Введение
Социальное реформирование в конце нынешнего века тесно связано с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная защита человека занимает особое место. Современная помощь и поддержка в России наименее защищенных слоев населения связаны с многими важнейшими моментами, такими, как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность в благотворительной помощи, состояние развития той фазы гражданской культуры, при которой социальное образование становится актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда понятно формирование интереса к истории общества как процессу крупномасштабной и долговременной трансформации общности, позволяющей с учетом социоэтнических детерминант создавать систему социальной защиты человека.
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности.
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как главной помогающей силы.
Исходя из вышесказанного, актуальность курсовой работы заключается в расширении представлений о месте, роли и значении истории социальной работы в формировании принципов гуманизма, патриотизма и гражданственности.
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах
Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.
Основными задачами курсовой работы являются:
Во-первых- дать системное и последовательное изложение истории становления и развития социальной работы в России.
Во-вторых- раскрыть проблемы и особенности развития социальной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах.
При изучении данной проблемы автором курсовой работы использовались такие источники литературы как, нормативные документы, исторические материалы, статьи из газет и журналов.
Изучение истории любого вопроса всегда помогает лучше увидеть реалии современности. Знание исторических проблем социальной работы и путей их решения помогает офицеру-специалисту в этой области четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы и приемы решения соответствующих задач. Таким образом, в нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории социальной работы с военнослужащими и членами иx семей весьма актуально.
Архаический период
На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни. Языческие традиции были настолько распространены в обыденной жизни русского народа, что православная церковь в XVI в. достаточно часто в грамотах архиепископам указывала на существующие обряды и обычаи Такая устойчивость языческого архаического сознания не могла не отразиться на формах общественной помощи и взаимопомощи и не сохранить к ним древнейшие нормативные требования.
Заключение
Состояние и действенность социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации непосредственно зависят от развития системы ее обеспечения. Эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных мероприятий, создающих необходимые условия для успешного выполнения задач социальной работы среди военнослужащих и членов их семей.
Всестороннее обеспечение социальной работы является залогом расширения ее возможностей в области социальной защиты военнослужащих, решения их личных и социальных проблем.
Принципиально важное значение для повышения роли и усиления влияния социальной работы в войсках (силах) имеет дальнейшее развитие ее правового, информационно-психологического и ресурсного обеспечения, а также коммуникаций.
Социальная работа в России предстает как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. Его изучение требует учета различных форм исторического времени, исторической практики и познания. История социальной работы раскрывает историю понятий, ментальных структур общества, политических процессов, формы помощи поддержки, меняющиеся паттерны клиентов и помогающих субъектов. Комплексный подход, конструирующий социальные исторические миры в их общественной практике и познавательных традициях, является актуальной потребностью данного момента становления социальной работы в нашей стране.
Таким образом, делая выводы по курсовой работе, можно говорить о том, что в 90-е годы конституировалась профессия социального работника, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале 20 века. А также:
Во-первых - автор в курсовой работе изложил хронологическое, систематическое изложение этапов зарождения и развития социальной работы в России и показал эволюцию взглядов и подходов ученых к развитию социальной работы в прошлом;
Во-вторых - в данной работе показал динамику становления государственных общественных институтов помощи и обобщил опыт развития социальной работы как практической деятельности, направленной на поддержку человека в трудной жизненной ситуации в разные исторические периоды;
В-третьих - автор раскрыл особенности развитие социальной работы в Российской армии и значение военно-исторического опыта помощи военнослужащим в России.
Введение
Социальное реформирование в конце нынешнего века тесно связано с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная защита человека занимает особое место. Современная помощь и поддержка в России наименее защищенных слоев населения связаны с многими важнейшими моментами, такими, как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность в благотворительной помощи, состояние развития той фазы гражданской культуры, при которой социальное образование становится актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда понятно формирование интереса к истории общества как процессу крупномасштабной и долговременной трансформации общности, позволяющей с учетом социоэтнических детерминант создавать систему социальной защиты человека.
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности.
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как главной помогающей силы.
Исходя из вышесказанного, актуальность курсовой работы заключается в расширении представлений о месте, роли и значении истории социальной работы в формировании принципов гуманизма, патриотизма и гражданственности.
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах
Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.
Основными задачами курсовой работы являются:
Во-первых- дать системное и последовательное изложение истории становления и развития социальной работы в России.
Во-вторых- раскрыть проблемы и особенности развития социальной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах.
При изучении данной проблемы автором курсовой работы использовались такие источники литературы как, нормативные документы, исторические материалы, статьи из газет и журналов.
Изучение истории любого вопроса всегда помогает лучше увидеть реалии современности. Знание исторических проблем социальной работы и путей их решения помогает офицеру-специалисту в этой области четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы и приемы решения соответствующих задач. Таким образом, в нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории социальной работы с военнослужащими и членами иx семей весьма актуально.
Глава 1. Зарождение, становление и развитие социальной работы в истории России
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.
Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальностью. Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшие среди них: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и неразработанность ее в светской историографии. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность». Все это привело к тому, что и в светских и в конфессиональных подходах к концу XIX в. не наблюдалось единой идентификации процесса помощи.
В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные части единого социально-исторического процесса.
Один из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «Об общественном призрении» (СПб., 1818). На протяжении первой половины XIX столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — Х-Х1 вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии.
При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX — начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.
В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания.
Призрение нищих и юродство, и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование — явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и архаические, родовые, которые являются архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.
Предлагаемая нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой — мы выделяем новую логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса. Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.
Таким образом, на наш взгляд, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:
ü Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.
ü Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
ü Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.
ü Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.
ü Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.
ü Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
ü Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.
Архаический период
На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни. Языческие традиции были настолько распространены в обыденной жизни русского народа, что православная церковь в XVI в. достаточно часто в грамотах архиепископам указывала на существующие обряды и обычаи Такая устойчивость языческого архаического сознания не могла не отразиться на формах общественной помощи и взаимопомощи и не сохранить к ним древнейшие нормативные требования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 358.