Глава 1. Теоретический анализ психологической характеристики криминальных отклонений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Московский институт Права

Факультет психологии

 

Курсовая работа

По дисциплине: Юридическая психология

На тему: «Психологическая характеристика криминальных отклонений»

 

 

Выполнила:

Студентка МиП, группа (ТП-542)

Принял:

Кандидат психологических наук, доцент

 

 

Москва – 2009



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ психологической характеристики криминальных отклонений

Определение понятий «криминальное отклонение» и «социальная норма»

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Причины отклоняющегося поведения

Профилактика криминального поведения

Выводы по Главе 1

Глава 2. Сравнение криминальных и патопсихологического отклонений на примере сопоставления личностей психически здоровых преступников, социопатов и психопатов

Психологический анализ личности психически здоровых преступников

Психологический анализ личности социопатов

Психологический анализ личности психопатов

Сопоставление криминальных отклонений личности

Выводы по Главе 2

Заключение

Предложения

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ

 

Отклоняющееся криминальное поведение, или криминальное отклонение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью, так как люди ежедневно сталкиваются с проявлением криминальных отклонений в поведении, которые выражаются в противоправных поступках.

Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека. Известную сложность представляет и то, что сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, юридической психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.

Предлагаемая работа представляет собой попытку обзора имеющихся научных подходов и обобщения практического опыта автора в изучении и преодолении отклоняющегося поведения личности, рассматриваемого в его психологическом аспекте.

По данным исследований, проводившихся в судебно-психиатрических учреждениях, а также в амбулаторных условиях, обнаруживается, что у части лиц, совершивших общественно опасные действия, имеются те или иные психические аномалии, как исключающие, так и не исключающие вменяемость. Это приобретенное или врожденное, органическое, или связанное с функциями изменение или повреждение головного мозга. Это отражается на определенных сторонах психической деятельности человека, влияет на характер социально значимого поведения, зачастую приводит к поведению опасному для общества.

Проблема связи преступности с душевными заболеваниями, психическими расстройствами не нова. Опасное для общества действие может быть совершено как вменяемым, так и невменяемым человеком, как при полном осознании существа своих действий, так и при абсолютном непонимании их содержания. Известно, как трудно бывает понять мотивы ряда поступков людей, но еще труднее проникнуть в их духовный мир и предугадать их поступки. Именно это обстоятельство и приводит подчас кое-кого к смешению патологии медицинской – физиологической, психической с антиобщественным, преступным поведением нормальных людей (что тоже представляет собой патологию, но только социальную). Но между этими двумя видами патологий существует огромная разница.

Характер преступника и определенная связь его личности с патопсихологическими отклонениями очень давно начала привлекать внимание ученых и исследователей. Во многих ранее написанных работах на данную тему преобладают уголовно-правовые и социально – демографические характеристики, патопсихологическому аспекту уделяется очень мало внимания. Из анализа литературных источников, в которых были описаны исследования по делам об умышленных убийствах, показали, что у 42% выявлены отклонения патопсихологического характера, что свидетельствует о вменяемости полной или частичной.

Все вышесказанное и обуславливает актуальность обращения к данной теме.

Объект исследования – криминальные отклонения.

Предмет исследования – особенности психологической классификации криминальных отклонений.

Цель настоящей работы – привести психологическую характеристику и анализ криминальных отклонений

В задачи работы входит:

- дать определение криминальному отклонению как делинквентному поведению и понятию социальной нормы

- рассмотреть психологическую классификацию видов отклоняющегося поведения

- выявить причины отклоняющегося поведения

- указать меры профилактики отклоняющегося поведения и высказать предложения по данной проблеме

- провести психологический анализ криминальных отклонений у психически здоровых людей и в рамках психопатологий

Подходы:

Теоретический подход(ознакомление с литературными источниками по истории изучения вопроса, рассмотрение теорий различных авторов)

Методы исследования: контент анализ

Заранее следует учесть, что под ведущим термином «криминальное отклонение» в данной работе следует понимать- отклонение от социальной нормы, следствием которого является отклоняющееся поведение (девиантное), сопутствующей антисоциальной направленности (делинквентное), несущее за собой противоправные действия совершаемые человеком.

Гипотеза: наличие психопатологий увеличивает риск возникновения криминальных отклонений.



Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры - от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример - радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира - через жесткие запреты Нового времени - к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства - от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Социальные нормы

- это требования, которые обусловлены общественным бытием; они предъявляются обществом (таким как коллектив, класс или группа) к поведению отдельной личности в ее отношениях с классом, коллективом, какой- либо общностью. Они ориентируют в определенной ситуации или социального поведения отдельной личности. Социальные нормы контролируют их взаимодействие и поведение со стороны общества.

Социальные нормы характеризуются:

1) санкции социальные

2) социальный контроль и оценка

3) предписывающий и оценочный моменты - едины

4) императивностью;

5) внешней определенной формой выражения

Каждая социальная норма может разрешить или запретить, обязать или предполагать желательность тех или иных действий, поведения, отношений и поступков личности. В центре социальных норм стоят нормы нравственности и правовые нормы.

Нормотип

- это личность, которая строит свое мировоззрение и образ жизни, опираясь на социальные нормы. Это свидетельствует о полной адаптации личности человека к социальным условиям.

Вменяемость

- это наличие сознания у человека и правильное его функционирование.

 



Биогенетическая концепция

Биогенетические концепции отклоняющегося поведения распространялись на Западе в первой четверти ХХ века. Все причины неправильного развития личности, ее преступного и антиобщественного поведения объяснялись биологией человека. Основоположники этой концепции – Ст.Хом и З.Фрейд [43].

При объяснении причин преступности и сегодня широко распространен биогенетический подход. Об этом говорят многочисленные факты обследования правонарушителей в США по специальным программам в целях поиска у них «аномальных мозговых волн». Профессор Э.Майр, один из ведущих американских биологов, предложил размножение «генетически хороших людей», к которым относит «выдающихся личностей», т.е. тех, кто с помощью интеллекта и деловитости добился определенных высот в различных областях жизни. Таким образом, вопрос сводится к искусственной селекции людей и к теоретическим обоснованиям геноцида.

Социальная дезорганизация

Ряд ученых (Томас, Знанецкий, Шибутани) объясняют отклоняющееся поведение происходящими в обществе социальными изменениями, дезорганизующими его жизнь. Поскольку разрушается согласие между людьми, одни стараются придерживаться старых норм и ценностей (ритуалисты, традиционалисты), другие же ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы (авангардисты). Если же нормы не ясны и противоречивы, как считает Т.Шибутани, то широкое распространение получает индивидуализм[17].Сторонники социальной дезорганизации, по существу. Отрицают классовый характер социальных норм.

Исходя из соотношения норм и ценностей эталонной группы и отношения к ней индивида, Т. Шибутани выделяет типы отклоняющегося поведения:

1) конформное;

2) импульсивное;

3) компульсивное.

Конформное отклоняющееся поведение возникает тогда, когда человек руководствуется нормами эталонной для него группы. Если нормы этих групп отличаются от принятых в обществе, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. «Мальчики из района трущоб совершают многие нарушения, пытаясь достичь и сохранить желаемый статус в глазах своих товарищей. «Неисправимый» мальчик может быть наделен многими качествами, которые вызывают уважение к нему в его первичной группе, такими, как мужество, верность, цельность, порядочность и «честная игра»[18]. Так односторонне, лишь действием норм эталонных групп, объясняет Т.Шибутани преступность несовершеннолетних из трущоб, уходя от коренных социальных причин, которым обязаны трущобы своим существованием. Эталонные групповые нормы действуют и при совершении преступлений взрослыми, принадлежащими к определенным социальным классам (бизнесмены, умышленно нарушающие законы, часто считают себя очень ловкими и нередко вызывают восхищение друзей своими незаконными действиями). Импульсивное отклоняющееся поведение возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. К подобным случаям Т.Шибутани относит случаи дезертирства, воровства, насилия и др.

Компульсивное отклоняющееся поведение возникает в случаях дезорганизации личности употреблением наркотиков, алкоголя, вследствие насилия.

Выводы по Главе 1

 

1. Отклоняющееся поведение имеет свое собственное неоспоримо важное место среди психических явлений.

2. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

3. Это поведение является противоправным и имеет криминальную сторону, то есть это отклонение в криминальную сторону – криминальное отклонение.

4. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

5. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

6. Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

7. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

8. Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность.

9. Каждая социальная норма может разрешить или запретить, обязать или предполагать желательность тех или иных действий, поведения, отношений и поступков личности.

10. В центре социальных норм стоят нормы нравственности и правовые нормы.

11. Каждая социальная норма может разрешить или запретить, обязать или предполагать желательность тех или иных действий, поведения, отношений и поступков личности. В центре социальных норм стоят нормы нравственности и правовые нормы.

12. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

13. Причиной отклоняющегося поведения могут выступать биологические или социальные факторы.

14. Наиболее серьезной предпосылкой криминального отклонения является агрессия.

15. В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях).

16. Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организация саногенной среды.


Глава 2. Сравнение криминальных и патопсихологического отклонений на примере сопоставления личностей психически здоровых преступников, социопатов и психопатов


Выводы по Главе 2

1. Сравнивая личности преступников без патопсихологических отклонений, социопатов и психопатом, выявили: обычные преступники психически здоровы, склонны к преступлениям с целью наживы; социопаты – пограничная форма – склонны к преступления с целью удовольствия и указания своего «высшего предназначения»; психопаты – это форма патопсихологии, прирожденные преступники, склонны к серийным убийствам, убийства для них выступают как работа и с каждым разом они совершенствуют свои «профессиональные навыки»

2. Выделение конституциональных психопатов, не дает никакого права считать всех преступников психопатами; в этом и заключалась крупнейшая ошибка — ошибка и клиническая, и просто логическая,— сделанная Ломброзо.

3. По отношению к группе антисоциальных психопатов больше, чем по отношению к какой-либо другой из числа выделяемых групп, нужно сказать, что, быть может, здесь дело идет не об отдельной, сколько-нибудь самостоятельной группе явлений, а лишь о факте «развития» одной из более основных конституциональных форм.

4. Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.



Заключение

 

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

В курсовой работе предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности.

По итогам контент анализа (то есть анализа литературы) можно сказать, что на самом деле наличие психопатологий увеличивает риск возникновения криминальных отклонений, но не дает никакого права считать всех преступников психически нездоровыми. Но при этом значительная часть социапатов имеет криминальные наклонности, и практически все психопаты прирожденные преступники. Чем более выражено патопсихологическое отклонение, при сохранности интеллекта, тем больше вероятности проявлений криминальной направленности и отклонений.

Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный многоуровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности. Основные отличительные признаки девиантного поведения - отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в случае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер. Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воздействия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть Незначительными вследствие множества причин. Следует также признать, что современные знания о природе отклоняющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта Практической работы, объединение усилий различных специалистов с усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.



Предложения

 

1. Общество должно быть в постоянной борьбе с криминальными поведенческими патологиями, даже осознавая неизбежность их возникновения.

2. Должен осуществляться социальный контроль, который будет обеспечивать наличие всей совокупности методов и средств, которыми общество будет воздействовать на отклоняющееся (нежелательные) формы поведения. Цель же здесь будет их сведение к минимуму.

3. Механизмами контроля со стороны социума могут быть:

обычный контроль, который осуществляется как бы извне (наказание или какие-то другие меры воздействия и коррекции)

контроль изнутри (внутренний), когда человек, находящийся в социуме интериоризирует ценности и социальные нормы

контроль косвенный – это может быть некая идентификация (отожествление) с законопослушными гражданами

может быть также контроль, который основан на доступности разнообразных способов удовлетворения потребностей и достижения целей. Это будет выступать альтернативой криминальному поведению.

4. Стратегическую суть социального контроля, можно определить следующим образом:

активность социальная должна быть направлении в нейтральную или соц. одобряемую сторону

отмена смертной казни не является здесь положительным фактором, а делает относительно безнаказанными особенно тяжкие преступные деяния

возможно некоторое смягчение режима в тюрьмах, в сторону демократической направленности (демократизация и либерализация режима)

замещение опасных форм отклоняющегося поведения полезными (соответствующая профессиональная направленность, определенная должность на работе, творчество)

по моему мнению не следует допускать легализацию «преступлений без жертв» (проституция, потребление наркотиков, алкоголя, бродяжничество, гомосексуализм), так как это может стать нормой, а это, в свою очередь приведет к моральному и нравственному разложению общества

расширение воздействия и функционирования служб, занимающихся социальной помощью (суицид, наркотики, геронтология)

В качестве психологической коррекции криминальных отклонений, я думаю, следует предложить:

- стимулирование позитивной мотивации

- коррекцию эмоциональных состояний

- саморегуляцию

- когнитивное переструктурирование

- угашение нежелательного поведения

- формирование позитивного поведения

Благодаря всему этому современное общество будет в состоянии справится с такой безусловно актуальной и злободневной проблемой как возникновение криминальных отклонений.

 



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология-Ростов-на-Дону: «Феник», 2004. - 576 c.

3. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. - №2. - С.34-39.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 655 с.

5. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

6. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.

7. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.60-74.

8. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.

9. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000. – 384 с.

10. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144 с.

11. Долгова А.И. Взаимодействие и причинность в системе научно-детерминистического подхода к изучению преступности // Вопросы борьбы с преступностью. – вып. 35. – М., 1981.

12. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.

13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

15. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.

16. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002. – 686 с.

17. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. - С.17-25.

18. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.

19. Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.

20. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.

21. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.

22. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.- С. 245.

23. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.- 432 с.

24. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.

25. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.

26. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.

27. Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.

28. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

29. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.

30. Романов В.В. Юридическая психология Учебник-М: Юристъ, 2005.

31. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.

32. Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.

33. Сергиенко А., Симонова М. Смогут ли центры досуга соперничать с криминальной улицей? // Первое сентября. - 2000. - №27. – 6 с.

34. Татитдинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // СоцИс. - 2000. - №1. - С.55-91.

35. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.

36. Уголовное право России. Т.1. Общая часть /Отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. – М.: Норма-Инфра-М, 2000. – 639 с.

37. Цветков В.Л. Юридическая психология Учебник – М: Щит-М, 2006. – 436 с.

38. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.75-87.

39. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.

40. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2. – 586 с.

41. Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.

42. Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко // ЮНИТИ-ДАНА. – 2003. – 607 с.

43. Юридическая психология. Энциклопедия. / Под ред. М.И. Еникеева // Приор. – 2001. – 352 с.

Московский институт Права

Факультет психологии

 

Курсовая работа

По дисциплине: Юридическая психология

На тему: «Психологическая характеристика криминальных отклонений»

 

 

Выполнила:

Студентка МиП, группа (ТП-542)

Принял:

Кандидат психологических наук, доцент

 

 

Москва – 2009



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ психологической характеристики криминальных отклонений

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.