Диалектика эволюции живой природы. Человек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первоначально понимание сложных систем (например, таких, как биологические) было связано с представлением о том, что их невозможно описать при помощи математических моделей. Более того, долгое время жизнь рассматривалась как антипод неорганической природы. Сегодня, однако, происходит все боже активное проникновение физических методов и подходов в биологию. Оказывается также, что основные формы кооперативного поведения, свойственные живым организмам, имеют свои аналоги среди неорганических систем. Любой живой организм представляет собой иерархию достаточно автономных подсистем, в которой исходящие от верхнего уровня сигналы управления не имеют характер" жестких команд, подчиняющих себе активность всех индивидуальных элементов более низких уровней. Вместо этого от высших уровней иерархии поступают сигналы, которые предопределяют переходы подсистем от одного режима функционирования к другому. Иерархическое устройство сложных живых систем, представляющих собой ансамбль связанных подсистем более простого строения, позволяет избежать неустойчивостей и нежелательной динамики, которые неизбежно возникают в сложных системах с жестким централизованным управлением.

Наиболее очевидная особенность биологических систем заключается в том, что они способны к самоорганизации, то есть спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур. Это не противоречит законам термодинамики, поскольку все живые биологические системы не являются замкнутыми и обмениваются энергией с окружающей средой. Энтропия, служащая мерой беспорядка, может уменьшаться в открытых системах с течением времени. Необходимая предпосылка эффектов самоорганизации заключается, кроме того, в наличии потока энергии, поступающего в систему от внешнего источника и диссипируемого ею. Именно благодаря этому потоку система становится активной, то есть приобретает способность к автономному образованию структур. Очевидно, что эффекты самоорганизации не могут бить исключительным свойством биологических объектов и должны наблюдаться в той или иной форме также в системах неорганического происхождения.

Большой интерес представляют распределенные среды, которые построены из дискретных элементов, локально взаимодействующих друг с другом и, таким образом, представляющих приближение естественных пространственно протяженных систем. Хотя разнообразие таких сред чрезвычайно велико, число математических моделей, используемых для описания процессов образования и развития структур в таких системах, не столь значительно. По-видимому, даже когда отдельные элементы системы (например, живые клетки) обладают сложной внутренней структурой, вся их сложность не проявляется во взаимодействиях между ними, и с точки зрения макросистемы они функционируют как достаточно простые объекты с малым числом эффективных степеней свободы. В противном случае никаких упорядоченных структур в системе обычно не возникает.

Задача нелинейной динамики и синергетики состоит в нахождении и подробном исследовании тех базовых математических моделей, которые исходят из наиболее типичных предположений о свойствах отдельных элементов, составляющих систему, и законах взаимодействия между ними. Поскольку главным отличительным свойством изучаемых сред являются протекающие в них процессы самоорганизации, синергетику можно также рассматривать как общую теорию самоорганизации в средах различной природы.

В восходящих потоках самоорганизации материальных систем, преодолевающих межуровневый интервал за счет перехода ко все более сложным формам движения, н а определенном этапе возникает то, что мы называем жизнью. С этого начинается принципиально новая фаза в процессах самоорганизации, когда они уже не укладываются в рамки физико-химических парадигм описания. Биологические формы самоорганизации стали играть важную роль, по крайней мере, в земных условиях. Но наука до сих пор не раскрыла тайны происхождения жизни. В частности, она не ответила на такие вопросы: Случайно появление живой природа или закономерно? Уникальное это явление или носит всеобщий характер?

Сущность жизни, ее происхождение и биологическую эволюцию, как показывает ознакомление с литературой по данной проблематике, невозможно понять, оставаясь в рамках какой-либо одной области научного знания или даже смежных областей. Такие попытки заведомо обречены на неудачу. Ясно, что требуется предельно широкий и междисциплинарный подход к решению проблемы, требуется синергетическое мировидение.

Главное здесь не в том, чтобы углубляться в частные коллизий и анализировать различные флуктуационные моменты вроде тех, которые возникают в колбе с водой и газами под воздействием электрических разрядов, а в выходе на понимание закономерностей самоорганизации в системах с информационным обеспечением механизма их воспроизводства. Происхождение жизни связано с возникновением самовоспроизводящихся систем, в которых запрограммирована способность, расти и развиваться за счет активного поглощения элементов окружающей среды. Возникает вопрос: что является источником и движущей силой появления такого исключительно агрессивного начала в природе? Если исходить из того, что все СУСМ равноправны (с точки зрения системы отсчета), то за каждым из них необходимо признать не только возможность обладания свойствами и качествами, сходными по своей природе с теми, которыми наделен уровень, населенный человеческой цивилизацией (макроуровень), но и превзойти их.

Считая явления самоорганизации общей закономерностью для всех СУСМ, мы должны допустить, что такие состояния материи как жизнь и разумная деятельность, могли в принципе возникнуть на любом уровне. Во всяком случае, на предшествующих уровнях самоорганизации материи гигантски возрастают возможности возникновения жизни даже и чисто случайным образом (за счет механизмов самоорганизации) Есть все основания предполагать, что с определенного момента Жизнь и Разум становятся непременными, можно сказать, вечными атрибутами материи и приобретают способность к экспансии с одного уровня на другой. В мысленно обозримом диапазоне иерархии СУСМ Жизнь и Разум могут быть столь же бесконечны вглубь материи, как и их возможности, подниматься по ступенькам иерархической лестницы СУСМ.

Разумная деятельность живых существ в своих высших проявлениях является, по нашему мнению, необходимым звеном развития природы и в то же время детерминантов развития. Видимо, здесь лежит ключ к разгадке некоторых аспектов парадокса развития. Разумная деятельность постоянно создает то новое качество, которое случай возводит в тенденцию и закономерность, запуская новый виток процессов самоорганизации.

Следуя логике данных положений, мы неизбежно должны подойти к выводу о том, что жизнь в ее генезисе, в пределах каждого известных ныне структурных уровней самоорганизации материи, есть результат высших проявлений разумной деятельности на предыдущем I уровне. По-видимому, мы сами являемся продуктом развития и деятельности сверхмикроцивилизаций.

Определение жизни на Земле как результата деятельности и способа существования сверхмикроцивилизаций, разумеется, сразу же ведет к необходимости переоценки и переосмысливания всех теорий о происхождении жизни, эволюционных теорий, основанных на дарвинизме, и т.д. Приходится признать, что они дают объяснения, построенные лишь на описаниях внешней стороны явлений. Это все равно, что давать объяснение происхождению и развитию, скажем, автомобилей или самолетов, не принимая в расчет деятельности человека. Интересные мысли в данном направлений высказывал в начале века еще П.Д.Успенский. Критикуя классические биологические теории, согласно которым приобретенные качества становятся постоянными только после случайных повторении во многих поколениях, он пишет, что на самом деле «новые качества очень часто передаются сразу и в чрезвычайно сильной степени.

История происхождения жизни на Земле со стороны ее внешних проявлений достаточно полно освещена в современной научной литературе. Ее анализ показывает, что сначала создается надежный механизм самовоспроизведения, обеспечивающий непрерывность в репликации систем. Простота и ничтожно малые (в макромасштабах) размеры первых, таким образом созданных живых систем позволяли управлять ими из пространственно-временных масштабов микромира кибернетическими средствами сверхмикроцивилизаций. Здесь, вероятно использовался принцип автопилота или биоробота, при сохранении какой-то формы периодического контроля со стороны сверхмикроцивилизаций. Эта система управления, возможно, действует и до настоящего времени на доклеточном (вирусы и т.д.)" или клеточном уровне любого живого существа. Есть основания предполагать, что аналогичным образом управляются и некоторый многоклеточные (растения, грибы и др.).

С появлением многоклеточных образований начинает происходить процесс дифференциации функций отдельных клеток организма. Организм становится сообществом распределенных по своим функциональным обязанностям клеток, из которых затем формируются отдельные органы (желудок, сердце, печень, почки, легкие или жабры и т.д.). Переход к многоклеточным животным организмам был сопряжен с процессом создания полностью автономных, а затем и самоуправляющихся систем на основе выделения в организме.

Сложность познания диалектики развития живой природы ни данном этапе состоит в том, что мы пока еще не имеем возможности установить реальное соотношение между организацией и самоорганизацией в микро- и макроэволюционных процессах на каждой из иерархических ступеней развития организмов. Хоти и очевидна организующая роль микрокосмического разумного фактора по крайней мере на начальной стадии биологической эволюции, но конкретные формы и механизмы его участия в последующих уровнях самоорганизации живых систем нуждаются в специальном исследовании.

Мы подходим к очень ответственному времени - к коренному изменению нашего научного мировоззрения. И в основе его - познание человеком самого себя (В.И. Вернадский). Человек является составной частью живой природы и в то же время занимает в ней особое положение. Оно определяется тем, что человек стал носителем не только Жизни, но и Разума, а это коренным образом меняет его роль в дальнейшей эволюции природы. Однако прежде чем стать частицей Мирового Разума, человек как индивидуум и личность стал частью Социума. Все это невозможно понять, не обращаясь вновь к тем истокам генезиса живого, где микрокосмическая эволюция вливается в макроэволюцию.

Прослеживая общую тенденцию эволюции систем самоуправления, само воспроизводства и самосовершенствования в живой природе, которая приводит к образованию все более сложных биологических видов и, в конечном итоге, появлению человека, мы видим, как его индивидуально-видовое развитие завершается развитием социальным.

Развитие человеческого общества, общественного производства, общественного сознания переносит процесс самоорганизации и самоуправления на уровень социальных систем. Становлением человека как общественного существа практически завершается развитие живой природа в земных условиях. Открываются величественные перспективы возникновения цивилизаций в пределах СУСМ-3, которые имеют тенденцию к перерастанию в сверхцивилизации макроуровня. При этом следует сознавать большую степень вероятности, того, что земной сценарий не является единственным или первым в бесконечных пространствах Вселенной при осуществлении Мировым Разумом перехода от СУСМ-2 к СУСМ-3 и т.д.

Допуская, что живая природа, в том числе и человек, являются системами, возникшими в результате эволюции и сознательной деятельности сверхмикроцивилизаций, мы тем самым ставим вопрос, о возможности взаимодействия с ними. По всей вероятности, сверхмикроцивилизаций продолжают оказывать влияние на некоторые механизмы индивидуального сознания человека уже потому, что являются составной частью его материального носителя. Может быть, поэтому не все поступки, мысли и чувства людей находят научное объяснение или рациональное истолкование. К их числу следует отнести явления телепатии, телекинеза и т.п., появление навязчивых идей, интуиции, приводящих отдельных людей к открытиям, намного опережающим время, текущие потребности и объективные возможности человеческого общества.

Внимательный взгляд на себя и свою историю а данных позиций несомненно поможет человечеству лучше понять свое настоящее и взглянуть в будущее, прогнозировать его на сотни, тысячи и миллионы лет вперед. Так же как мы многому (практически всему) учимся у своих отцов и дедов, можно многому научиться у цивилизаций микрокосмоса, создавших в тот прекрасный и удивительный по совершенству мир, достигших в итоге способности преодолеть межуровневый интервал и воспроизвести себя на следующем уровне самоорганизации материи (этому они, в свою очередь, могли научиться у своих предшественников на нижележащих уровнях).

К самопознанию должно стремиться не только человечество в целом, но и каждый отдельный человек, который является наследником и материальным носителем собственного микроскопического Разума, его представителем в макромире. Вероятно, следует изучать с позиций современной науки, опыт такого самопознания, с тем чтобы разобраться с механизмом информационной взаимосвязи между разумным началом микро и макрокосмоса. Здесь огромное поле для развертывания целой отрасли научного знания, основанной на синергетическом миропонимании и соответствующей методологии.



Заключение

 

Анализ показывает, что история развития человеческого мировоззрения проходила в непрестанной борьбе между идеализмом и материализмом. В разные периоды развития побеждало то духовное начало, то материальное. Последним историческим этапом развития в этой борьбе (с XV века) стал антропоцентризм, который можно назвать агрессивным материализмом "с человеческим лицом", подразумевающий всесилие человека в развивающемся мире. Что дало интенсивный толчок в развитии естественных и технических наук и привело Человечество к тому состоянию, в котором мы сейчас находимся. При этом во все времена развития Человечества кроме двух агрессивно непримиримых противоположных направлений всегда существовали представления о неразрывном единстве этих двух начал: духовного и материального. Эти представления не навязывались, до них человек доходил сам. Люди с такими представлениями объединялись в специальные общества для посвященных, где при определенном духовном развитии они могли расширить свои знания о Единстве Мира. Наука, объединяющая древние знания посвященных, устанавливающая единство Всего в Одном и Одного во Всем, открывающая основные принципы связи духовного и материального с Космическим Целым и со всеми существами и частями видимого и невидимого Мира, называется эзотерика или оккультизм.

Современной попыткой перейти от конфронтации между материальным и духовными началами, к сотрудничеству и единению, стала научная программа под названием - синергетика.

Синергетическое миропонимание не оставляет сомнений в том, что будущее не за разобщенностью, а за общечеловеческим единством, не за стихийными формами развития, а за социальными технологиями, обеспечивающими гармонизацию общественных и личных интересов в общецивилизационном масштабе. По мере совершенствования научных технологий и компьютерных систем они постепенно сведут к минимуму (или вообще на нет) проявления субъективизма и некомпетентности в управлении, многократно усилят возможности человеческого интеллекта в моделировании социально-экономических процессов, регулирования их для перехода к постсоциальным формам развития и, в конечном итоге, приобретении способности воспроизвести Жизнь и Разум в мегамире.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.