Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Введение

Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания

Глава 2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

§ 1 Конституционное право на свободу собраний

§ 2 Правовые основы организации и проведения публичных мероприятий в РФ

Глава 3 Основные виды публичных мероприятий

Глава 4 Особенности публичных акций в России

§ 1 Общая характеристика

§ 2 Наиболее частые нарушения при организации и проведении публичных мероприятий

Заключение

Библиография

 



Введение

 

Современный этап развития Российского государства ставит перед юридической наукой задачу всестороннего исследования процессов широкой демократизации современного общества. Эти процессы проходят при непосредственном активном участии граждан России, выражающих свою волю, в том числе путем проведения публичных мероприятий - собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые в международно-правовых документах называются «свободой собраний» или «мирными собраниями». В процессе формирования правового государства происходит обновление мировоззренческих установок посредством преодоления отчуждения граждан от власти, создания эффективного механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации (1993) декларирует права и свободы человека и гражданина, гарантируя их защиту и реализацию. Закрепленные в ней положения требуют не только неуклонного претворения их в жизнь, но и дальнейшего их развития. Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и специфики института свободы собраний как инструмента непосредственной демократии, а также совершенствования законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях. Курс на создание правового государства, утверждение демократических принципов управления обществом немыслим без признания конституционного положения о том, что человек и его права являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).

Вместе с тем, декларируемое Конституцией Российской Федерации (ст.31) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не было урегулировано законодательно вплоть до принятия Федерального закона от 19 июня 2004 г.

В нынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Поскольку понятия, принципы и формы деятельности различных субъектов обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий, пока недостаточно изучены, это не позволяет выработать действенные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Настоящее исследование позволит в определенной мере восполнить пробел в теории и современной практике конституционно-правового механизма реализации гражданами России права на проведение публичных мероприятий.

Цель данной работы – выявить и охарактеризовать основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в РФ. Наиболее важными, требующими внимания и разрешения, являлись следующие задачи:

¾ исследовать и уточнить такие базовые понятия как «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование», «публичные мероприятия», раскрыть их сущность;

¾ проанализировать основные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие организацию и проведение публичных мероприятий;

¾ исследовать понятие и сущность конституционно-правового механизма реализации права граждан России на проведение публичных мероприятий.

 



Общая характеристика

 

Та или иная форма проведения публичных мероприятий позволяет выявить обобщающие черты, а также обозначить специфические особенности каждой из них.

К обобщающим чертам следует отнести следующие:

1) в каждом случае при проведении публичных мероприятий проявляется коллективная воля определенного количества граждан, объединенных единой целью, при этом возможно проявление каких-то индивидуальных интересов, но в любом случае они принципиально не смогут отличаться от коллективных, поскольку просто не найдут поддержки масс и по сути будут безрезультатными;

2) осуществлению большинства публичных мероприятий предшествует согласительный (по сути разрешительный) порядок определения места, времени его проведения и, думается, лишь для такой формы как пикетирование, возможен уведомительный порядок проведения, поскольку согласительная процедура как бы не соотносится с его сутью. На мой взгляд, проведению любого из публичных мероприятий должен предшествовать только лишь уведомительный порядок, это согласуется с публичной первоосновой этих мероприятий, так как народ как единственный носитель и власти в стране и данного права в принципе не должен проводить какие-то согласительные процедуры относительно места и времени их проведения. Это не означает, что данные мероприятия могут проводиться где угодно. Необходимо законом установить, что публичные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах (площади, центральные улицы, проспекты, перед зданиями органов государственной и муниципальной властей и т.д.). Ответственность за поддержание порядка во время проведения публичных мероприятий возлагается на правоохранительные органы.

3) единый субъектный состав. Согласно статье 31 Конституции РФ это право принадлежит только гражданам Российской Федерации, то есть конституционно закреплен субъект права, который обладает гражданством Российской Федерации и, естественно, правосубъектностью (дееспособностью и правоспособностью). Во всех цивилизованных государствах право на публичные мероприятия принадлежит всем людям (гражданам, иностранным гражданам, апатридам), проживающим на территории соответствующей страны. Данное право никоим образом не соотносится с такими важнейшими политическими правами, как избирательные, которые напрямую связаны с формированием органов государственной власти и самоуправления, в связи, с чем можно было бы расширить сферу действия этого права, законодательно наделив им также иностранцев и апатридов. Такой подход позволил бы выдержать определенную системность и логичность в международно-правовом и национальном регулировании права на публичные мероприятия, поскольку в таких международных документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года) это право закреплено за "каждым" человеком.

 

Заключение

 

В нынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Особую озабоченность вызывает факт отсутствия в России средств защиты права на мирные собрания. Судебные органы не обеспечивают разбирательства, находясь в зависимости от государственных органов. А сами органы власти проявляют очевидную нетерпимость к публичным, а особенно – к протестным акциям граждан. При этом, политическими и административными средствами обеспечивается безнаказанность представителей власти за чинимые препятствие в проведении мирных собраний и за уголовные преступления, совершаемые в отношении активистов.

Изучение юридической литературы показало, что в настоящее время механизм конституционно-правового регулирования свободы собраний разработан недостаточно, что отрицательно сказывается на законодательном оформлении и реальном пользовании этим правом субъектами исследуемых правовых отношений.

Обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе как на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых законов – есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства, угроза его подлинной стабильности.

Анализ практики применения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» показывает, что при всей своей прогрессивности он, к сожалению, недостаточно технологичен. Четких и исчерпывающих оснований для запрета публичного мероприятия закон, как известно, не устанавливает. При этом, однако, в силу некоторой недоговоренности отдельных своих формулировок он, при известном насилии над здравым смыслом, допускает использование технической процедуры «согласования» в целях фактического запрета публичного мероприятия органом власти, что создает предпосылки для объективного конфликта между организаторами публичного мероприятия и органами власти.



Библиография

Нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают

4. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 04.11.1950 г.

5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).

6. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федеральный закон РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г., с изм. и доп. 22.08.2009 г.).

8. Уголовный кодекс РФ

9. «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон РФ от 26.11.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.)

10. «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ

11. «О средствах массовой информации»

12. «О милиции» Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 (в ред. от 26.12.2008 г., с изм. от 15.07.2009 г.)

13. «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ

14. «О военном положении» федеральный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ

15. «Об оружии» федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

16. «О внутренних войсках министерства внутренних дел российской федерации» Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ

17. Трудовой кодекс РФ

18. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ

19. «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ

20. «О статусе военнослужащих» Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ

21. «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ

22. «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 Федеральный закон №7-ФЗ

23. «Об использовании атомной энергии» Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ

24. «О подразделениях милиции общественной безопасности» Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 (в ред. от 29.05.2006 г.).

Источники

25. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания, 2007 г.

26. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. // «Юстицинформ», 2006 г.- 168 с.

27. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов — 6-е изд., изм. и доп.// М. : Норма, 2007. - 784 с.

28. Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. // Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. - 96 с.

План

Введение

Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания

Глава 2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

§ 1 Конституционное право на свободу собраний

§ 2 Правовые основы организации и проведения публичных мероприятий в РФ

Глава 3 Основные виды публичных мероприятий

Глава 4 Особенности публичных акций в России

§ 1 Общая характеристика

§ 2 Наиболее частые нарушения при организации и проведении публичных мероприятий

Заключение

Библиография

 



Введение

 

Современный этап развития Российского государства ставит перед юридической наукой задачу всестороннего исследования процессов широкой демократизации современного общества. Эти процессы проходят при непосредственном активном участии граждан России, выражающих свою волю, в том числе путем проведения публичных мероприятий - собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые в международно-правовых документах называются «свободой собраний» или «мирными собраниями». В процессе формирования правового государства происходит обновление мировоззренческих установок посредством преодоления отчуждения граждан от власти, создания эффективного механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации (1993) декларирует права и свободы человека и гражданина, гарантируя их защиту и реализацию. Закрепленные в ней положения требуют не только неуклонного претворения их в жизнь, но и дальнейшего их развития. Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и специфики института свободы собраний как инструмента непосредственной демократии, а также совершенствования законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях. Курс на создание правового государства, утверждение демократических принципов управления обществом немыслим без признания конституционного положения о том, что человек и его права являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).

Вместе с тем, декларируемое Конституцией Российской Федерации (ст.31) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не было урегулировано законодательно вплоть до принятия Федерального закона от 19 июня 2004 г.

В нынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Поскольку понятия, принципы и формы деятельности различных субъектов обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий, пока недостаточно изучены, это не позволяет выработать действенные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Настоящее исследование позволит в определенной мере восполнить пробел в теории и современной практике конституционно-правового механизма реализации гражданами России права на проведение публичных мероприятий.

Цель данной работы – выявить и охарактеризовать основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в РФ. Наиболее важными, требующими внимания и разрешения, являлись следующие задачи:

¾ исследовать и уточнить такие базовые понятия как «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование», «публичные мероприятия», раскрыть их сущность;

¾ проанализировать основные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие организацию и проведение публичных мероприятий;

¾ исследовать понятие и сущность конституционно-правового механизма реализации права граждан России на проведение публичных мероприятий.

 



Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания

 

Существующие формы публичных мероприятий известны человечеству с древних времен, однако законодательно они были зафиксированы гораздо позже. Стоит отметить, что изначально выпускались законодательные акты запретительного характера, т.е. устанавливалось ограничение на место, время, количество и характер публичных мероприятий. Так, в Англии 31 марта 1817 г. был принят акт о мятежных митингах. Особо упоминается IV ст., которая запрещала переменять день, назначенный для собрания. Если митинг будет устроен не в тот именно день, который был указан в предварительном о нем заявлении, то такой митинг является незаконным собранием. Далее, акт 1817 г. содержит в себе постановление, сохранившее силу до настоящего времени. В силу этого постановления, собрания более, чем из пятидесяти человек, устроенные на улице, в саду или на открытом месте в пределах Вестминстера или Миддльсекского графства, в расстоянии ближе одной мили от ворот Westminstеr Hall, созываемые для обсуждения петиций или жалоб королю, или палатам, и с целью добиться каких-либо изменений в делах, касающихся церкви или государства, в дни, когда заседает парламент или те суды (Courts of Chancery, King's Bench, Common Pleas, Exchequer), которые имеют место заседаний в Вестминстере, являются незаконными. Это запрещение не распространяется, однако, на собрания для выборов членов парламента, a также на лиц, присутствующих в обеих палатах парламента., иди в одном из судов.

Во Франции в конце 18 века делался упор на ограничение собраний и митингов рабочих одной профессии. Конституция 1848 г. говорила о том, что граждане Франции имеют право собираться мирно и без оружия, однако на протяжении нескольких десятилетий это право осуществлялось с большой погрешностью (множество исключений из законодательного акта).

В Германии до 1908 г. право на мирные собрания регулировалось местным региональным законодательством, где-то оно существовало, а где-то нет. Общеимперский закон о собраниях был принят только в 1908 г.

Естественно, что во многих странах право на публичные акции законодательно появилось только после Второй мировой войны, когда мировое сообщество взялось за создание универсальных прав человека.

Право на осуществление публичных мероприятий является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Указ Президента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. Этот Указ утратил силу (Указ Президента от 03.11.2004 N 1392).

В современной России данное право регулируется Федеральным законом № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г., а также законами субъектов Федерации. Он стал большим шагом вперед в развитии российской демократии.

Новый закон выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последний предусматривал право органов исполнительной власти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, если их цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям ее субъектов, либо угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Напротив, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь перечень мест, где их проведение запрещено. Таким образом, упомянутый федеральный закон эффективно вводит уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 253.