Психологические особенности отношений подростков со взрослыми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

Выполнила:

студентка 4 курса

математического

факультета

Олесик Е.Н.

Научный рукводитель:

старший преподаватель Левкович С.Г.

 

Брест 2009


Содержание

 

Введение

Словарь основных понятий

1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста

1.1 Подростковый возраст как историческое явление

1.2 Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста

2. Особенности общения подростков со взрослыми

2.1 Характер детско-взрослых отношений

2.2 Проблемы понимания подростков взрослыми

2.3 Специфика семейного воспитания

3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей

3.1 Описание целей и метода исследования

3.1 Исследование тревожности подростков

3.2 Результаты исследования детско-родительских отношений

3.3 Результаты исследования тревожности у подростков

3.4 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных использованных литературных источников

Приложения




Введение

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Данная курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей отношений подростков с взрослыми. Актуальность данного теоретико-экспериментального исследования определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением.

Несмотря на то, что в социальной психологии накоплен большой потенциал научных исследований, раскрывающих важные аспекты отношений подростков с взрослыми, активно ведется поиск эффективных средств гармонизации взаимодействия подростка с его родителями. Кроме того, ощущается недостаток исследований, посвященных комплексному рассмотрению отношений подростка с взрослыми в качестве системы "подросток - родитель".

Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.

2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.

3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.

4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Объектом исследования является система социального взаимодействия подростка с взрослыми.

Предметом исследования является специфика отношений межличностной значимости подростка с его родителями.

Основная гипотеза исследования: совокупность отношений межличностной значимости подростка с взрослыми представляет собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии.

Методологической основой работы являются принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, представления о формировании и развитии личности подростка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Помимо изучения научной психологической литературы, наблюдения, бесед со школьниками-подростками, их учителями, в исследовании были использованы следующие методические средства: модифицированный вариант опросника "Подростки о родителях" (АDОR) и шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования данного материала в процессе оптимизации отношений межличностной значимости подростка с родителями.



Словарь основных понятий

 

АВТОНОМНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

ВОЗРАСТ (англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

ДЕТСТВО (англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода. В психологии разделяется на следующие периоды: младенческий возраст (0-1 г), ранний возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12).

ДИРЕКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - стремление родителей к лидерству и власти над ребенком, выраженное в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции.

НЕГАТИВИЗМ (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский) - особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

ОТРИЦАНИЕ - форма психологической защиты, чарактеризующаяся недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (англ. teenage period, adolescence) - кризисный период онтогенеза от 10-11 до 15 лет или от 11 - 12 до 16-17 лет, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (от лат. pubertas - возмужалость - половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

ТРЕВОЖНОСТЬ (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - внешний) - переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков.



Заключение

 

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач.

В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей. Существенными основаниями тревожности подростков являются стили педагогического общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.

Выявленный в настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.

Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для разработки практических рекомендаций для психологов, родителей и педагогов по оптимизации отношений межличностной значимости подростка с взрослыми. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.



Приложения

 

Приложение 1

 

Возраст _________________

Пол _____________________

Дата ____________________

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".

 

Утверждения Да Частично Нет
1. Очень часто улыбаются мне 2 1 0
2. Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет 2 1 0
3. У них не хватает терпеливости в отношении ко мне 2 1 0
4. Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться 2 1 0
5. Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают 2 1 0
6. Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться 2 1 0
7. Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8. Постоянно на меня кому-то жалуются 2 1 0
9. Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10. За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают 2 1 0
11. Очень любят делать что-то вместе со мной 2 1 0
12. Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13. Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14. Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения 2 1 0
15. В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел 2 1 0
16. Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня 2 1 0
17. Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки 2 1 0
18. Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу 2 1 0
19. Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер 2 1 0
20. Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет 2 1 0
21. Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения 2 1 0
22. Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано 2 1 0
23. Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен 2 1 0
24. Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться 2 1 0
25. Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно 2 1 0
26. Часто хвалят меня за что-либо 2 1 0
27. Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28. Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29. Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30. Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет 2 1 0
31. Стараются открыто доказать, что любят меня 2 1 0
32. Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом 2 1 0
34. Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя" 2 1 0
35. Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36. Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37. Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38. Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну 2 1 0
39. Всегда легко прощают меня 2 1 0
40. Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41. Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо 2 1 0
42. Постоянно указывают мне, как себя вести 2 1 0
43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят 2 1 0
44. Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию 2 1 0
45. Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными 2 1 0
46. Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47. Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели 2 1 0
48. Чувствую, что они пренебрегают мной 2 1 0
49. Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются 2 1 0
50. Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях 2 1 0

Инструкция:

Прочитайте внимательно каждое из утверждений; в зависимости от самочувствия в данный момент выберите из четырех возможных вариантов один и обведите цифру, соответствующую этому ответу.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше состояние в данный момент, то обведите в кружок цифры "4".

Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3".

Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему самочувствию в данный момент, то обведите цифру "1".

 

Утверждения        
1. Я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободным 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я чувствую скованность, напряженность 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно 1 2 3 4

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте кружком подходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше обычное состояние, то обведите в кружок цифры "4".

Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3".

Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему обычному самочувствию, то обведите цифру "1".

 

Утверждения        
1. Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
2. Я очень быстро устаю 1 2 3 4
3. Я легко могу заплакать 1 2 3 4
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
5. Я проигрываю, потому что медленно принимаю решения 1 2 3 4
6. Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
7. Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
9. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10. Я вполне счастлив 1 2 3 4
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13. Обычно я себя чувствую в безопасности 1 2 3 4
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4
15. У меня бывает хандра 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
18. Я так сильно переживаю разочарования, что потом долго не могу забыть 1 2 3 4
19. Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 


Приложение 2

 

Таблица 2.1 Обработка результатов теста "Подростки о родителях":

№ в/са Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1.         +
2.     +    
3.       +  
4.     +    
5.   +      
6.         +
7.     +    
8.       +  
9. +        
10.   +      
11.         +
12.     +    
13.       +  
14. +        
15.         +
16.         +
17.       +  
18. +        
19. +        
20.   +      
21.         +
22.     +    
23.       +  
24. +        
25.     +    
26.         +
27.     +    
28.       +  
29. +        
30.   +      
31.   +      
32.     +    
33.       +  
34. +        
35.   +      
36. +        
37.   +      
38.       +  
39.         +
40.   +      
41.         +
42.     +    
43.       +  
44. +        
45.   +      
46.         +
47.     +    
48.       +  
49. +        
50.   +      

 

Таблица 2.2 Обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):

№ в/са

Уровень ситуативной тревожности

Низкий Средний Высокий
1. +    
2.   +  
3.     +
4.   +  
5. +    
6.     +
7.   +  
8. +    
9.     +
10.   +  
11. +    
12.     +
13.     +
14.     +
15.   +  
16. +    
17.   +  
18.     +
19. +    
20. +    

 

Таблица 2.3 Обработка результатов теста личностной тревожности (LT):

№ в/са

Уровень личностной тревожности

Низкий Средний Высокий
1. +    
2.   +  
3.     +
4.   +  
5.   +  
6. +    
7. +    
8.     +
9.     +
10. +    
11.     +
12.   +  
13. +    
14.   +  
15. +    
16. +    
17.     +
18.     +
19.   +  
20.     +

 


Приложение 3

 

Таблица 3.1 Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях":

№ п/п Возраст Пол Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1. 13 Ж 1,1 1,2 1,1 0,9 1,1
2. 13 Ж 1,4 1,1 1,6 1,0 1,5
3. 13 Ж 1,5 1,5 0,8 0,5 1,7
4. 13 Ж 1,2 1,3 1,1 0,6 1,7
5. 13 Ж 1,8 1,3 0,8 0,1 1,3
6. 13 Ж 1,5 0,9 0,8 0,8 0,7
7. 14 Ж 1,4 1,2 1,2 0,7 1,4
8. 14 Ж 1,2 1,0 0,4 0,3 1,4
9. 14 Ж 1,1 1,5 0,8 0,1 1,8
10. 14 Ж 0,8 0,7 0,6 0,2 1,7
11. 13 М 0,7 0,8 1,0 0,6 0,9
12. 13 М 0,8 1,4 1,7 1,2 1,3
13. 13 М 1,2 1,2 1,4 0,3 1,5
14. 13 М 1,3 0,8 0,7 0,0 1,0
15. 13 М 1,3 1,2 1,1 0,8 1,8
16. 14 М 1,3 1,2 1,2 0,6 1,5
17. 14 М 1,4 0,7 0,5 0,1 1,3
18. 14 М 0,8 1,1 1,3 0,3 0,7
19. 13 Ж 1,4 1,1 1,3 0,7 1,9
20. 14 М 0,7 0,8 0,8 0,7 0,7

Среднее значение

1, 20 1,10 1,01 0,53 1,35

 

Таблица 3.2 Численная обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):

№ в/са

Возраст

Пол

Уровень личностной тревожности

Среднее значение

Низкий Средний Высокий
1. 13 Ж 2,29 2,17 2,86 2,44
2. 13 Ж 2,43 3,33 2,0 2,59
3. 13 Ж 2,86 1,83 1,0 1,90
4. 13 Ж 3,57 2,17 1,42 2,39
5. 13 Ж 3,57 2,17 1,43 2,39
6. 13 Ж 2,57 2,17 1,43 2,06
7. 14 Ж 3,14 1,33 1,0 1,82
8. 14 Ж 3,14 2,17 1,43 2,25
9. 14 Ж 3,29 2,0 1,43 2,24
10. 14 Ж 3,57 2,17 1,57 2,44
11. 13 М 3,29 2,5 2,43 2,74
12. 13 М 2,43 3,17 2,29 2,63
13. 13 М 3,43 2,0 1,14 2, 19
14. 13 М 2,86 2,5 2,0 2,45
15. 13 М 3,86 2,33 2,57 2,92
16. 14 М 2,86 2,67 2,14 2,56
17. 14 М 4,0 2,0 1,0 2,33
18. 14 М 2,29 1,67 1,29 1,75
19. 13 Ж 3,14 2,0 1,0 2,05
20. 14 М 2,29 2,83 2,14 2,42

Среднее значение

3,04 2,26 1,68 2,33

 

Таблица 3.3 Численная обработка результатов теста личностной тревожности (LT):

№ в/са

Возраст

Пол

Уровень личностной тревожности

Среднее значение

Низкий Средний Высокий
1. 13 Ж 2,14 3,0 2,57 2,57
2. 13 Ж 2,86 3,0 2,43 2,76
3. 13 Ж 3,29 2,67 2,71 2,59
4. 13 Ж 3,0 2,0 2,86 2,62
5. 13 Ж 2,71 2,0 2,29 2,33
6. 13 Ж 2,86 3,67 2,0 2,84
7. 14 Ж 2,43 1,83 1,43 1,90
8. 14 Ж 2,86 2,83 3,14 2,94
9. 14 Ж 2,86 1,83 1,57 2,09
10. 14 Ж 3,0 3,0 2,43 2,81
11. 13 М 2,71 3,0 3,57 3,09
12. 13 М 2,43 2,50 2,57 2,50
13. 13 М 3,43 2,33 2,43 2,72
14. 13 М 2,57 2,17 1,29 2,01
15. 13 М 3,57 2,0 2,0 2,52
16. 14 М 3,43 2,83 2,0 2,75
17. 14 М 4,0 1,83 1,0 2,28
18. 14 М 2,71 2,50 2,57 2,59
19. 13 Ж 2,57 2,0 2,29 2,29
20. 14 М 2,57 2,50 2,57 2,55

Среднее значение

2,90 2,47 2,35 2,57

 



Курсовая работа

Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

Выполнила:

студентка 4 курса

математического

факультета

Олесик Е.Н.

Научный рукводитель:

старший преподаватель Левкович С.Г.

 

Брест 2009


Содержание

 

Введение

Словарь основных понятий

1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста

1.1 Подростковый возраст как историческое явление

1.2 Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста

2. Особенности общения подростков со взрослыми

2.1 Характер детско-взрослых отношений

2.2 Проблемы понимания подростков взрослыми

2.3 Специфика семейного воспитания

3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей

3.1 Описание целей и метода исследования

3.1 Исследование тревожности подростков

3.2 Результаты исследования детско-родительских отношений

3.3 Результаты исследования тревожности у подростков

3.4 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных использованных литературных источников

Приложения




Введение

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Данная курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей отношений подростков с взрослыми. Актуальность данного теоретико-экспериментального исследования определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением.

Несмотря на то, что в социальной психологии накоплен большой потенциал научных исследований, раскрывающих важные аспекты отношений подростков с взрослыми, активно ведется поиск эффективных средств гармонизации взаимодействия подростка с его родителями. Кроме того, ощущается недостаток исследований, посвященных комплексному рассмотрению отношений подростка с взрослыми в качестве системы "подросток - родитель".

Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.

2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.

3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.

4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Объектом исследования является система социального взаимодействия подростка с взрослыми.

Предметом исследования является специфика отношений межличностной значимости подростка с его родителями.

Основная гипотеза исследования: совокупность отношений межличностной значимости подростка с взрослыми представляет собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии.

Методологической основой работы являются принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, представления о формировании и развитии личности подростка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Помимо изучения научной психологической литературы, наблюдения, бесед со школьниками-подростками, их учителями, в исследовании были использованы следующие методические средства: модифицированный вариант опросника "Подростки о родителях" (АDОR) и шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования данного материала в процессе оптимизации отношений межличностной значимости подростка с родителями.



Словарь основных понятий

 

АВТОНОМНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

ВОЗРАСТ (англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

ДЕТСТВО (англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода. В психологии разделяется на следующие периоды: младенческий возраст (0-1 г), ранний возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12).

ДИРЕКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - стремление родителей к лидерству и власти над ребенком, выраженное в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции.

НЕГАТИВИЗМ (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский) - особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

ОТРИЦАНИЕ - форма психологической защиты, чарактеризующаяся недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (англ. teenage period, adolescence) - кризисный период онтогенеза от 10-11 до 15 лет или от 11 - 12 до 16-17 лет, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (от лат. pubertas - возмужалость - половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

ТРЕВОЖНОСТЬ (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - внешний) - переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.