Оглавление
Введение……………………………………………………………...……………2
Глава 1. Дидактическое обеспечение внеучебной деятельности как педагогическая проблема…………………..…..............................................5
1.1. Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»…………………………………………………………….…………….5
1.2. Классификация дидактических средств………………..………................9
1.3. Формы и виды внеучебной деятельности………........................................12
1.4. Принципы внеучебной деятельности...................................................15
1.5. Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе..................20
1.6. Выводы по главе 1..............................................................................20
Глава 2. Разработка программы факультативного курса по фриволите для 10 класса………………………………………………….....................................22
2.1. Роль и место дидактического обеспечения в курсе фриволите в 10 классе……………………………………...................................................... 22
2.2. Программа курса фриволите………………........................................25
2.3. План-конспект занятия курса………………………...............................26
Заключение………………………………….………………………..…………..30
Список литературы………………..……………………………………………..31
Приложение…………………………..…………………………………………..33
Введение
Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей учителя является заложить основы творческого потенциала учащихся и их художественного развития.
Тема работы актуальна тем, что в работе с учащимися, используя работу в технике фриволите, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа занятий.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на уроках, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому преподаватели обязательно должны целенаправленно выявлять склонности учащихся и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять учащимся самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
Занятия по фриволите помогают школьникам реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами фриволите, работе с материалом и инструментами.
На уроках фриволите развивается творческое начало. Учащиеся со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают учащихся результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Первоначальные сведения о развитии техники фриволите, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах учащиеся получают на уроках труда. На занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что занятия по фриволите дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все учащиеся, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем профессионалами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.
Цель работы: как дидактическое обеспечение курса фриволите влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.
Задачи включают:
- показать, как знакомство с техникой фриволите можно осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей.
- сообщить об истории фриволите и о его значении в русском народном творчестве.
- рассказать о развитии и значении фриволите в прошлом и настоящем времени.
- рассказать о влиянии уроках по фриволите на развитие индивидуальных возможностей учащихся.
- предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники фриволите.
- дать рекомендации по использованию данной работы.
Объектом изучения вопроса являются учащиеся 10 класса.
Предмет исследования – внеучебная деятельность по курсу фриволите.
Выводы по главе 1.
В первой главе данной курсовой работы был рассмотрен такой важный параметр внеучебной деятельности, как ее дидактическое обеспечение. Раскрыто содержание и сущность понятий «Дидактическое обеспечение» и «Дидактические средства» в контексте общепедагогической проблемы дидактического обеспечения внеучебной деятельности.
Также в главе первой данной курсовой работы показана педагогическая классификация дидактических средств, рассмотрены формы и виды внеучебной деятельности как основополагающие параметры педагогического процесса. Выявлены принципы внеучебной деятельности, и, в качестве итога, показана роль дидактического обеспечения в факультативном курсе.
Программа курса фриволите.
Необходимо:
· челнок;
· нитки;
· тонкий крючок для фриволите;
· ножницы.
Челнок. Плетение выполняется одним или двумя челноками в зависимости от схемы.
Челнок можно сделать самим, используя для этого пластмассу, оргстекло, полистирол, металл, дерево и другие материалы. Он представляет собой две изогнутые пластины, соединенные между собой так, чтобы их концы соприкасались, и намотанная нить не проскальзывала между ними и не смогла самопроизвольно разматываться во время работы. При намотке нити и при разматывании ее должен раздаваться легкий щелчок. Размеры челнока - от 6 до 8 сантиметров по длине от 1,5 до 2 сантиметров по высоте. На рисунке даны, на мой взгляд, самые удобные для женских рук размеры челнока. И еще один совет: постарайтесь на пластинах сделать небольшое углубление, чтобы во время работы челнок не выскальзывал из ваших рук. [6]
Нитки. Ирис, гарус, камея, мак, снежинка или хлопчатобумажные № 10, 20.
Крючок для фриволите. Вам потребуется вязальный крючок №0,5 - №1,5 для соединения элементов во время плетения кружева. Чем толще нить, тем более крупный потребуется крючок.
Ножницы для обрезания концов нити - достаточно маникюрных, желательно с тупыми концами.
Дополнительно: игла швейная или для вышивания потребуется для распускания узлов при обнаружении брака и для заделки концов ниток.
Бисер и бусины применяют для плетения и оформления изделий из кружева.
Учащиеся должны знать:
- требования к оборудованию рабочего места;
- правила безопасной работы с ручными инструментами, с приспособлениями, с электронагревательными приборами;
- о технологических процессах производства волокон, пряжи, нитей, тканей, основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных и химических волокон, условные обозначения на маркировке изделий (по волокнистому составу, по режиму влажно-тепловой обработки, химической чистки), положительные и отрицательные качества нитей из натуральных и химических волокон, отличия нитей по внешнему виду;
- правила работы с инструментами и способы устранения неполадок;
- историю фриволите, словарь техники;
- системы технологии изделий (расчетно-графическая и муляжная), основные требования к изделиям (эксплуатационные, гигиенические, эстетические);
- основы композиции изделий (нить, цвет, силуэт, пропорции, ритм);
- технологию выполнения деталей и узлов и последовательность изготовления изделий, требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать нить для изделия, определять дефекты нити;
- выполнять различные виды узлов и применять предметные и графические технологические карты, проводить примерку изделий, исправлять дефекты и корректировать изделия при примерках, производить отделку и влажно-тепловую обработку;
- соблюдать последовательность технологической обработки изделий;
- выполнять эскизы изделий, их ремонт, рассчитывать себестоимость изделия.[9]
Тематический план программы курса фриволите для 10 класса.
Примечание. В числителе — продолжительность занятий при полном варианте плана; в знаменателе — при сокращенном варианте плана. |
План-конспект занятия курса.
В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что учащимся не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора фриволите, отделки изделия. Поэтому преподавателем был использован следующий приём: учащиеся работали с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки.[8]
В разработке занятия преподаватель применил программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы учащихся. Для средних и сильных учащихся даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель предлагает образцы более сложного плетения. Учащиеся работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.
Изготовление шапочки рассчитано на два занятия по два часа. Тема для занятия подобрана с учётом возраста учащихся, их возможностей и желаний.
Тема: “Плетение шапочки”.
Цель: познакомить учащихся с разновидностями фриволите, начать выполнение шапочки.
Оборудование и материалы: нитки, челнок, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.
Методы:
словесный (беседа, объяснение)
наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты)
практический (упражнения)
эвристический (продумывание будущей работы)
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуйте! На сегодняшнем занятии мы научимся делать новые узоры и начнём изготовление шапочки. Нам понадобятся нитки, челнок, сантиметровая лента, игла, ножницы, булавка.
2. Вводная часть
Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, фриволите, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.
3. Сообщение нового материала
Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в фриволите спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу “Разнообразия ниток”). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.
4. Практическая часть
А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для фриволите и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие.
(Учащиеся ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы).
1. Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)
2. Как они должны лежать? (сомкнутыми)
3. Где должны храниться иглы? (в игольнице)
Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике фриволите.
1. Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.
2. Сидеть при плетении следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз.
Теперь приступим к работе. Прежде чем начать плести какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда сплести шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы. (Учащиеся с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. (Учащиеся набирают петли).
В зависимости от выбранной формы изделия учащиеся начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем учащимся в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность учащимся отдохнуть.
1. Подведение итогов
Девушки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт учащимся советы.)
6. Уборка рабочих мест
Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. Провожает учащихся домой.)
Заключение
Практическая часть работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у учащихся являются занятия по фриволите. В процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. “Занятия не только вооружают учащихся умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И учащиеся неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.”
Занятия по фриволите ценны ещё и в том отношении, сто учащиеся чаще всего идут в факультатив по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Хорошо организованная, продуманная деятельность учащихся помогает им стать инициативными, последовательными, усидчивыми, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М, Прометей, 2002г.–528с.
2. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд. -М, Большая русская энциклопедия, 2004г.-288с.
3. Берестов А.Н. Чудесный клубок.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2003г.-124с.
4. Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М., 2002г.
5. Гусакова А.М. Рукоделие в старших классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001г.-178с.
6. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 2003г.-176с.
7. Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Старшая школа (журн.)-2003г.-№4-с.51-54.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Издательство “Академия”,2004г.-144с.
9. Конышева Н.М. Методика трудового обучения школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004г.-с.71-73.
10. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение,2001г.-223с.
11. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей школьников на уроках трудового обучения// Начальная школа (журн.).-2003г.-№8.-с.69-71
12. Мечникова Л.К. Уроки фриволите.- М.: Издательство “Малыш”,2002г.- с. 82-86.
13. Попова О.С. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 2004г.-144с.
14. Сычева Л.В. Приглашаем вязать.- Свердловск: Средне- Уральское книжное издательство, 2003.-112с.
15. Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. - М, 2003г.
16. Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов,-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение 2004г.-352с.
17. Шалимова О.Д. Формирование у школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.).-2003г.-№8.-с.69-71
18. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2002г.-256с.
19. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2004г.-192с.
Приложения
Приложение 1.
Программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и является результатом размышлений о путях решения проблем, возникших в традиционном преподавании, основанном на знаниевой парадигме, а также результатом практической работы автора и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения "фриволите". Отличительной особенностью ее является использование нестандартных материалов для работы, а также интегрирование с факультативами технической направленности для создания механических, электронных игрушек либо для разработки оригинальных интерьерных решений.
Актуальность программы
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
ФРИВОЛИТЕ является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. В сфере общения на занятиях фриволите в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает учащимся освоение различных узлов в процессе плетения поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит учащихся с русским народным творчеством.
Обучение на факультативе основано на принципах личностно- ориентированного образования учащихся и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения учащихся и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно - творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи программы
Образовательные:
-изучение приемов плетения в технике фриволите и технологии изготовления различных изделий;
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
-возведение базиса личностной культуры,
-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
-экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда
Развивающие:
-развитие у учащихся творческого мышления,
-знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
-учить учащихся видеть красоту окружающего мира.
Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе на факультативе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности учащихся и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности учащихся на факультативе оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний учащихся и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что на факультативе этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие учащихся в выставках различных рангов. Результаты участия учащихся в выставках различных уровней фиксируются в творческой книжке каждого обучающегося факультатива. По освоении полного курса обучения на факультативе на основании достижений, зафиксированных в творческой книжке, обучающимся выдается свидетельство об окончании обучения.
Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием обучающихся. Программа начального и углубленного уровней объединены в одном учебном году, для более эффективного развития учащихся в разноуровневых группах.
В результате обучения на факультативе в течение учебного года по программе начального и углубленного уровня обучения предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания и умения:
-обозначения основных узлов фриволите,
-основные приемы плетения в технике микрофриволите,
-способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы,
-владение основными приемами шитья,
-расширение кругозора в области истории, математики, биологии.
-приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения, и дополнительные знания, умения и навыки:
-плетение по схеме,
-составление схемы плетения по образцу.
В результате обучения на факультативе в течение учебного года по программе итогового уровня обучения предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания, умения и навыки:
-плетение украшающих и отделочных узлов и узоров,
-приемы плетения двухцветного и многоцветного полотна,
-основные понятия в композиции и аранжировке цветов,
-расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества,
-умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности, и дополнительные знания и умения;
-самостоятельная разработка поделок, составление схемы,
-изготовление их по творческому замыслу.
Организация деятельности факультатива
Программа работы факультатива рассчитана на трехгодичное обучение. При этом совмещено обучение учащихся первого и второго года обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Для этого занятия проводятся с группами учащихся соответствующего уровня знаний и способностей.
Тогда одна группа проходит программу второго года обучения в течение двух лет, а вторая группа - в течение одного года. Четвертый и более год обучения должен планироваться по индивидуальной программе обучения.
Возраст обучающихся в группе первого- второго года обучения составляет 12-15 лет, третьего года обучения - 16 лет и старше. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности учащихся, базисные знания, умения, навыки общеобразовательной школы, требуемые программой данного вида творчества и года обучения на факультативе, формируются к указанному возрасту. Дальнейшее обучение на факультативе возможно по индивидуальной программе обучения.
Количество учащихся в группе начального и углубленного уровня обучения составляет 10-12 человек, в группе итогового уровня обучения 8-10 человек, так как особенности организации образовательно - воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством учащихся не более указанного.
Режим работы факультатива для начального и углубленного уровня обучения - два занятия неделю по 3 часа, для итогового уровня обучения режим работы такой же - два занятия в неделю по 3 часа, всего 216 часов за учебный год.
Тематический план обучения
Тематический план начального и углубленного образовательного уровня обучения
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол. | ||
Практ. | Теорет. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | 1 |
2 | Основные узлы и приемы узелкового плетения | 22 | 2 | 24 | 8 |
3 | Плетение в кольце и по кругу | 43 | 5 | 48 | 16 |
3.1 | Работа в кольце. Настенные игрушки | 24 | 3 | 27 | 9 |
3.2 | Корзинки | 18 | 3 | 21 | 7 |
4 | Оформление изделий фестонами, кистями, бахромой (ветки, панно, кашпо) | 58 | 8 | 66 | 22 |
5 | Приемы изменения числа нитей в процессе работы | 30 | 6 | 36 | 12 |
5.1 | Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) | 15 | 3 | 18 | 6 |
5.2 | Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки) | 15 | 3 | 18 | 6 |
6 | Плетение цветного полотна (приемы Квандоли и замены рабочей нити) | 30 | 3 | 33 | 11 |
7 | Закрытие кружковой работы | 4 | 2 | 6 | 2 |
ИТОГО | 187 | 29 | 216 | 72 |
Примечание. Тема 4, обязательны для учащихся, осваивающих данную программу за один год или обучающихся по данной программе второй год. При этом часы, рассчитанные для изучения указанной темы, для учащихся, обучающихся по данной программе в течение двух лет, перераспределяются на остальные темы.
Тематический план группы итогового образовательного уровня обучения
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол. | ||
Практ. | Теорет. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | 1 |
2 | Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров) | 44 | 4 | 48 | 16 |
2.1 | Очешники, косметички, кошельки | 22 | 2 | 24 | 8 |
2.2 | Броши, кулоны, браслеты | 22 | 2 | 24 | 8 |
3 | Микрофриволите | 58 | 8 | 66 | 22 |
3.1 | Плетение цветов | 19 | 2 | 21 | 7 |
3.2 | Плетение игрушек | 21 | 3 | 24 | 8 |
3.3* | Разработка композиций | 18 | 3 | 21 | 7 |
4 | Экология и мы Плетение из старых капроновых колготок | 22 | 2 | 24 | 8 |
5 | Объемное фриволите | 37 | 8 | 45 | 15 |
5.1 | Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных | 17 | 4 | 21 | 7 |
5.2 | Плетение объемных игрушек | 20 | 4 | 24 | 8 |
6 | Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла | 20 | 4 | 24 | 8 |
7 | Закрытие кружковой работы | 4 | 2 | 6 | 2 |
ИТОГО | 187 | 29 | 216 | 72 |
*Примечание. Раздел 3.3 "Разработка композиций" предлагается учащимся, работающим с поделками IV уровня сложности. Остальные обучающиеся продолжают изготовление поделок микрофриволите.
Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.
Оглавление
Введение……………………………………………………………...……………2
Глава 1. Дидактическое обеспечение внеучебной деятельности как педагогическая проблема…………………..…..............................................5
1.1. Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»…………………………………………………………….…………….5
1.2. Классификация дидактических средств………………..………................9
1.3. Формы и виды внеучебной деятельности………........................................12
1.4. Принципы внеучебной деятельности...................................................15
1.5. Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе..................20
1.6. Выводы по главе 1..............................................................................20
Глава 2. Разработка программы факультативного курса по фриволите для 10 класса………………………………………………….....................................22
2.1. Роль и место дидактического обеспечения в курсе фриволите в 10 классе……………………………………...................................................... 22
2.2. Программа курса фриволите………………........................................25
2.3. План-конспект занятия курса………………………...............................26
Заключение………………………………….………………………..…………..30
Список литературы………………..……………………………………………..31
Приложение…………………………..…………………………………………..33
Введение
Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей учителя является заложить основы творческого потенциала учащихся и их художественного развития.
Тема работы актуальна тем, что в работе с учащимися, используя работу в технике фриволите, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа занятий.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на уроках, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому преподаватели обязательно должны целенаправленно выявлять склонности учащихся и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять учащимся самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
Занятия по фриволите помогают школьникам реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами фриволите, работе с материалом и инструментами.
На уроках фриволите развивается творческое начало. Учащиеся со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают учащихся результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Первоначальные сведения о развитии техники фриволите, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах учащиеся получают на уроках труда. На занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что занятия по фриволите дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все учащиеся, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем профессионалами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.
Цель работы: как дидактическое обеспечение курса фриволите влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.
Задачи включают:
- показать, как знакомство с техникой фриволите можно осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей.
- сообщить об истории фриволите и о его значении в русском народном творчестве.
- рассказать о развитии и значении фриволите в прошлом и настоящем времени.
- рассказать о влиянии уроках по фриволите на развитие индивидуальных возможностей учащихся.
- предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники фриволите.
- дать рекомендации по использованию данной работы.
Объектом изучения вопроса являются учащиеся 10 класса.
Предмет исследования – внеучебная деятельность по курсу фриволите.
Глава 1. Дидактическое обеспечение внеучебной деятельности как педагогическая проблема
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.