Международные стандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международные стандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторской деятельности

Москва 2009 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности

1.1  Аудиторские стандарты, их назначения и виды

1.2  Стандартизация аудиторской деятельности в России

1.3  Основные международные аудиторские стандарты

2. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг

Заключение

Список литературы

Приложение

 



ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях.

Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.

В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.

В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.

Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера.

Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.

Целью данной курсовой работы является:

1) описать общие сведения об аудите;

2) рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;

3) обозначить взаимосвязь Международных стандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.

 



Аудиторских услуг

 

Организацией системы контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации строится с учетом использования международного опыта. Уже с середины 90-х годов представители международных профессиональных объединений, в частности CNCC (Франция), знакомили российских аудиторов с некоторыми элементами своей системы контроля. В настоящее время российские аудиторы имеют возможность использовать опыт как Франции, так и Великобритании.

Ранее требования к системе внутреннего контроля аудиторской фирмы были установлены в МСА 220 «Контроль качества работы в аудите».

С 15 июля 2005 года вопросы организации СВК на уровне фирмы вынесены в МСКК 1[1] «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающие уверенность и связанные с сопутствующими услугами», а вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания – в МСА 220R «Контроль качества для аудиторов исторической финансовой информации».

Внешний контроль качества основан на изучении и оценке системы внутреннего контроля, действующей в аудиторской фирме, ее соответствии международным требованиям.

Все национальные аудиторские организации и профессиональные объединения, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров IFAC, руководствуются в своей деятельности МСКК 1 и МСА 220R. Российский аудит также направлен на соответствие ПСАД международным стандартам аудита.

Основные изменения в требованиях к организации внутрифирменного контроля качества (СВКК) аудиторской фирмы связаны с тем, что в МСКК 1 введены обязательные требования к структуре СВКК, а также обязанность документировать процедуры и элементы СВКК.

В соответствии с п.7 МСКК 1 система контроля качества аудиторской организации должна включать в себя политики и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

- ответственность руководства за качество предоставляемых услуг (внутрифирменный контроль качества);

- этические требования;

- политика и процедуры о решении вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связи с существующим клиентом;

- человеческие ресурсы;

- выполнение задания;

- мониторинг.

Изменились требования к документированию и доведению до персонала процедур внутреннего контроля.

В соответствии с п.7 МСКК 1 внешний контроль профессиональных аудиторских объединений должен обеспечивать проверку следующих требований:

- ответственность руководства за качество предоставляемых услуг;

- этические требования;

- политика и процедуры для решения вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связей с существующим клиентом;

- трудовые ресурсы;

- выполнение задания;

- мониторинг;

- претензии.

Контроль качества преследует следующие цели:

1) Укрепить доверие к аудиторской профессии в обществе

2) Проверить, соответствует ли выполненное задание действующим нормативным требованиям с точки зрения:

- соблюдения лицензионных требований

- правил профессиональной этики в отношении независимости и профессионального поведения

- организации работ

- планирования аудита

- отражения результатов проверки в документации аудитора

- наличия контроля со стороны руководства и ведущих специалистов

- необходимого уровня компетенции аудитора

- адекватной оценки для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска

- получение консультаций в специальных случаях

Контроль качества аудиторских услуг проводится в соответствии с требованиями ПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита»

Контроль проводится в 2 этапа

1 этап. Заполнение аудиторскими организациями ежегодной анкеты, на основании которой контролеры получают информацию о деятельности фирмы без ее посещения. Анкеты представляются в ТИПБ. Нарушения порядка представления анкет:

не соблюдаются сроки представления – до 15 апреля

не представляются анкеты

представляются искаженные данные по соблюдению требований ПСАД, не подтверждаемые при посещении аудиторской организации

2 этап. Проведение проверки выполнения требований ПСАД при посещении контролером аудиторской организации. Наиболее распространенные нарушения, выявляемые контролерами:

недостаточность или отсутствие документирования аудиторских проверок

отсутствие документирования проверок на независимость

недостаточность внутренней организационной документации, например, отсутствие распоряжений на назначение руководителей проверок, внутренних консультантов.

Недостатки в работе контролеров:

- небрежность при заполнении рабочих документов контролера, например, несоответствие дат, несоответствие информации по данным проверяемой аудиторской организации и контролера

- несоблюдение порядка проведения контроля

- проведение проверки аудиторских дел при отсутствии разрешений клиента

- недостаточно оперативное исправление недостатков по замечаниям Комиссии ИПБ России при рассмотрении заключений, представленных на утверждение, в результате чего неоправданно увеличиваются сроки выдачи заключений

Направления работы Комиссии по улучшению работы контролеров:

- подготовка контролеров качества ввиду их недостаточности и неравномерности распределения по регионам. Например, всего один контролер в Приморском крае, а в центральных регионах количество их не только достаточно, но и число желающих быть контролерами растет

- добиваться повышения квалификации контролеров и уменьшения недостатков в их работе

По результатам проведения 2-х этапов выдается заключение.

Заключение формируется ТИПБ, а затем утверждается Комиссией по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России с предоставлением в Комиссию полного комплекта документов, оформляемых при проведении контроля качества, который предусмотрен Порядком проведения контроля качества ИПБ России.

Типовые заключения 4-х видов:

1. работа аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудиторских услуг

2. имеются несущественные замечания

3. имеются существенные замечания, необходимо предусмотреть серьезную организационную работу по обеспечению качества предоставляемых услуг

4. деятельность не соответствует профессиональным стандартам

Обязанности профессиональных аудиторских объединений (ПАО) в области внешнего контроля:

- активное разъяснение среди членов ПАО цели и процедур проведения внешнего контроля качества

- разработка и внедрение внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, обязательных для членов ПАО

- разработка эффективной системы контроля качества аудиторских услуг членов ПАО

- введение и проведение обязательной программы внешней проверки качества работы участников ПАО

- подготовка контролеров качества

- оказание содействия своим участникам во внедрении эффективной внутренней системы контроля качества и обеспечении ее функционирования

Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России для реализации стоящих перед ней задач в области организации системы контроля качества аудита осуществляет:

разработку и утверждение методик осуществления проверок

разработку и утверждение методик отбора, назначения и повышения квалификации контролеров

разработку и утверждение отбора проверяемых субъектов

разработку и утверждение программ проверок

утверждение результатов проверок

подготовку, утверждение и реализацию мер по результатам проверок

контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков, выявленных по результатам проверок

контроль деятельности контролеров

разработку и утверждение системы урегулирования разногласий, возникающих в ходе и по результатам проверок

В настоящее время:

разработаны внутренние стандарты ИПБ России для членов организации

разработана система контроля качества аудиторских организаций – членов ИПБ России

разработана процедура проведения внешнего контроля качества

разработаны требования к контролерам качества

проведено обучение и аттестация контролеров (около 150) человек

внешний контроль проводится по территориальному признаку, т.е. контроль проводит ТИПБ, в котором состоит аудиторская организация.

в ИПБ России входят 80 ТИПБ.

аттестованные контролеры имеются в 33 регионах.

проводится работа по организации внешнего контроля.

для обеспечения требований системы контроля качества Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности разрабатывает и представляет на утверждение Президентского совета ИПБ России перечень мер, включая дисциплинарные, применяемые к аудиторам – членам ИПБ России в случае несоблюдения требований качества.

Кроме вышеперечисленных стандартов МСКК 1 и МСА 220R, следует выделить таких два стандарта, обеспечивающих качество аудиторских услуг, как Положение об обязанностях членов МФБ №1 «Контроль качества» и 8-я Директива Европейской комиссии.

Членами МФБ являются профессиональные объединения 156 организации из 114 стран мира, в том числе и ИПБ России. На членов МФБ распространяются «Положения об обязанностях членов МФБ». Всего положений – 7. Из них следующие касаются контроля качества аудиторских услуг:

- Положение №1 «Контроль качества» применяется при проведении внешних проверок качества работы аудитора.

- Положение №3 «Международные стандарты, соответствующие методические рекомендации и другие документы, издаваемые КМСА»,устанавливает обязанности членов МФБ в отношении стандартов контроля качества, аудита и заданий по поддержанию достоверности информации.

- Положение №4 «Кодекс профессиональной этики МФБ для дипломированных бухгалтеров» устанавливает обязанности организаций по его соблюдению.

Российским профессиональным аудиторским объединениям следует установить и максимально приблизить к международным требованиям как внутренние стандарты этих объединений, обязательные для членов, так и внешнюю проверку соблюдения стандартов и оценку качества предоставляемых услуг.

В 8-й Директиве Европейской комиссии содержаться статьи, посвященные системе обеспечения качества (ст.29, 32).

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года.

2. Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (Протокол № 56 от 31 мая 2007 года).

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08.

4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 07-04-08/950/СШ "О представлении отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов."

5. Галова Е.В. Федеральные стандарты аудита: Учеб. пособие. – М. Изд-во: АБИК, 2007. – 72 с.

6. Грачева М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008.

7. Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2008.

8. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. – изд. с изм. – М.: Экономистъ, 2007.

9. Чикунова И.П. Международные стандарты аудита: структура и содержание // Бухгалтерский учет. – 2008.

10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

11.  Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. – Учебное пособие/ Под. ред. Л.И. Ушвицкого. – М.: КНОРУС, 2009.

12.  Информация Интернет сайтов:

http://www.educenter.ru/documents/audit_prog8.html

http://www.as-audit.ru/consulting/book_keeper/taxation/audit_standart/index.shtml

http://auditinfo.net/kontrol-kachestva-auditorskoj-deyatelnosti/



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Вводные аспекты

      Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность проект отсутствует 120 Основные принципы Международных стандартов аудита 24 отменен в дек. 2004

Обязанности

    200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности 1   210 Условия аудиторских заданий 12   220 Контроль качества работы в аудите 7   1/220А Контроль качества в аудиторских организациях 34   230 Документирование 2   240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности 13   250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 14   260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями 22   265 Существенные недостатки во внутреннем контроле проект  

Планирование

    300 Планирование 3   315 Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации 8   320 Существенность в аудите 4   330 Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски проект ПСАД №35  

Внутренний контроль

    402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации 25   450 Оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита проект  

Аудиторские доказательства

    500 Аудиторские доказательства 5   501 Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей 17   505 Внешние подтверждения 18   510 Первичные задания – начальные сальдо 19   520 Аналитические процедуры 20   530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования 16   540 Аудит оценочных значений 21   545 Аудит оценки по справедливой стоимости 39   550 Связанные стороны 9   560 Последующие события 10   570 Непрерывность деятельности 11   580 Заявления руководства 23  

Специализированные области

    800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей Ст-т КАД проект   810 Исследование ожидаемой финансовой информации Ст-т КАД отсутствует 3400 Исследование прогнозной финансовой информации проект  

Сопутствующие услуги

    2400/910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности 33   4400/920 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации 30   4410/930 Задания по компиляции финансовой информации 31  

Международные стандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторской деятельности

Москва 2009 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности

1.1  Аудиторские стандарты, их назначения и виды

1.2  Стандартизация аудиторской деятельности в России

1.3  Основные международные аудиторские стандарты

2. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг

Заключение

Список литературы

Приложение

 



ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях.

Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.

В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.

В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.

Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера.

Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.

Целью данной курсовой работы является:

1) описать общие сведения об аудите;

2) рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;

3) обозначить взаимосвязь Международных стандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.