Некоторые виды продукции из минтая (икра, филе, сурими) пользуются большим спросом на рынках многих прибрежных государств Тихого океана и имеют высокую стоимость. Поэтому с началом либерализации внешней торговли в России переработка минтая получила дополнительный импульс к развитию. Основная часть минтаевого фарша, производимого в России, экспортируется в Японию (табл.1,2).
Главным сырьем для производства "сурими" продолжает оставаться минтай, несмотря на то что белковый фарш изготовляют из многих видов рыб, например таких, как треска и пикша (табл.2). А одним из главных тихоокеанских рынков, потребляющих минтая, особенно в виде продуктов переработки, является японский рынок (табл.3). Причин тому несколько. Технология производства мороженого сурими в море появилась не на пустом месте: традиция производства рыбных паст на берегу не для длительного хранения "тикува" и "камабоко" было известна в Японии еще около 600 лет назад. Важным фактором развития рыбохозяйственных технологий стала нехватка биоресурсов. В Стране восходящего солнца также ужесточились международные условия рыболовства, значительно снизились возможности японского экспедиционного флота по работе в международных водах. К тому же высокие цены японского рынка, формируемые растущим курсом иены, привлекли к Японии внимание экспортеров
Поставки минтаевого фарша из России в Японию за период с 1992 по 1997 г.
Год | Объем, тонн | Стоимость, млн. иен | Средняя цена, иен/кг |
1992 | 26961 | 11770 | 436,6 |
1993 | 16702 | 3922 | 234,8 |
1994 | 17306 | 3762 | 217,4 |
1995 | 22071 | 5486 | 248,6 |
1996 | 15715 | 3819 | 243 |
1997 | 12649 | 4339 | 343 |
Источник: Отчет Российско-Японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, в Токио за 1997 г.
На японский рынок поступает также минтаевая ястычная икра. Этой продукции в 1996 г. в зоне России российскими и иностранными судами (Япония, КНР, КНДР, Польша и др.) было выпущено более 60 тыс. т. Основная ее часть, включая реэкспорт через Южную Корею, была продана в Японию. Треть объема экспортной продукции была низкого качества, икра либо сбывалась по бросовой цене, либо оставалась долго нереализованной, находясь на хранении в холодильниках южнокорейского порта Пусан. Этот нереализованный объем ястычной икры оказал негативное влияние на цены 1997 г. Если средняя цена 1996 г. составила 980 иен/кг, то в 1997 г. она снизилась до 911 иен/кг.
Основными поставщиками икры минтая на японский рынок (по сути же, это индикатор рынка рыботоваров в АТР) являются Россия и США. В 1997 г. из общего объема поставок в 49 885 т 54% пришлось на Россию, 40% - на США, 5,4% - на Польшу. Резко снизился экспорт минтаевой икры на японский рынок из КНДР: с 2420 т в 1994 г. до 222 т в 1996 г. Запасы минтая в Японском море находятся на крайне низком уровне.
При промысле, нацеленном только на производство икры, также происходит выброс минтая в море.
ЮМИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ФАРША "СУРИМИ" в 1993-1997 г. г. (ориентировочно, тыс. тонн);
По видам/по странам | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Минтай | |||||
Япония | 85 | 89 | 77 | 70 | 65 |
Южная Корея | 16 | 16 | 40 | 22 | 10 |
США | 143 | 174,6 | 178,9 | 161 | 154 |
Россия | 14 | 17,2 | 22,4 | 20,7 | 18 |
Прочие страны | 0 | 6 | 6 | 1 | 3 |
ИТОГО | 258 | 302,8 | 324,3 | 274,7 | 250 |
Другие виды рыб, кроме минтая | |||||
Япония: | |||||
макрруронус | 3 | 4,4 | 7 | 5 | 5 |
южная треска | 4 | 7,3 | 4 | 3 | 3 |
иваси | 39 | 33 | 37 | 43,2 | 40 |
ВСЕГО | 46 | 44,7 | 48 | 51,2 | 48 |
Государственный интерес
Быстрая либерализация внешнеторговых связей может спровоцировать нерациональное использование природных запасов добывающими отраслями в странах, где экспорт имеет преимущественно сырьевую направленность. В условиях происходящих реформ в России это связано в первую очередь с отсутствием в рыболовстве необходимой законодательной базы. Механизмы контроля на государственном уровне не успевают вырабатываться, а другие попытки регулирования внешнеторговых операций с рыбой пока неэффективны.
Например, наделение ВАРПЭ функциями органа, выступающего в сущности от лица государства по регулированию экспорта рыбопродукции, вызвало реакцию молчаливого игнорирования со стороны дальневосточных экспортеров. ВАРПЭ-организация общественная, инициативы которой могут иметь только рекомендательный характер даже в тех случаях, если ей удалось договориться о помощи в контроле за российским экспортом морепродуктов с зарубежными инспектирующими организациями.
Спрос и предложение на "сурими" в Японии в 1993-1997 гг. (тыс. тонн)
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Складские запасы | 157 | 134 | 119 | 128 | 89 |
Собственное производство | |||||
Минтай | 85 | 89 | 77 | 71 | 65 |
Прочие виды | 46 | 45 | 47 | 47 | 48 |
Итого | 131 | 134 | 124 | 118 | 113 |
Импорт | |||||
Минтай | 151 | 146 | 149 | 127 | 112 |
Прочие | 110 | 100 | 133 | 131 | 130 |
ИТОГО | 261 | 246 | 282 | 258 | 242 |
ВСЕГО - предложение | 392 | 380 | 406 | 376 | 356 |
ВСЕГО - спрос | 415 | 395 | 397 | 415 | 375 |
Ненамного более сильной стала мера по заключению соглашения между Федеральной службой валютного и экспортного контроля России и японской ассоциацией "Син-Нихон Кэнтэй Кекай" (СК) об инспектировании российского рыбного экспорта в зарубежных портах. Выбор данной японской организации определялся тем, что ее деятельность носит транснациональный характер и ее офисы со штатами инспекторов расположены в ряде азиатских стран, включая Южную Корею, Гонконг, Индонезию и др. Но пока СК не вполне справляется с задачами по оценке российской экспортной продукции даже в Японии, хотя специально для обслуживания российского направления ею создана база в порту Отару, одного из главных пунктов по приему российских рыботоваров
По признанию представителей Дальневосточного таможенного управления в последние годы торговля рыбой и рыбопродукцией в значительной степени вышла из поля зрения государственных органов, призванных осуществлять контроль в этой области. Негативных последствий этой ситуации достаточно много, в первую очередь это рост неконтролируемого, а значит, и нерационального промысла минтая как российскими, так и зарубежными судами.
Находясь на промысле минтая в течение нескольких месяцев, суда под видом бункеровок и пополнения судовых запасов в море могут осуществлять сдачу продукции на подходящие рефрижераторы. Именно по этой причине затруднен контроль за деятельностью флота, находящегося на промысле. В результате рамки рациональных объемов изъятия могут быть значительно превышены.
Несмотря на ряд мер по усилению контроля за использованием рыбных ресурсов в российских водах путем расширения функций ФПС по защите экономических интересов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и попыток совершенствования действий таможни в территориальных водах, их результативность неадекватна прилагаемым усилиям и понесенным затратам. Объяснить это можно только отсутствием надежной законодательной базы ресурсооградительного характера. Для сравнения: в США существует несколько десятков федеральных законов, направленных на охрану конкретных видов живых морских ресурсов, касающихся в том числе и минтая.
Абсурдность ситуации, связанной со слабостью российских государственных органов при осуществлении контроля за рациональным использованием рыбных запасов в своей ИЭЗ, особенно контрастно высвечивается на фоне весьма жестких мер по управлению запасами минтая на многостороннем уровне, например, в открытой части Берингова моря.
17 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон РФ "О ратификации Конвенции ООН о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря". Участниками Конвенции стали Россия, США, Республика Корея и Китай. Позднее к ним присоединились Япония и Польша.
Установленный в рамках этой Конвенции шестью странами-участницами мораторий на промысел минтая был вызван его нерациональным промыслом в центральной части Берингова моря и резким снижением запаса. Однако первопричиной случившегося, на наш взгляд, стали действия США по полной национализации своей 200-мильной зоны, вытеснение иностранных судов за ее пределы, например в открытые воды, спровоцировавшее развитие неконтролируемого промысла и в центральной части Берингова моря. Оставив часть иностранного промысла в своей зоне (при этом обеспечение полного контроля береговой охраной США сомнения не вызывает), американцы вполне могли бы не допустить разгромления ресурсов в Беринговоморской "дырке от бублика", в которой нагуливается минтай как российского происхождения, так и американского.
Более сложная ситуация сложилась в Охотском море. Нет особой необходимости пересказывать, каких трудов стоило прекратить широкомасштабный нерегулируемый промысел минтая в его открытой части. Главное отличие в технологии решений проблемы нерационального промысла в анклавах Берингова и Охотского морей заключается в следующем. Американцы взамен моратория на вылов минтая в открытой части Берингова моря не дали никаких альтернатив продолжения добычи судами других государств экспедиционного рыболовства. При решении охотоморской проблемы главным фактором убеждения в пользу прекращения нерегулируемого промысла минтая в открытой части моря стала предоставляемая Россией возможность продолжения работы в пределах российской 200-мильной зоны, но на условиях оплаты и под строгим контролем.
"Охотоморский" подход к решению проблемы защиты ресурсов минтая не вызвал большого одобрения со стороны российских дальневосточных рыбаков, хотя в тот момент были необходимы любые меры по прекращению иностранного промысла минтая в открытой части Охотского моря. К сожалению, лучшего метода решения этой проблемы пока никто не придумал. Лозунгам "Объявить Охотское море внутренним Российским морем" или "Установить в Охотском море российскую ИЭЗ шириной в 250 миль" не соответствует действующим нормам международного морского права. Необходима серьезная кропотливая работа по созданию правовых основ ведения рационального промысла как такового.
Есть, на наш взгляд, другие пути к утверждению рациональных основ ведения промысла минтая. Во-первых, это - ужесточение мер контроля за иностранным и своим промыслом силами ФПС, рыбоохраны и других государственных органов. Во-вторых, создание узкопрофильных общественных объединений российских дальневосточных рыбаков, что дало бы возможность за счет проведения единой политики лучше защищать интересы своих рыбопромышленников, избегая при этом неоправданной конкуренции друг с другом, вместе с тем удерживая на более высоком уровне экспортные цены на продукцию из минтая.
Упорядочение внешнеторговой деятельности - один из путей выработки механизмов обеспечения рационального промысла, в том числе и минтая. В этом контексте постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 872 "О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации" может стать базой для последующих действий в данном направлении.
Однако наиболее важным в сложившейся ситуации является срочное принятие базового закона о рыболовстве Российской Федерации с изложением основных принципов ведения рационального и ответственного рыболовства. Но и этого может оказаться недостаточным. Поэтому, учитывая огромное значение минтая не только для устойчивости экономики дальневосточного рыболовства, но и для социальной стабильности (промысел минтая обеспечивает до 70% занятости дальневосточных рыбаков), нужен специальный закон о минтае.
Заключение
Данный вид рыбы используется по всем странам СНГ, и является потребительным продуктом питания.
Минтай является развитой видовой породой и вылавливается в Баренцевом море таким орудием лова как трал.
Минтай хорошо сохраняется при транспортировке и консервирования, при соблюдении норм.
Литература
1. Книга "Ихтиология" - Котляр О.А., Мамонтова Р.П.
2. "Орудия рыболовства" - Степанов М.Г., Тероваль Ф.
3. "Ихтиология Пелагических рыб" - Павлов Д. С, Поликарпов Г., Зюганов В.В.
4. "Моря СССР" - Микулин А.Е., Васильева Е.Д., Бахарев С.
5. "Хранение и переработка рыб, подготовка пищевой обработки" - Алексеев, Долькин С.П., Козлова Л.Е.
6. "Оборудования кораблестроения, применение оборудования в рыболовстве " - Егоров Д.С., Харкин В.Г., Смирнов А.А, Семенова Р.К.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 255.