Значение Астрахани в установлении и развитии российско-иранских отношений рассматривается с различной глубиной исследования, в контексте общегосударственных задач. В период, когда Вожско-Каспийский путь на Восток был основным, Астрахани уделялось существенное, а в отдельные периоды первостепенное внимание в осуществлении связей с Ираном. Город был также важнейшим стратегическим пунктом для распространения российского влияния в регионе. [5]
Первое упоминание о поистине взаимовыгодном сотрудничестве между двумя государствами появились 17 веке и основанием для такого сотрудничества стал необходимый на тот момент Российскому государству флот на Каспийском море. В связи с этим, в 1634 г. Голштинская Торговая Компания заключила договор с Россией о разрешении торговли с Персией на 10 лет. Для охраны своей торговли ей разрешалось построить 10 кораблей для плавания и по Волге, и по Каспию. В июне 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый корабль «Фридрих». Строил его корабельный мастер Кородес с помощью русских плотников. Корабль был длиною в 120 футов, имел три мачты, плоское дно и 24 весла. Одновременно была построена и морская шлюпка. На этом корабле голштинский посол А. Олеарий отправился из Нижнего Новгорода к Астрахани, а затем должен был отправиться в Иран. Корабль, приспособленный и для речного, и для морского плавания, выйдя в Каспийское море, вскоре погиб у берегов Дагестана, не выдержав бури. В 1640 г., уступая просьбам русского купечества, правительство России нашло предлог разорвать договор с компанией и строительство кораблей было прекращено.
Также в рамках данной главы необходимо рассказать об исторических казусах. В Астрахани произошел случай приведший к ухудшению отношений между Ираном и Россией. Бывая неоднократно в Московском государстве, Булат-Бек (посол Ирана на тот момент) не мог не знать, что ловчие птицы являлись заповедным товаром и для вывоза их в Иран требовалось специальное разрешение Посольского приказа. Булат-Бек же, решив выслужиться перед шахом, страстным любителем охоты с ловчими птицами самовольно купил на базаре ястреба. Астраханский воевода А.Д. Хованский, узнав об этом расторг сделку, а продавца посадил в тюрьму. Однако данного инцидента было достаточно для того, чтобы по приезде в Иран Булат-Бек доложил шаху о плохом обращении русских с членами посольства, о том, что их в Астрахани обворовали, что не замедлило сказаться на русско-иранских отношения. [6] После этого в 1625г. правительство издало указ, чтобы для приезжих купцов из Ирана были отведены специальные места для продажи товаров – Гостиные-торговые дворы. Астраханскми воеводам было наказано хорошо устраивать купцов и послов из Ирана, чтобы они впредь в Астрахань торговать ездили.
Обострение внутриполитической ситуации в Иране и экспансионистские устремления Туции в Закавказье заставили обратить пристальное внимание в первую очередь на эти регионы. Начало военному проникновению России положили русские экспедиции и посольства в первой четверти XVIII в., которые наметили важное направление внешней политики России в течение всего последующего периода.
Одновременно с экспедицией князя Черкасского Россия приступила к изучению вопроса о возможности налаживания торговых связей с Индией через Иран. В 1715 г. в Иран было направлено посольство А.П. Волынского, которому поручалось разведать, «каким способом в тех краях купечество российских подданных размножить и нельзя ли чрез Персию учинить купечество в Индию». Кроме того, Волынский должен был добиться заключения русско-персидского торгового договора и учреждения русских консульств в Иране.
Иран и подвластные ему территории Северного Кавказа, Афганистана и Западного Прикаспия в большом количестве поставляли на внешний рынок шелк-сырец, хлопок, ткани, драгоценные металлы, камни, фрукты и другие товары. Самым ценным предметом иранского экспорта являлся шелк-сырец, и лишь незначительная часть этого «шелкового потока» поступала в Россию через Астрахань. Поэтому неудивительно, что в инструкциях Волынскому этому вопросу отводилось особое место. На переговорах он должен был убедить шаха перенести торговлю шелком из Турции в Россию. Тем самым Петр надеялся перехватить колоссальные доходы от шелковой торговли у Османской империи и западноевропейских компаний. Успешное решение данной задачи явилось бы важным шагом на пути практической реализации планов Петра по превращению России в главную транзитную артерию европейско-азиатской торговли по линии Балтийское море-Волга -Каспийское море. Техническое воплощение этого проекта стало осуществляться еще в 1703 г., когда начались работы по строительству Вышневолоцкого канала, соединившего Балтийское море с Каспийским. В 1709 г. по каналу было открыто движение.[7]
Заключенный А.П. Волынским в 1717 г. русско-иранский торговый договор, по которому русские купцы могли закупать шелк в неограниченном количестве, не мог быть использован в полном объеме ввиду обострения внутриполитического положения в Иране на рубеже 20-х гг. XVIII в., которым воспользовалась Турция и сумела реально укрепить там свои позиции.
Внешнеполитическая линия Российского государства по отношению к Передней Азии в целом, и Ирану, в частности, предусматривала сохранение здесь государственного суверенитета для создания противовеса Турции. Нарушение политического равновесия в пользу Порты резко ухудшало стратегическую ситуацию для России на ее юго-восточных рубежах. В инструкции русскому послу в Иране С. Аврамову Петр указывал, что «турки не оставят всей Персией завладеть, что нам противно, и не желаем не только им, но и себе оною владеть». Однако политическая ситуация вынуждала русское правительство ввести свои войска в западные районы Ирана. При этом подчеркивалось, что «мы только по морю лежащие земли отберем, ибо турок тут допустить не можем».[8]
Таким образом, действия России имели четкую антитурецкую направленность и осуществлялись по просьбе Ирана. Накануне похода Петр заверил наследника иранского престола, что русские войска очистят Иран от «всех неприятелей и утвердят постоянное владение персидское».
Анализируя все вышеперечисленное можно сделать вывод, что астраханский регион в период правления Петра I был плацдармом, при помощи которого царь разрешал большинство проблем регионального масштаба, Астрахань стала своеобразным ситуационным центром для принятия и размышления стратегии развития отношений с соседними странами, а также ужесточения политики в отношении Турции. Свою роль также сыграл Персидский поход императора Петра I 1722–23 гг., в ходе которого он сам дважды посетил Астрахань, сделав ее базой для похода и учредив перед отъездом Каспийскую флотилию России.
Необходимо отметить роль Астрахани в торгово-экономических отношениях с Ираном, примеры чего были представлены выше, в связи с наличием которых и было отмечено сотрудничество на высшем уровне двух государств. Ситуация сложилась так, что первыми были налажены торгово-экономические отношения, которые, в свою очередь, и привели за собой как факт формирование и совершенствование внешнеполитических отношений между двумя странами.
В 19 веке один из сподвижников российского императора Петра I Артемий Волынский был назначен губернатором Астрахани в качестве награды за удачное выполнение поручения в Персии - он был послом в этом государстве в 1818 году и сумел за это время склонить шаха Гуссейна на сторону России и заключил с ними торговый договор на выгодных условиях.
В 1879г. после длительных переговоров было открыто консульство России в Реште, а в 1813 г. консульство Ирана в Астрахани. В Иране проживали и работали многие астраханцы, а Астрахань имела значительное иранское население.
Далее, в связи с ухудшением (между 1931 и 1937 гг.) отношений между СССР и Ираном, все более ориентировавшемся на западные страны, консульство в г. Астрахани было закрыто, а иранские подданные депортированы на родину (хотя отдельные их потомки от межэтнических браков остались). В тесном общении жителей противоположных берегов Каспия наступил вынужденный перерыв в семь десятилетий.
Иноземные гости смогли посетить нашу область только после 1991 года. А осенью 1994 года астраханская делегация под предводительством ныне покойного губернатора области Анатолия Гужвина сама отправляется в Иран налаживать контакты. История поменяла роли действующих лиц: теперь астраханцы торили дорогу к своим восточным соседям.
Исторически сложилось так, что в годы советской власти государство в основном направляло инвестиции на развитие портов в Азербайджане, Казахстане. Такая недальновидная политика привела к тому, что к 1991 году Россия фактически оказалась у разбитого корыта, не имея на Каспии ни обустроенных морских портов, ни флота, который после приобретения независимости растащили по национальным квартирам бывшие советские республики. Именно они обслуживают сегодня свыше 80% всех грузов (большей частью российских), перемещающихся в Прикаспийском регионе. Прямой ущерб России от этого очевиден. Более того, возникает угроза стратегическим интересам нашего государства, между тем как Каспийское море объявляют зоной своих жизненных интересов государства, расположенные за тысячи километров от его побережья.[9]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.