Проблема отцовства в современной тувинской семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология

Проблема отцовства в современной тувинской семьи



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии

1.1. Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности

1.2. Методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности

Глава 2. Проблемы отцовства в современной семьи

2.1. Проблема определения отцовства

2.2. Проблема отцовства в современной тувинской семьи.

Глава 3. Методы исследования отцовства в психологической практике

3.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства

3.2. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности

Заключение

Библиографический список



Введение

Актуальность темы: Психология отцовства — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу. С одной стороны, достоверно существует оформившийся в последние десятилетия социальный заказ на изучение проблем семьи и семейного взаимодействия, связанный с изменением традиционных семейных установок в современном обществе, когда в условиях профессиональной и экономической эмансипации женщин, либерализации брачных отношений акцентируется внимание на роли, функциях и требованиях к родителям.

В настоящее время отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, чем матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом смысле не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, что и матери.

В современной городской семье эти традиции ослабели из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу и пространственной разобщенности труда и быта. В патриархальной семье дети, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе дети не видят, как работает отец, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

Проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют социальные причины. Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

Цель- изучение проблемы отцовства.

Задачи исследования:

- рассмотреть проблему изучения отцовства в психологии;

- изучить проблему определения отцовства;

- выявить методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности;

-провести экспериментальное исследование в структуры отцовства.

Объектом данного исследования является проблема отцовства.

Предметом – современная тувинская семья.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.



Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии

Глава 3. Методы исследования отцовства в психологической практике

 

Результаты факторного анализа данных

Первый фактор

Второй фактор

Цели в жизни 0,815392 G (подверженность социальным нормам) -0,799054 Процесс жизни 0,888908 Q2 (конформизм-нонконформизм) 0,654399 Результативность жизни 0,795097 N (прямолинейность-дипломатичность) 0,698795 Локус контроля Я 0,825203 Н (склонность к риску) 0,5410 43 Локус контроля управляемость жизни 0,717228 С (стрессоустойчивостъ) 0,545964 Общая осмысленность жизни 0,942219 Жертвенность родителей -0,512188     Возраст отца -0,501321

 

Фактор биполярный, объединяет на положительном полюсе различные аспекты родительской заботы, на противоположном — избегание общения с ребенком. Мы предлагаем назвать фактор «Социальные стереотипы родительства». Налицо достаточно четкая дихотомия между представлением о любви родителей как о «жертвенной любви», распространенное в российском обществе, согласно исследованиям К.Н.Сухановой (Суханова К.Н., 2003), и «эгоистическим» отстранением от участия в судьбе ребенка. Если учитывать тот факт, что эти данные получены на выборке мужчин, то становится явным интересный парадокс. Современные статистические данные социологов (de Mause L, 1977) говорят об увеличении количества разводов и о том, что мужчины принимают минимальное участие в воспитании детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве, в то же время представления самих мужчин об отцовстве являют собой прямо противоположную картину. Такое расхождение может быть объяснено тем, что в исследовании принимали участие в основном мужчины, живущие со своими детьми (97%). Однако в любом случае выявление данной дихотомии говорит о представленности этой проблемы в общественном сознании в виде определенных социальных норм, стереотипов «хорошего отца — плохого отца».

 

Заключение

 

Таким образом, многие Проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют социальные причины. Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

Проблема современной семьи в целом и отцовства в частности не является специфически детской или мужской проблемой, так как практика отцовства детерминирована общественными процессами, и только в контексте всего общества может быть решена. Все это подтверждает, что существует потребность в грамотной пропаганде отцовства в соответствующих социальных программах.

Итак, совершенно очевидно, что изучение феномена отцовства, оказывающего влияние на личностное развитие мужчины и ребенка является необходимым для более полного понимания процесса развития личности в семье. Современные социальные стереотипы отцовства являются весьма противоречивыми и представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества к тому, что именно должен делать отец. Это, по мнению немецких авторов, является следствием переходного периода в истории отцовства, когда общество всерьез обратило внимание на важность отца для развития личности ребенка и поставило перед исследователями многочисленные задачи как теоретического (например, изучение механизмов ассимиляции и интернализации отцовских функций, механизмов социального регулирования отцовства и т.д.), так и прикладного характера, решение которых возможно только при масштабном, лонгитюдном или кросскультурном исследовании феномена отцовства.

Таким образом, несмотря на то, что существуют определенные объективные свидетельства уязвимости отцовства в неблагоприятных социальных условиях, спада отцовского авторитета и кризиса семьи, можно говорить о постепенном изменении общественного мнения относительно отцовства. Значительная социальная детерминированность отцовства в этом смысле позволяет делать оптимистичные прогнозы. Мы строим свое поведение на основе моделей общества, но мы и есть это общество.



Библиографический список:

1. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современной обществе. //Вопросы психологии.-2006.-№3.-С.122-130.

2. Борисенко Ю.В.Психология отцовства.- Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН»,2007.-220с.

3. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей.// Вопросы психологии.-1996.-№2.-С.104-113.

4. Калина О.Г., Хормогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное отношения в разновозрастных группах дошкольников. // Вопросы психологии.-2007.-№1.-С15-26.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие.-М.:Гардарики,2004.-320с.

6. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика.-2005.-№9.-С.3-16.

7. Кочубей Б. Зачем нужен папа? //Семья и школа.-1990.-№6.-С30-33.

8. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.-368с.

9. Паняева О. Роль отца в воспитании ребенка. //Воспитание школьников.-2003.-№2.-С46-47.

10.Паняева О. Специфика отцовского взаимодействия с ребенком.- 2003.-№3.-С55-59.

 


[1] Паняева О. Роль отца в воспитании ребенка. //Воспитание школьников.-2003.-№2.-С46-47.

[2] Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.-368с.

[3] Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.

[4] Паняева О. Специфика отцовского взаимодействия с ребенком.- 2003.-№3.-С55-59.

[5] Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современной обществе. //Вопросы психологии.-2006.-№3.-С.122-130.


Психология

Проблема отцовства в современной тувинской семьи



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.