Исследование конкурентоспособности продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной продукции. Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность предприятия, выпускающего этот товар, поэтому этот блок анализа играет очень важную роль в нашем маркетинговом исследовании.

Существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции. Общее во всех этих методиках — товар рассматривается с точки зрения потребителя, а не производителя. Такой подход определяется тем, что современный рынок — это рынок покупателя. При этом справедливо считается, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления, то есть соотношение суммарного полезного эффекта от использования товара и затрат, связанных с его приобретением и эксплуатацией. Полезный эффект каждого товара описывается так называемыми потребительскими параметрами, а размер затрат — стоимостными (экономическими).

Товаром ООО «ВВГСК» является строительная продукция – то есть законченные строительством и сданные в эксплуатацию объекты (жилые дома, производственные здания и сооружения, сельскохозяйственные постройки, объекты общественного и гражданского назначения, мосты, трубопроводы и т.д.).

При исследовании конкурентоспособности строительной продукции ( в качестве примера возьмем жилищное и социально-бытовое домостроение) ООО «ВВГСК» придерживались такого же подхода.

Исследование проводилось в два этапа:

I. Получение балльной оценки конкурентоспособности товара.

II. Расчет индексов конкурентоспособности.

На первом этапе исследования выделяются следующие итерации:

— определение состава потребительских и стоимостных параметров (характеристик) продукции, которые потребитель считает существенными при принятии решения о покупке;

— определение иерархии этих параметров по их значимости (важности) для покупателя и расчет весовых коэффициентов;

— балльная оценка каждого параметра и построение профиля конкурентоспособности;

— расчет среднего балла конкурентоспособности по товарам. Основные усилия в этом блоке исследования направляются на получение от потребителей продукции информации по составу существенных параметров, их значимости и оценке.

При проведении опроса населения и организаций г. Йошкар-Олы —выяснилось, что для этой продукции существенными являются следующие параметры:

— качество (П1);

— срок строительства (П2);

— цена потребления, включающая цену продажи и дополнительные затраты потребителя (ПЗ);

— престиж предприятия-изготовителя (П4).

Параметры П1, П2и П4 являются потребительскими, а ПЗ относится к группе стоимостных характеристик.

Различные параметры имеют разную значимость для потребителей. Сразу определить "вес" каждого параметра достаточно сложно, поэтому в нашем исследовании использовался метод попарных сравнений параметров, значительно облегчающий эту задачу и дающий довольно точные и достоверные результаты. Метод заключается в выполнении следующих шагов.

I) Экспертам предлагается перевести качественные оценки предпочтения одного параметра перед другим в количественные оценки по 5-ти балльной шкале (табл. 16).


Таблица 16

Шкала перевода значимости параметров

Качественная оценка Количественная оценка
Значимость для покупателей двух сравниваемых параметров одинакова Первый параметр слабо значимее, чем второй Первый параметр значимее, чем второй Первый показатель сильно значимее, чем второй Первый показатель абсолютно значимее, чем второй 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

 

Результаты перевода сводятся в матрицу попарных сравнений, которая для исследуемой продукции имеет следующий вид (табл. 17).

2) Определяется общий балл по каждому параметру путем суммирования показателей в каждой строке матрицы.

Сумма баллов параметра "Качество" — 10.

Сумма баллов параметра "Сроки" — 11.

 

Таблица 17

Матрица попарных сравнений

  П1 П2 ПЗ П4
П1 П2 ПЗ П4 1 1 1/3 1/5 1 1 1/4 1/5 3 4 1 1/5 5 5 5 1

 

Сумма баллов параметра "Цена" — 6,6.

Сумма баллов параметра "Престиж предприятия" — 1,6.

Общая сумма баллов — 29,2.

3) Определяемся коэффициент значимости по каждому параметру как отношение набранной параметром суммы баллов к общей сумме.

d1 = 10 /29,2=0,34

d2 = 11 /29,2=0,38

d3 = 6,6/29,2 =0,23

d4 = 1,6/29,2=0,05

Определение набора параметров и их сравнительной значимости для покупателей — исходная точка анализа конкурентоспособности продукции. Далее эти параметры необходимо количественно определить.

В нашем исследовании для количественного определения параметров использовалась балльная оценка. Оцениваются все параметры по 9-ти балльной шкале, давая оценки по степени удовлетворения желаний потребителей, при этом высшую оценку 9 баллов получает идеальный товар. Результаты проведенной оценки сведены в табл. 18.

 

Таблица 18

Оценка продукции

Продукция

Параметры

П1 П2 ПЗ П4
1. Жилищное домостроение ООО «ВВГСК»  ОАО «Салют» 8 7 8 8 8 6 8 7
2. Социально-бытовое домостроение ООО «ВВГСК»  ОАО «Салют» 8 8 8 8 7 6 7 8

 

По данным этой таблицы построим профили конкурентоспособности продукции ООО «ВВГСК» и конкурента, выбранного в качестве примера — ОАО «Салют» (табл. 19 и 20). На этих профилях наглядно видны преимущества и недостатки товаров нашего предприятия по отношению к товарам конкурента.

Рассчитаем средний балл конкурентоспособности по товарам предприятий-конкурентов с учетом весовых коэффициентов значимости по формуле:

n

Бк = S diBi

i=1

где Бк — средний балл конкурентоспособности товара,

di — весовой коэффициент значимости i-го параметра,

Вi — балльная оценка i-го параметра,

n — количество оцениваемых параметров.

Таблица 19

 

Профиль конкурентоспособности жилищного домостроения

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА

1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА "жесткие" потребительские параметры 1. Качество 2. престиж предприятия-изготовителя "мягкие" потребительские свойства 1. Сроки СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА Цена               x x   o o   xo  

 

о —ООО «ВВГСК» х — ОАО «Салют»

 

Таблица 20

Профиль конкурентоспособности социально-бытового домостроения

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА

               
1 2 3 4 5 6 7 8 9

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА "жесткие" потребительские параметры 1. Качество 2. престиж предприятия-изготовителя "мягкие" потребительские свойства 1. Сроки СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА цена             x     xo     o   xo     xo        

 

о — ООО «ВВГСК» х — ОАО «Салют»

Жилищное домостроение

ООО «ВВГСК»

Бк = 0,34х8 + 0,38х8 + 0,23х8 + 0,05х8 = 8

ОАО «Салют»

Бк = 0,34х7 + 0,38х8 + 0,23х6 + 0,05х7 = 7,15

Социально-бытовое домостроение

ООО «ВВГСК»

Бк = 0,34х8 + 0,38х8 + 0,23х7 + 0,05х7 = 7,72

ОАО «Салют»

Бк = 0,34х8 + 0,38х8 + 0,23х6 + 0,05х7 = 7,49

Таким образом, по среднему баллу конкурентоспособности товара ООО «ВВГСК» превышает своего конкурента по обоим видам продукции.

Индексы конкурентоспособности позволяют определить степень удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с какой-либо базой. В качестве базы используют товары основных конкурентов, товар-образец (наиболее полно удовлетворяющий требования покупателей на данном этапе) или "идеальное изделие" (соответствующее требованиям потребителей на 100%).

В нашем исследовании индексы конкурентоспособности рассчитаны по отношению к "идеальному изделию" и продукции ОАО «Салют» по следующим формулам:

J ид = Бк / Б ид и    J к = Б к1 / Б к2,

где J ид — индекс конкурентоспособности по отношению к идеальному изделию;

Jк — индекс конкурентоспособности по отношению к ОАО «Салют»;

Б ид — балльная оценка конкурентоспособности "идеального изделия";

Б к1 — средний балл конкурентоспособности товара анализируемого предприятия;

Б к2 — средний балл конкурентоспособности товара конкурента.

По жилищному домостроению:

ОАО «Салют»

Jд= 7,15/4 = 0,79

ООО «ВВГСК»

Jд = 8 / 9 = 0,89

Jк = 8 / 7,15 = 1,12

Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются продукцией ООО «ВВГСК» на 89%, а ОАО «Салют» только на 79%, потому конкурентоспособность продукции нашего предприятия по сравнению с товаром конкурента в 1, 12 раза (или на 12%) выше.

По социально-бытовому домостроению:

ОАО «Салют»

Jид = 7,49/9 = 0,83

ООО «ВВГСК»

Jид = 7,73 /9 =0,86

Jк = 7,72 / 7,49 = 1,03

Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются данной продукцией ООО «ВВГСК» на 86%, а ОАО «Салют» только на 83%, потому конкурентоспособность продукции нашего предприятия по сравнению с товаром конкурента в 1,03 раза (или на 3%) выше.

Итак, после выполнения анализа на I и II этапах выяснилось что ООО «ВВГСК» выпускает более конкурентоспособные товары на строительном рынке по сравнению с продукцией основного конкурента ОАО «Салют», что обусловлено, главным образом, продажей по более благоприятным для потребителей ценам.

Для поддержания и роста конкурентоспособности продукции ООО «ВВГСК» необходимо разработать эффективный комплекс маркетинга.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.