Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Если исходить из ситуации 1999 года (табл. 1), то развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы, чтобы вернуться к дореформенному уровню.
Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата уменьшилась на треть, в Польше потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.
Таблица 4[9].
Уменьшение реальных доходов населения.
(в %)
Показатели | 1990 г. | 1992 г. | 1995 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Доходы на душу населения | 100 | 63 | 70 | 72 | 59 | 54 |
Заработная плата | 100 | 65 | 45 | 48 | 41 | 35 |
Пенсия | 100 | 50 | 52 | 54 | 51 | 51 |
Кризис 17 августа 1998 года отбросил страну в социальной области, по самым благожелательным подсчётам, к положению 1994 – 95 годов. На начало 1999 года в России 38% населения не имеют минимального стандарта проживания. При такой сложной ситуации невозможно реализация только какой-то одной стратегии доходов и социальной защиты. Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:
ðоптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;
ðизменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;
ðперераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;
ðизменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;
ðболее чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;
ðактивизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.
Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.
Антикризисные меры.
Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным.
Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.
Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.
Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.
Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в условиях кризисной экономики.
Заключение.
Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых. Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.
Список используемой литературы.
1. Абакумова Н., Подовалова Р.. Политика доходов и заработной платы. – М.: , 1999. - с.
2.Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда.// РЭЖ. - 2000. - № 11-12. – с. 61-64.
3. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чапурина М. Н., Киселёвой Е. А. – Киров, 1994. – 624 с.
4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. – ХХХIV, 974 с.
5. Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. – 1999. - № 4 . – с. 38 – 45.
6. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. - № 9. – с. 62 – 69.
7. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.
8. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 1998. - № 6. – с. 51 –58.
9. Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. - №3 – с. 142 –149.
10. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 – е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 1997, - 816 с.
11. Яковлев Р. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры.//РЭЖ. – 1999. - №3. - с. 36-49.
[1] Абакумова Н., Подовалова Р.. Политика доходов и заработной платы. – М.: .1999. – с.96.
[2] Государственный комитет статистики РФ.
[3] . Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. – 1999. - № 4 . – с.40.
[4] Государственный комитет статистики РФ.
[5] Государственный комитет статистики РФ.
[6] Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 1998. - № 6. – с.52.
[7] Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. - №3 – с.147.
Государственный комитет статистики РФ.
[8] Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. - №3 – с.149.
[9] . Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. - № 9. – с.62.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.