Глава 3. Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современные условия успешного существования организации определяются рядом параметров, среди которых важно выделить именно те, которые оказывают наиболее существенное влияние на ее конкурентоспособность. В то же время конкурентное преимущество только тогда имеет стратегическое значение для организации, когда в его основе лежат какие-то уникальные навыки, знания, методы или разработки, которыми данная организация владеет. Создание и постоянное обновление таких навыков, иначе говоря, непрерывная инновационная активность - одна из основных стратегически важных задач, стоящих перед современной организацией.

Под инновационной активностью организации следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Другими словами, инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Для повышения уровня инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности организациям необходимо в первую очередь решить следующие задачи:

а) более активное участие на рынках, а также повышение в общем объёме продаж доли внутреннего рынка, не зависящего от изменения курсов иностранных валют;

б) расширение ассортимента выпускаемой продукции;

в) снижение издержек производства;

г) более последовательная маркетинговая политика.

Задачами «второй очереди» можно считать:

а) использование технологических навыков и ноу-хау для выпуска новых видов продукции;

б) всесторонняя подготовка производства к возможному «скачку» – быстрому развитию в связи с увеличившимся спросом на рынке;

в) более активное финансирование технологического обновления производства.

Задачи «третьей очереди»:

а) удовлетворение растущей требовательности покупателей и поставщиков, связанной, в основном, с соответствием продукции всё более новым европейским и международным стандартам качества и безопасности;

б) отслеживание тенденций и закономерностей в изменениях потребностей и вкусов потребителей.

Существует 7 параметров инновационной активности:

1 - качество инновационной стратегии и инновационной цели; Это соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2 - уровень мобилизации инновационного потенциала;

Это проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3 - уровень привлеченных капиталовложений – инвестиций;

Это проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4 - методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений;

Это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод "параллельного проектирования". В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция "фокусирования на клиентах".

5 - соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации;

Это инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по "слабым сигналам".

6 - скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;

Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности "ТАТ", обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

7 - обоснованность реализуемого уровня инновационной активности;

Это соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого "мертвого героя", а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.

Стратегия которую разрабатывает та или иная организация прежде всего должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что инновационная активность организации является основной характеристикой ее инновационного развития. Активное использование инноваций существующими компаниями позволяет достичь достаточной степени технологической независимости, обеспечивает повышение их эффективности и конкурентоспособности. Кроме того, инновационная активность предприятий и организаций непосредственно связана с их инвестиционной деятельностью, которая качественно зависит от инноваций.



Заключение

Активное использование организациями инноваций обеспечивает повышение их эффективности и конкурентоспособности, помогает им ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни.

Готовность компании к нововведениям характеризуется инновационным климатом, от его состояния зависит насколько успешно пройдет внедрение инновационного проекта.

В зависимости от состояния инновационного климата в организации происходит достижение и не достижение инновационной цели. Для создания благополучной среды для достижения целей организации необходима разработка понятных персоналу методов стимулирования.

Инновационный потенциал характеризует готовность организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. является мерой готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.



Список использованной литературы

 

1. Учебник для вузов С.Д. Ильенкова; Л.М. Рохберг, - М. Юнити - Дана, 2008 г.

2. Инновационный менеджмент - И.Т. Балабанов, М.Н. Дудин, 2008 г.

3. Инновационный менеджмент – учебное пособие, Л. Н. Оголева, 2006 г.

4. Новиков В.С. Инновации в туризме, 2007 г.

5. Гунин, В.Н., Баранчеев, В.П., Устинов, В.А., Ляпина, С.Ю. Управление инновациями; М.: ИНФРА-М, 2000 г.

6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность 2006 г.

7. Лисин Б., Фридлянов Б. Инновационный потенциал как фактор развития предприятий, Москва, 2008 г.

8. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова Н.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики, 2002 г.

9.  Сурин А.В., Молчанова, О.П. Инновационный менеджмент, М.: ННФРА-М, 2008 г.

10.  Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 г.

11.  Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, 2008 г.

12.  Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение, Москва, 2000 г.

13.  Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием - Трифилова, А.А., Н. Новгород, 2004 г.

14. Инновационное развитие и инновационная культура - Николаев, А. В.// Проблемы теории и практики управления. 2001 г.

15. Учебное пособие, оценка эффективности инновационного развития предприятия, - Попков В.П., Евстафьева Е.В. – 2007 г.

16. А.М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008 г.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.