Взаимосвязь поведения и деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню относятся элементарные интеллект, акты.

На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию так называемых интеллектуальных объектов. Шестой уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое считается производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Величайшее своеобразие воли заключается в том, что у человека нет власти над своим поведением, кроме той власти, которую имеют над его поведением вещи. Но власть вещей над поведением человек подчиняет себе, заставляет её служить своим целям, направляет её по-своему. Он изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку и таким образом воздействует на собственное поведение, подчиняет его своей власти. [4]

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают, так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности:

«Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Одним из проявлений деятельности, поведения выступает «инициативность». Инициативность в поведении работника присутствует как необходимый элемент трудовой деятельности. Степень обязательности инициативы в труде зависит от категории работника.

Обязанность трудиться инициативно в значительной степени входит в трудовую функцию руководителя и специалиста и в гораздо меньшей степени отражается в числе трудовых обязанностей рабочего. По-видимому, само по себе наличие или отсутствие инициативности в труде не может быть критерием трудовой активности. Проблема решается соотношением инициативности и требования трудового договора к ее проявлению применительно к конкретным категориям работников.

Превышение обязательных требований закона в проявлении инициативы в общественном труде можно квалифицировать как активное выражение инициативы, а это в свою очередь — один из показателей правовой активности личности. Рассматривая соотношение категорий «поведение», «активность», «инициативность» (не инициатива), можно, располагая их от «общего к частному», сформировать следующую конструкцию: «поведение — правомерное поведение — правовая активность — инициативность».

Человек, ведущий себя пассивно в силу своего характера, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, и в тоже время он беззащитен перед требованием других. Пассивный человек не обладает иммунитетом против активной деятельности других. Достаточно малой попытки натиска и он начинает принимать ее безропотно, что практически подавляет и без того его слабое самосознание. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается оттого, что не может должным образом применить свои способности и силу.

Такое состояние приводит к нарушению внутреннего самосознания как личности, что отражается во всей сфере его деятельности. Однако пассивность это не только безропотное подчинение. Человек может решить, что какое-то действие не заслуживает тех затрат и усилий, которых от него требуется, тем самым проявляя пассивность. Но, в дальнейшем он начинает изводить себя по поводу того или иного факта вопросом, правильно ли он поступил или нет. И такое сомнение оставляет отпечаток неизвестности в правильности принятого им решения.

Агрессивный человек, ведущий себя агрессивно по отношению другим, наносит психологический или моральный ущерб, т.к. добивается своего желания в ущерб другим, тем самым подавляя их права.

Такое поведение к окружающим разрушает доверие к нему и настраивает людей против него, что в конечном счете проявляется в обратном действии, т.е. такого же поведения по отношению к нему. Человек, проявляя агрессивный характер, часто добивается временного достижения успеха, который в последствии ничего хорошего не дает. Результат такого успеха равен нулю.

Рассматривая пассивное и агрессивное состояние можно на первый взгляд сказать, что между ними существуют разница. Однако это не верно, т.к. база у них общая – противоположная сторона расценивается, как противник, который преследует единственную цель – навредить. Следовательно, отсюда вывод – не следует говорить то, что может быть истолковано по-разному. Информация должна подаваться избирательно, в согласии сложившейся ситуации.

Человек умеющий находить компромисс в любых ситуациях, способен четко и ясно контролировать происходящее вокруг него. Его главное отличие от выше перечисленных - это то, что он имеет позитивное мнение по отношению к людям и адекватную самооценку. Всем своим телом он способен показать, на сколько справедлива и исполнима по отношению к нему реакция другого.

Для компромиссного поведения характерно спокойствие, свойственное на первый взгляд - расслабление, речь должным образом выразительная и уверенная. От такого человека исходит уверенность в себе, он хорошо ориентируется в сложившейся ситуации и контролирует ее. Он ничего заранее себе не внушает и даже если ему что-то не удается, он не винит в этом других. Он умеет распознавать различные уловки и всегда вовремя защитит себя от них. Он легко сходится с другими людьми и прекрасно чувствует себя в любой обстановке.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.