Основы безопасности жизнедеятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы безопасности жизнедеятельности

Реферат

Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет

Кафедра Современного естествознания и экологии

Санкт-Петербург

2002

1. История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин: изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).

Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

2. Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

Угроза для жизни.

Возможность понесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

окружающая среда;

явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

ориентирующая (общее направление поиска);

организующая (организация рабочего дня);

управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

7. Методы обеспечения БЖД:

А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

В­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

8. Средства обеспечения БЖД:

средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

9. Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

по происхождению:

природные,

техногенные,

экологические,

смешанные;

по времени проявления:

импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),

кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

по локализации:

литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);

гидросферные;

атмосферные (озоновые дыры);

космические (солнечные циклы).

Нормирование ЭМИ.

Осуществляется в зависимости от диапазона частот. При нормировании учитывается: 1) диапазон частот; 2) значения напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка: ЭН = ППЭ*Т; где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т - время, в течение которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 - нормируют значения постоянных магн. полей. Предельно допустимая ППЭ = ЭН предельно допустимого уровня (осн. параметр для нормирования)/ Т (время пребывания человека). Если в течение рабочего времени человек подвергается воздействию ЭМИ, ППЭ не должна превышать 1 мВт/кв.см. Нормирование ЭМ поля пром. частоты - 50 Гц: зона индукции - десятки км. Эл. поле нормируется, магн. - нет. По офиц. данным неблагоприятные воздействия ЭМ поля проявляются при напряженностях магнитного поля, начиная с 160 - 200 Ампер/метр. Токи пром. частот не превышают 25 А/м. В зависимости от времени нахождения человека в поле пром. частоты устанавливается предельное значение напряженности эл. поля (8 часов - не > 5 кВ) 5) Защита от ЭМИ. Способы защиты: 1) уменьшение мощности источника - уменьшение параметров излучения в самом источнике (защита количеством) - осн. поглотители - графит, резина и т.д.; 2) экранирование источника излучения (рабочего места); 3) выделение зоны излучения (зонирование территории); 4) Установление рациональных режимов эксплуатации установок, 5) применение сигнализации; 6) Защита расстоянием (особенно эффективна для СВч) формула 7) Защита временем (от тока пром. частоты) 8) Средства индивидуальной защиты (спец. костюмы). 

ИКИ - тепловое излучение близко к СВч. Зашита от ИКИ - защитные экраны. УФИ - вредно для глаз, кожи, имеет слабое ионизирующее действие. Качество бактерицидности УФИ - в медицине. !!!

На сам. изучение - Лазерное излучение: 1) Особенности ЛИ; 2) Опасные факторы, связанные с Л облучением; 3) Воздействие ЛИ на живые ткани; 4) Защита от ЛИ; 5) Классы опасности Л установок Найти лит-ру по защите от УФИ. 

Защита от ИИ.

Способы защиты:

1) количеством - используются источники с минимальным выходом ИИ;

2) временем - ограничения на пребывание на территории, где уровень излучений выше допустимого;

3) расстоянием - интенсивность излучения убывает пропорционально квадрату расстояния;

4) дистанционное управление (А-метод) - разделение гомо- и иоксосферы;

5) экранирование источников;

6) зонирование территорий при работе с открытыми источниками.

Кратность ослабления - К=Р/РДОП - для экрана, где

Р - мощность экспозиционной дозы, Р=dX/dt=[млР/час], d - толщина экрана.

Для нейтрального излучения - экран должен содержать водород, полиэтилен, воду, парафин.

Дозиметрический контроль.

Методы:

1) фотографический;

2) химический (изменение цвета);

3) суинтилляционный (испускание фотонов видимого света при прохождении через него ИИ);

4) ионизационный (основан на явлении ионизации газов под воздействием ИИ, в результате которого образуются положительные ионы и электроны).

Дозиметрический контроль:

1) для радиационной разведки местности - рентгенометр-радиометр;

2) для контроля облучения - дозиметры;

3) для контроля степени заражения поверхности веществ, продуктов питания.

Электробезопасность.

1. Действие тока на организм.

2. Пороговые значения токов.

3. Электрическое сопротивление тела человека.

4. Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям.

1. Действие тока на организм.

В 1862 г. ДеМеркю дал подробное описание электрических травм. В 20 в. австрийский врач сделал вывод, что человек легко может погибнуть от эл. тока, но его трудно убить эл. током.

Проходя через тело человека, ток оказывает следующее действие:

1) термическое (ожоги и т.п.);

2) электролитическое (разложение электролитов);

3) механическое (судорожное сокращение мышц, отбрасывание, отдергивание);

4) биологическое (спазм, судороги, специфическое воздействие на сердечно-сосудистую систему - эффект фибрилляции).

Различают:

1) местные эл. травмы (эл. ожог, перегрев внутренних органов, эл. знаки - место входа эл. тока в организм, механические повреждения, металлизация кожи, электроофтальмия);

2) общие эл. травмы (эл. удар - процесс возбуждения живых тканей организма эл. током, сопровождается судорожным сокращением мышц).

2. Пороговые значения токов.

По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции:

Ощущение тока.

Судорожное сокращение мышц.

Фибрилляция сердца.

Со 2) и 3) начинается опасность смертельного исхода.

Минимальные значения токов, вызывающих основные реакции, называются пороговыми значениями токов.

В связи с этим различают токи:

ощутимые,

не отпускающие,

фибрилляционные,

и, соответственно, их пороговые значения.

Считается, что поражения переменным током сильнее, чем постоянным током.

Для переменных токов пороговые значения:

0,6 - 1,5 мА - для ощутимых токов;

6 - 20 мА - для неотпускающих токов;

100 мА - для фибрилляционных токов.

В электроустановках за “смертельный” порог берется значения фибрилляционного тока.

Для каждого порогового значения тока существует минимальное допустимое время воздействия:

10 мин - для ощутимого тока;

3 сек - для неотпускающего тока;

1 сек - для фибрилляционного тока.

Список литературы

Основы безопасности жизнедеятельности \\ Лужкин И.П., Санкт-Петербург, 1999.

Основы охраны труда \\ Васильчук М.В, Киев, Просвещение, 2000.

Конституция Российской Федерации.

Сборник кодексов Российской Федерации \\ Москва, 2001.

 

Основы безопасности жизнедеятельности

Реферат

Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет

Кафедра Современного естествознания и экологии

Санкт-Петербург

2002

1. История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин: изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).

Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

2. Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

Угроза для жизни.

Возможность понесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.