Цель, задачи, информационная база аудита денежных средств и нормативно-правовое регулирование аудита денежных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость формирования в стране новой формы финансового контроля - аудита. Потребность же в финансовом контроле возникла еще с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.

Аудит - независимый контроль, и он не заменяет функций органов государственного контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудиторство - это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях.

Таким образом, аудит - это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании).

Целью аудита кассовых операций является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения их бухгалтерского учета законодательству РФ.

Место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента определяет основной и обязательный «Закон об аудиторской деятельности в России».

Вопросы аудиторской деятельности разъясняют постановления, приказы Правительства РФ, такие как:

· постановление Правительства РФ «О лицензировании аудиторской деятельности»;

· постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;

· приказ Министерства финансов РФ «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Нормы аудита, однозначно интерпретируемые всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом представлены Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Стандарты аудита регулируют взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер. В табл.3.1 приведен следующий перечень действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности.

 

Таблица 3.1

Перечень действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности

Правило (стандарт) № 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 2 Документирование аудита
Правило (стандарт) № 3 Планирование аудита
Правило (стандарт) № 4 Существенность в аудите
Правило (стандарт) № 5 Аудиторские доказательства
Правило (стандарт) № 6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 7 Внутренний контроль качества аудита
Правило (стандарт) № 8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом
Правило (стандарт) № 9 Аффилированные лица
Правило (стандарт) № 10 События после отчетной даты
Правило (стандарт) № 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Правило (стандарт) № 12 Согласование условий проведения аудита
Правило (стандарт) № 13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
Правило (стандарт) № 14 учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита
Правило (стандарт) № 15 Понимание деятельности аудируемого лица
Правило (стандарт) № 16 Аудиторская выборка
Правило (стандарт) № 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Правило (стандарт) № 18 Получение аудитором подтверждающей Информации из внешних источников
Правило (стандарт) № 19 Особенности первой проверки аудируемого лица
Правило (стандарт) № 20 Аналитические процедуры
Правило (стандарт) № 21 Особенности аудита оценочных значений
Правило (стандарт) № 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Правило (стандарт) № 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Правило (стандарт) № 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
Правило (стандарт) № 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
Правило (стандарт) № 26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Правило (стандарт) № 28 Использование результатов работы другого аудитора
Правило (стандарт) № 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
Правило (стандарт) № 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
Правило (стандарт) № 31 Компиляция финансовой информации

 

Порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям регламентируются методиками аудиторской деятельности, внутренними стандартами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов.

Сведения по применению стандартов представляют нормативные документы.

Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение. Еще учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия, в связи с этими значениями очень важен контроль над соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Источниками информации для проверки кассовых операций являются:

· кассовая книга (ф. № КО-4);

· книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. № КО-5);

· журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3);

· журнал регистрации депонентов;

· отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф. № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.);

· чековые денежные книжки;

· акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15);

· инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИКВ-16) и др.;

· учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др.;

· Главная книга;

· Положение об учетной политике, баланс предприятия (форма № 1);

· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

· отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

 

Планирование аудиторской проверки денежных средств объекта исследования

 

Единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» №3.

Аудитор планирует свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование в аудиторской проверке необходимо в связи с тем, что:

· оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

· планирование эффективно распределяет работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координирует такую работу;

· планирование организует внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются. В общем плане аудита определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита, предусматриваются сроки проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству) и аудиторского заключения.

План служит руководством в осуществлении аудита и поэтому оформляется документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.

 В процессе планирования затрат времени аудиторы учитывают:

· затраты времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

· уровень существенности;

· проведенные оценки рисков аудита.

· вид деятельности организации, в том числе.

Принимается во внимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

· учетная политика, принятая организацией, и ее изменения;

· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;

· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

· аудиторские риски и уровень существенность;

· характер, временные рамки и объем процедур;

· координация и направление работы;

· текущий контроль;

· проверку выполненной работы;

· прочие аспекты.

В общем плане предусматривается:

· формирование аудиторской группы, численности и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

· распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

· инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

· контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

· разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

· документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновение разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

План аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл.3.2):

 

Таблица 3.2

План аудита кассовых операций

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1. 2. 3.   4. 5. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств; проверка правильности документального оформления операций; проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально  

Программа аудита кассовых операций составляется и документально оформляется для осуществления общего плана аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор принимает во внимание:

· оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

· требуемый уровень существенности, который обеспечивает при процедурах проверки по существу;

· временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

· координацию любой помощи, которую предлагается получить организации;

· привлечение других аудиторов или экспертов.

Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля (прил.8) представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.

Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчетности с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин ошибок.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита фиксируются документально.

Программа аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл. 3.3)

 

Таблица 3.3

Программа аудита денежных средств

№ п/п Перечень аудиторских процедур Периодичность проведения Источники информации
1. Инвентаризация денежных средств в кассе Ежеквартально Договор о материальной ответственности кассира, Приказы, распоряжения, Журнал регистрации выписок приходно-расходных ордеров, приходно-расходные ордера, ведомости, кассовые отчеты, кассовая книга.
2. Проверка условий хранения денежных средств Ежеквартально Договор страхования кассы, наличие охранных средств, Документ на установление лимита хранения в кассе наличности.
3. Проверяется правильность оформления кассовых документов Ежеквартально Вся связанная сдвижением наличных денежных средств документация
4. Проверяется полнота оприходования выручки от реализации продукции основного производства и расходование наличных денег из кассы, сверяются записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг), выясняется, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы.   Ежеквартально Приходно-расходные ордера, Приказы, распоряжения, Журнал регистрации выписок приходно-расходных ордеров, приходно-расходные ордера, ведомости, кассовые отчеты, кассовая книга, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты
5. Сверяются обороты, остаток по счету 50 «Касса» в данных аналитических данным синтетическим Ежеквартально Учетные регистры - ведомость, журнал, главная книга.
6. Проверяется правильность арифметического подсчета итогов в ведомостях, журналах.   Ведомости, журналы.
7.  Проверяется соответствие законодательным нормам списание в расход денег.   Связанная сдвижением наличных денежных средств документация
8. Проверяется корреспонденция счетов   Учетные регистры - ведомость, журнал, главная книга.

 

Единые требования к пониманию аудиторского риска и его составных частей содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Пункт 3 данного стандарта определяет, что под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

1. Внутрихозяйственный риск (чистый риск или неотъемлемый риск).

2. Риск средств контроля (контрольный риск).

3. Риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности (процедурный риск).

Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий).

Аудиторский риск оценивается качественно и количественно. Качественно аудиторский риск оценивается как низкий, средний и высокий. Количественно по следующей упрощенной предварительной модели:

 

АР = ВХР * РК * РН (3.1)

 

где АР - аудиторский риск (относительная величина);

ВХР — неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск;

РК — риск средств контроля;

РН — риск необнаружения.

Аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР оценивает между 0 и 100%. Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100-процентный - полное отсутствие таковой. В современных условиях России величина АР, превышающая 20%, является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика, поэтому обычно аудитором планируется низкий процент АР.

Оценка неотъемлемого риска проводится на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Оценка неотъемлемого риска соотносится с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предполагается, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. В Российской Федерации обычно неотъемлемый риск устанавливается на уровне 50% и выше.

На уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому существенному остатку на счете бухгалтерского учета или группе однотипных операций проводится предварительная оценка риска средств контроля.

Риск средств контроля (РК) показывает опасность того, что внутренний контроль не предотвратит или не выявит имеющихся ошибок. Чем эффективнее СВК, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутрихозяйственный контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

Риск необнаружения (РН) - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

РН - это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти материальные ошибки и пропуски во внешней отчетности при проведении им аудита. При этом предполагается, что СВК не смогла выявить и исправить эти ошибки.

Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента.

Аудиторский риск как важный элемент планирования аудита представляет собой синтетическую величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска.

 


Таблица 3.4

Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска

   

Аудиторская оценка риска средств контроля

Аудиторская оценка неотъемлемого риска   Высокая Средняя Низкая
    Высокая Самая низкая Более низкая Средняя
    Средняя Более низкая Средняя Более высокая
    Низкая Средняя Более высокая Самая высокая

Примечание. Заштрихованные клетки таблицы относятся к риску необнаружения.

 

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Под «…системой бухгалтерского учета» в стандарте понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Термин «…система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

· подотчетность одних работников другим;

· внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

· сравнение результатов подсчета денежных средстс, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

· сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

· проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

· осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

· ограничение доступа к активам и записям;

· сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Характер, временные рамки и объем процедур получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут изменяться в зависимости от многих факторов.

Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 264.