России и сегодняшнего дня.
Таблица1
Структура государственного долга органов госуправления Российской империи и Российской Федерации
Показатель | Российская империя* | Российская Федерация*** |
Госдолг, млрд. долл. | 6,5 | 128,5 |
В том числе: внутренний | 3,7 | 20,0 |
внешний | 2,8 | 108,5 |
Госдолг, уд. вес в % | 100,0 | 100,0 |
В том числе: внутренний | 57,0 | 15,0 |
внешний | 43,0 | 85,0 |
Обслуживание госдолга, млрд. долл. | 0,2 | 9,0 |
В том числе: внутреннего | 0,1 | 2,0 |
внешнего | 0,1 | 7,0 |
Обслуживание госдолга, % | 100,0 | 100,0 |
В том числе: внутреннего | 50,0 | 20,0 |
внешнего | 50,0 | 80,0 |
Доходы федерального бюджета, млрд. долл. | 1,77 | 70,0 |
Отношение госдолга к доходам федерального бюджета, раз | 3,7 | 1,9 |
Доля затрат по обслуживанию госдолга в расходной части бюджета, уд. вес в % | 11,5 | 13,0 |
* Госдолг в долларах США по официальному курсу 1913г.: 1 долл. = 1,95 кред. руб.
** Госдолг в долларах США по текущему валютному курсу на 1 января 2003г.: 1 долл. = 31,8 руб.
Вся история российского госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась неизменным доверием на международном рынке. В течение почти 150 лет у царской России имелись лишь единичные случаи нарушения условий выполнения иностранных займов. Доверие к российскому государству как к суверенному заемщику было связано с наличием у него большого золотого запаса, который за 30 лет перед Первой мировой войной увеличился в пять раз (август 1914г. - 1744 млн. золотых рублей, первое место в Европе по величине золотого запаса). Россия выступала в роли гаранта займов, предоставляемых другим государствам. Например, по отношению к Греции в 1833г., Китаю, Турции и др. стран [25; 70].
В Российской империи госкредит обрел заметную внешнюю направленность в период деятельности министра финансов Вышнеградского (1887—1892). Активно проводил политику внешних госзаимствований и министр финансов С. Ю.Витте (1892-1902).
XIX в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире должников и одновременно периодом освоения инструментов управления госдолгом.
Выпуск ассигнаций был основной формой государственного кредита в начале XIX столетия. В соответствии с манифестом императора Павла I ассигнации были признаны госдолгом. Впоследствии они частично были выкуплены с целью уничтожения. Постепенно ассигнации были изъяты из обращения и заменены государственными кредитными билетами. С прекращением выпуска ассигнаций центр тяжести в финансовой политике был перенесен на внутренние заимствования через механизм выпуска облигаций. Внутренние займы 1817—1818 гг. явились началом систематических прямых заимствований государством средств у населения. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей. [26; 111].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.