Сегодня перед многими российскими компаниями (особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса) стоит проблема поиска и привлечения инвестиций для дальнейшего развития. Частично данная потребность компенсируется за счет кредитования. Однако не секрет, что возможности взять кредит у некрупных предприятий весьма ограничены. В данной ситуации лизинг - один из наиболее эффективных способов финансирования развития предприятия.
В наш регион лизинг также приходил поэтапно. Зарождением данного рынка можно считать начало 2005-х годов, когда при банках Красноярска, сначала в качестве отделов, а потом и в качестве самостоятельных структур, стали появляться лизинговые компании. Но серьезное развитие сфера лизинга получила не так давно, по сути, около полутора лет назад.
По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, объем рынка в 2009 г. по показателю стоимости нового бизнеса составил 10 млрд долл. При этом темп прироста сохранился, как и годом ранее, на уровне 70%. Доля лизинга в ВВП составила 1,3%, а в инвестициях в основные средства - 8,2%. По мнению экспертов, к концу текущего года показатели по рынку лизинговых услуг также будут впечатляющими. Представители лизинговых компаний не без гордости констатируют, что за последние полтора-два года заметно улучшилось качество лизингового обслуживания клиентов. Если около трех-четырех лет назад лизинговое финансирование предоставлялось лишь по 10–20% от заявок клиентов, то сейчас эта доля превышает 50%. По мнению экспертов, происходят и структурные изменения рынка: лизинговые компании переходят от индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг. По оценкам участников рынка, к 2007 г. рынок лизинга может вырасти в три-четыре раза. Причем эти показатели будут обеспечены за счет нарастающей конкуренции в этой сфере[7].
Если говорить о текущей ситуации в нашем городе, можно отметить, что в Красноярске существует в целом порядка 20 лизинговых структур. По мнению экспертов, их можно разделить на следующие категории.
Лизинговые компании, существующие при банках. Организаций данного типа в Красноярске большинство, порядка 50%. Сейчас практически при каждом банке есть лизинговая структура, просто не везде они выделены в отдельное юридическое лицо, зачастую лизинг просто является одним из направлений деятельности кредитного отдела банка.
По словам экспертов рынка, взять имущество в лизинг через банковскую лизинговую компанию часто оказывается сложнее, чем через компании другого типа - специфика банковской деятельности отражается и на лизинге, так как к лизингополучателю в банке относятся как к кредитору. Отсюда и сложности: большое количество необходимой документации, более длительная процедура принятия решения (не менее недели). Банк анализирует кредитную историю компании-лизингополучателя, его обороты по расчетному счету, его активы, баланс, текущий бизнес. При этом, есть ряд лизинговых программ, по которым процедура принятия решения о финансировании занимает 1–2 банковских дня с минимальным перечнем необходимой документации, предоставляемых клиентом, (к примеру, программа «Автомобили в лизинг» в лизинговой компании «УРАЛСИБ»).
У лизинговых компаний, созданных в крупных корпорациях, либо работающих с крупными банками есть ряд преимуществ: и минимальное годовое удорожание предмета лизинга, и большой объем ресурсов для финансирования лизинговых сделок.
Независимые лизинговые компании. Они занимают порядка 30–35% красноярского рынка, большинство данных компаний пришли в Красноярск из европейской части страны и являются филиалами московских структур. Технология лизинга в подобных структурах отработана, конечно, лучше, поскольку компании специализируется именно на данном направлении бизнеса. Процедуры здесь гораздо проще, чем при банках - в ряде случаев необходимо предоставить только учредительные документы (иногда требуются и финансовые документы). Срок принятия решений может укладываться в 1–2 дня.
Лизинговые компании, существующие при автосалонах/ авиакомпаниях. Их немного, порядка 15% рынка - в Красноярске они существуют только при крупных автосалонах («Атлантик Моторс», «Тойота-Крепость», «ФЦ-Редут», «АЦ-Авангард»). При этом, не стоит думать, что в этом случае поставщик оборудования уже заранее определен - приобрести в лизинг автомобиль данного производителя будет быстрее и дешевле, но если клиент хочет получить автомобиль, не представленный в автосалоне, это также возможно. Технология лизинговой сделки не отличается от классической схемы лизинга, единственное, за счет длительных партнерских отношений с производителем, у данных компаний есть возможность получить скидки на приобретение автомобилей и тем самым снизить удорожание оборудования.
Что касается направлений лизинга в Красноярске, они абсолютно разнообразны: в лизинг можно взять автомобили, грузовую и строительную технику, оборудование и даже самолет. Отвечая на вопрос о лидерах красноярского рынка, эксперты чаще всего упоминали такие компании как «УРАЛСИБ», «АФТ-Лизинг», «Механика роста лизинг», «КМБ-лизинг», «Дельта Лизинг». Интересно, что недавно вышедшие на наш рынок московские сетевые структуры «Carcade» и «Элемент Лизинг» уверенно вошли в число лидеров.
«Наши комбайны продаются через «Сибагролизинг», дочернюю компанию «Агромашхолдинга», - рассказывает директор пресс-центра АМХ Сергей Дубинцов. - Холдингу нужна была своя лизинговая компания для того, чтобы увеличить продажи, облегчив сельчанам покупку своей техники. Сейчас, как считают специалисты, продажи через лизинг будут объективно снижаться - появляются более выгодные кредитные схемы, часть расходов покупателя по которым берет на себя бюджет. Тем не менее, в лизинг пока продаем достаточно много - около 90% комбайнов»[8].
Как правило, лизинговые компании в Красноярске некрупные: в среднем, в них входит 3–5 человек. Весь работающий в них персонал (помимо директора) обычно называется обобщенным понятием «менеджер по лизингу», функционал которого довольно широк: от оформления документации по лизинговой сделке до привлечения клиентов, работы с поставщиками и оценки финансового состояния лизингополучателя.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.