ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ У ТАБАЧНЫХ АДДИКТОВ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ У ТАБАЧНЫХ АДДИКТОВ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

 

Минск 2009



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению и табачной аддикции в возрасте ранней зрелости

1.1 Феномен ранней зрелости в возрастной психологии

1.2 Самооценка и склонность к сниженному настроению в возрасте ранней зрелости

1.2.1 Понятие самооценки и ее виды

1.2.2 Самооценка личности в возрасте ранней зрелости

1.3 Табачная аддикция в возрасте ранней зрелости

Выводы

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Описание и анализ результатов эксперимента

Выводы

Заключение

Список использованных источников



ВВЕДЕНИЕ

Каждому известно: причинами поступков являются желания. Среди них различают желания произвольные (собственные) и желания вынужденные, возникающие из стремления избежать неудач и наказаний за несоблюдение правил и законов природы и общества. Но если же эти желания остаются нереализованными, человек испытывает преимущественно негативные эмоции и ощущения. У него формируется состояние застойного, неприятного самочувствия, неудовлетворенность своей жизнью, неизъяснимой тоски, меланхолии (хандры), эмоциональной депрессии, занижается самооценка и ухудшается настроение.

Это состояние опасно тем, что вынуждает искать способы избавления от него. Человек вынужден искать способы заглушения собственной чувствительности – способы маскировки неприятных ощущений и эмоций. Или же человек вынужден искать способы искусственного взбадривания и веселости. Зачастую поиск в этих направлениях приводит к формированию различных форм аддиктивного поведения (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка) [16, с. 5].

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких то предметах или действиях можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое сознание [13, с. 23]. У аддиктов злоупотребляющих психоактивными веществами, табакокурения, развивается интоксикация, разные формы физической, химической зависимости. Как следствие, нарушение обмена веществ, поражение органов, возникновение психопатологий. Анализу именно этой формы аддиктивного поведения посвящена наша работа.

 



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами в разном возрасте. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Цель исследования - является определение взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Выявить психологические особенности, возникающие в период ранней зрелости.

3. Провести эмпирическое исследование самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.

Объект исследования – табачные аддикты в возрасте ранней зрелости

Предмет исследования - самооценка и склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

Гипотеза исследования – склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости влияет на их самооценку.

Курение и здоровье

Сейчас о вреде курения мы знаем довольно много. Появился даже термин: «болезни, связанные с курением».

Курение заметно сокращает жизнь человека (от 3 до 8 лет). Курение вызывает склероз сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы и мозга.

Не удивительно, что у курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных путей — хронического бронхита и эмфиземы — болезненного расширения ткани легких. Эти болезни ежегодно убивают десятки тысяч и калечат еще большее число людей. Число случаев смерти от хронического бронхита и эмфиземы среди курящих в 5 раз больше, чем среди некурящих [5, с.12].



ВЫВОДЫ

 

1. Ранняя взрослость характеризуется овладением ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия. В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого.

2. Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. В силу того что на этапе ранней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), в самооценке молодых взрослых иногда преобладает эмоциональная составляющая.

3. Аддиктивным можно считать поведение, которое происходит не ситуативно, а возникает достаточно часто и носит хронический характер.

Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное поведение личности делится на три группы: химические, нехимические и биохимические аддикции. Отражённые в таблице формы искажают объективную реальность индивида и формируют определённую зависимость от этого поведения. Курение - вид криминальной или бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.



Вариант I

Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

II. Поведение

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение: С = ( Р / И ) * 100%.

 

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий

Мужчины

0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66 67

Женщины

0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69

 

ВЫВОДЫ

По проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что как у курящих так и не курящих людей ранней зрелости не наблюдается тенденции к сниженному настроению, поэтому можно сказать, что курение на склонность к сниженному настроению на нашу выборку испытуемых не влияет. Так же дело обстоит и с самооценкой – здесь также, курение не влияет на самооценку у людей ранней зрелости. Однако наблюдается тенденция отрицательной связи между этими двумя переменными. Возможно, мы смогли бы ее подтвердить на статистически значимом уровне, если бы увеличили объем выборки.

Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждения на данном этапе исследования и с данной выборкой испытуемых.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя теоретический анализ нашей работы, мы можем ответить на поставленные перед нами задачи:

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Выявить психологические особенности, возникающие в период ранней зрелости.

3. Провести эмпирическое исследование самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.

Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».

Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости «Я» в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно более скромны и реалистичны. С точки зрения Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.

У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью [1, с. 205].

Что же касается склонности к сниженному настроении., то можно привести пример по данным статистики, - около шести процентов населения планеты страдает этой болезнью. Поэтому очень трудно найти людей страдающих депрессией.

Я попыталась подобрать выборку из 33 человек в возрасте ранней зрелости, чтобы выявить взаимосвязь склонности к сниженному настроениею и самооценки у табачных аддктов. Однако изучив теоретически материалы курсовой работы, я поставила гипотезу, о том, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости не влияет на их самооценку. И данная гипотеза нашла свое подтверждение статистически, используя программу СТАТИСТИКА 6,0 методом Спирмена.

Таким образом, гипотеза о том, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости не влияет на их самооценку, доказана.



Курсовая работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ У ТАБАЧНЫХ АДДИКТОВ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

 

Минск 2009



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Общая характеристика работы

1. Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению и табачной аддикции в возрасте ранней зрелости

1.1 Феномен ранней зрелости в возрастной психологии

1.2 Самооценка и склонность к сниженному настроению в возрасте ранней зрелости

1.2.1 Понятие самооценки и ее виды

1.2.2 Самооценка личности в возрасте ранней зрелости

1.3 Табачная аддикция в возрасте ранней зрелости

Выводы

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Описание и анализ результатов эксперимента

Выводы

Заключение

Список использованных источников



ВВЕДЕНИЕ

Каждому известно: причинами поступков являются желания. Среди них различают желания произвольные (собственные) и желания вынужденные, возникающие из стремления избежать неудач и наказаний за несоблюдение правил и законов природы и общества. Но если же эти желания остаются нереализованными, человек испытывает преимущественно негативные эмоции и ощущения. У него формируется состояние застойного, неприятного самочувствия, неудовлетворенность своей жизнью, неизъяснимой тоски, меланхолии (хандры), эмоциональной депрессии, занижается самооценка и ухудшается настроение.

Это состояние опасно тем, что вынуждает искать способы избавления от него. Человек вынужден искать способы заглушения собственной чувствительности – способы маскировки неприятных ощущений и эмоций. Или же человек вынужден искать способы искусственного взбадривания и веселости. Зачастую поиск в этих направлениях приводит к формированию различных форм аддиктивного поведения (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка) [16, с. 5].

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких то предметах или действиях можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое сознание [13, с. 23]. У аддиктов злоупотребляющих психоактивными веществами, табакокурения, развивается интоксикация, разные формы физической, химической зависимости. Как следствие, нарушение обмена веществ, поражение органов, возникновение психопатологий. Анализу именно этой формы аддиктивного поведения посвящена наша работа.

 



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами в разном возрасте. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Цель исследования - является определение взаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Выявить психологические особенности, возникающие в период ранней зрелости.

3. Провести эмпирическое исследование самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.

Объект исследования – табачные аддикты в возрасте ранней зрелости

Предмет исследования - самооценка и склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.

Гипотеза исследования – склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости влияет на их самооценку.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.