Глава 1. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра педагогики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

 

«ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

 

Работу выполнила:

Анкуда Дарья Олеговна

студентка 2 курса 27 группы

 

Научный руководитель:

Е.В. Мозоль

 

Минск, 2005



С одержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты понятий "игра" и "нравственность"

1.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника

1.2. Чувства и этические представления дошкольника

1.3. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности

Глава 2 Практическое исследование этических представлений дошкольников

2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме

2.2. Этапы построения игрового занятия

2.3. Практическая реализация и выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2


     Введение

 

Считаем, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

 

Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.

 

Задачи исследования:

 

1. раскрыть понятие «игра» и «нравственность»;

2. сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;

3. практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении.

 

Гипотеза исследования: игра является ведущем видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.

 

Объект исследования: личность дошкольника.

 

Предмет исследования: нравственное формирование в процессе игровой деятельности.

 

При написании данной работы мы применяли следующие методы:

 

ü анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

ü наблюдение (в процессе реализации игровой методики).

 

Работа состоит из двух глав. Первая носит теоретический, а вторая практический характер. В теоретической главе мы рассмотрели понятие «игра», «нравственность» и формирование нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности. В практической главе мы предлагаем вашему вниманию игровую методику «чудо-дерево», направленную на формирование нравственных представлений у дошкольника.

Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе соподчинение интересов, то есть интересы ребенка подкрепляются игровой ситуацией, а интересы воспитателя совпадают с его педагогической позицией.




Глава 1. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».

Глава 2 . Практическое исследование этических представлений дошкольников.

Заключение.

 

Целью данного исследования было рассмотрение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника. Мы выдвинули гипотезу об эффективности интеграции игровой деятельности с педагогическим процессом. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в нашем случае на формирование этических представлений). Особое внимание мы уделили сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

 Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка-дошкольника.

Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическим занятием, которое содержало игровые элементы.

Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).

Считаем, что гипотеза исследования подтвердилась.



Список использованной литературы.

 

1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.

2. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.

3. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

4. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991

5. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

6. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.

7. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988

9. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002

10.  Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975

11.  Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987

12.  Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994

13.  Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998

14. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999

Кафедра педагогики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

 

«ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

 

Работу выполнила:

Анкуда Дарья Олеговна

студентка 2 курса 27 группы

 

Научный руководитель:

Е.В. Мозоль

 

Минск, 2005



С одержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты понятий "игра" и "нравственность"

1.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника

1.2. Чувства и этические представления дошкольника

1.3. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности

Глава 2 Практическое исследование этических представлений дошкольников

2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме

2.2. Этапы построения игрового занятия

2.3. Практическая реализация и выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2


     Введение

 

Считаем, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

 

Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.

 

Задачи исследования:

 

1. раскрыть понятие «игра» и «нравственность»;

2. сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;

3. практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении.

 

Гипотеза исследования: игра является ведущем видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.

 

Объект исследования: личность дошкольника.

 

Предмет исследования: нравственное формирование в процессе игровой деятельности.

 

При написании данной работы мы применяли следующие методы:

 

ü анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

ü наблюдение (в процессе реализации игровой методики).

 

Работа состоит из двух глав. Первая носит теоретический, а вторая практический характер. В теоретической главе мы рассмотрели понятие «игра», «нравственность» и формирование нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности. В практической главе мы предлагаем вашему вниманию игровую методику «чудо-дерево», направленную на формирование нравственных представлений у дошкольника.

Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе соподчинение интересов, то есть интересы ребенка подкрепляются игровой ситуацией, а интересы воспитателя совпадают с его педагогической позицией.




Глава 1. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.