Разделение систем и способы нестандартной нотации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этом разделе мы рассмотрим несколько случаев нестандартной нотации. Первый, наиболее традиционный из них, — это разделение системы по середине. Этот вариант может потребоваться в случаях, подобных представленному на рис. 9.33.

Чтобы достичь подобного результата, достаточно выделить тактовую черту в месте разделения и выбрать в меню Layout пункт Divide System Система будет разделена на две!

Следующий случай — это так называемая четвертитоновая нотация. Как известно, знаки четвертитоновой альтерации до сих пор толком не стандартизированы. Тем не менее в программе Sibelius имеются наиболее распространенные знаки четвертитоновой альтерации (рис. 9.34).

Они доступны в окне keypad в режиме дополнительных знаков альтерации, который открывается клавишей F12. Здесь клавиши 2 и 5 означают соответственно повышение на три четверти и на четверть тона, а клавиши 3 и 6 — понижение на три четверти и на четверть тона.

Если предпочтение отдается знакам четвертитоновой альтерации какого-либо другого вида, например, как на рис. 9.35, то их придется ставить искусственным способом. Нажмите клавишу Z, — откроется уже знакомое окно выбора символов Найдите в нем раздел Accidentals (знаки альтерации) и выберите подходящий. После нажатия кнопки ОК его придется вручную «подогнать» к ноте.

Еще один случай — ввод пассажей, написанных мелкими нотами. Это было очень распространено в романтической музыке (рис. 9.36). Чтобы ввести такой пассаж, надо сначала набрать его нотами обычной величины, позаботившись о правильном определении нерегулярной группы (в данном примере пришлось определить группу 25:16), а также отсутствии отображения атрибутов нерегулярной группы — скобки и числового обозначения. Затем следует выбрать все ноты, которые надлежит сделать мелкими, и нажать последовательно клавиши цифровой клавиатуры F9 и + (в этом режиме эта клавиша в окне keypad обозначена словом Cue). Выбранные ноты станут мелкими. Повторное нажатие клавиши + вернет выделенным нотам нормальный размер.

Кстати, следует различать мелкие ноты и форшлаги (которые визуально должны быть еще меньше). Для создания форшлага используйте клавиши «.» (основной клавиатуры) и/ (также основной клавиатуры). Первая из этих клавиш используется для неперечеркнутого форшлага, а вторая — для перечеркнутого.

И наконец, последний случай, который мы сегодня рассмотрим. В современной музыке часто оформляют партитуры так, что в местах, где у какого-либо инструмента паузы, его нотоносец не виден вообще (рис. 9.37).

Чтобы достичь такого результата, в тех местах, где нотоносец «исчезает», следует изменить его тип на безлинейный, а в тех, где появляется — на обычный. Для смены типа нотоносца выберите в контекстном меню (после щелчка правой кнопкой на пустом месте) пункт Staff Type Change. Откроется окно выбора типа нотоносца, которое мы уже упоминали ранее. Теперь для смены типа на безлинейный достаточно выбрать тип No lines (hidden), а для смены типа на обычный — 5 lines. После нажатия на кнопку Create указатель мыши выделится цветом. Останется только щелкнуть в месте смены типа нотоносца. Впоследствии эту точку можно будет передвинуть, зацепив ее мышью (при этом она выделится синим прямоугольником).

Ввод нот в реальном времени

В программе Sibelius предусмотрен такой тип ввода нот. как ввод в реальном времени. Такой способ ввода назван в программе красивым словом Flexi-time. Это одна из попыток реализации общей великой мечты: один раз сыграл — автоматически получил ноты. Однако, как правило, эта идея бывает реализована на довольно низком уровне. Разработчики программы Sibelius попытались исправить положение, разрешив при вводе нот в реальном времени немного отклоняться от строгого темпа.

Перед началом записи нажмите комбинацию Ctrl-Alt-F для настройки параметров нотации записываемого материала.

Откроется окно настройки (рис. 9.38). Здесь в большинстве случаев нужно установить флажок Adjust rhythms, иначе программа будет записывать ритмы, сыгранные человеком, точно, а это чревато большими сложностями последующей обработки материала, даже если вы обладаете феноменальным чувством ритма. Далее необходимо в раскрывающемся списке Minimum note-value выбрать минимальную длительность, которую программе разрешается использовать при нотации.

Если записывать музыку на два нотоносца одновременно, программа может попытаться проследить за линией каждой руки для ее записи на «свой» нотоносец. Чтобы разрешить это сделать, установите флажок Auto-Ranging split-point. В противном случае программа просто запишет все ноты выше среднего «до» на верхний нотоносец, а остальные — на нижний. На панели Articulation можете определить, должна ли программа следить за артикуляцией и обозначать staccato и tenuto (для этого предназначены два соответствующих переключателя). На панели Tuplets необходимо отметить, какие из нерегулярных групп будут встречаться в записи. Кроме того, здесь имеется флажок Brackets, установка которого разрешает программе обозначать нерегулярные группы квадратной скобкой.

И наконец, на панели Flexi-time можно установить глобальные параметры записи. В раскрывающемся списке Flexibility of tempo можно выбрать, в какой степени будете проходить при записи отклонение от точного ритма. Пункт None означает точное исполнение, пункт Low — небольшие отклонения, пункт Medium — нормальное rubato и пункт High — очень сильные отклонения от ритмической сетки (в разумных пределах, разумеется).

Кроме того, в поле Scale tempo by можно указать, во сколько раз медленнее или быстрее, чем нужно, вы будете играть. В поле Introduction задается количество пустых тактов, которые будут отсчитаны перед началом записи, а в поле Record up to... bars можно ограничить количество записываемых тактов.

По умолчанию во время записи программа будет отсчитывать доли (с помощью метронома), чтобы было легче не сбиться с доли. Если же почему-либо нет желания слышать метроном при записи, выберите в меню Play/Flexi-time пункт Options и снимите флажок Click When Recording. Если в том же меню выбрать пункт Click, откроется окно настройки метронома (рис. 9.39). Здесь нужно определить, какую MIDI-ноту следует использовать в качестве метронома, на каком канале какого MIDI-выхода, и какой передать туда номер банка и инструмента

Когда все готово, для начала записи нажмите комбинацию Ctrl-F (или кнопку Flexi-time на панели управления). После указанного количества пустых тактов начнется запись. Программа будет нотировать сыгранное прямо во время исполнения, с отставанием приблизительно на три-четыре доли. По окончании записи нажмите клавишу О.

В большинстве случаев после ввода нот в реальном времени получившийся нотный текст необходимо немного подправить. Однако сначала лучше просмотреть его целиком — возможно, параметры записи были выбраны неправильно и, вместо того, чтобы исправлять, лучше записать нотный текст еще раз, предварительно выбрав нужные параметры.

Другие способы ввода и экспорт результатов

Помимо описанных выше способов ввода нот в программе Sibelius существуют и другие способы. Во-первых, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местах нотоносцев. При этом длительности можно выбирать тем же способом, что был описан выше (с цифровой клавиатуры), а можно и мышью в окне keypad. Однако этот способ не особенно удобен, поскольку мышь — не самое точное устройство ввода (кстати, этот способ ввода нот гораздо удобнее применять при наличии графического планшета).

Кроме того, используя сканер, можно ввести нотный текст с помощью программы Neuration Photoscore, облегченный вариант которой поставляется вместе с программой Sibelius и вызывается из нее как подключаемый модуль. Однако это все же отдельная программа, описывать которую мы сейчас не будем.

Результаты работы сохраняются в файле с расширением sib. Чтобы эти файлы были доступны всем пользователям компьютеров, даже тем, у кого нет программы Sibelius, разработчики выпустили бесплатную программу scorch, из которой можно просмотреть и распечатать ноты, набранные в программе Sibelius.

Помимо распечатки на принтере, партитуру, набранную в программе Sibelius, можно преобразовать в типографский формат EPS. Для того чтобы извлечь партии из партитуры, выберите в меню File пункт Extract Parts. По умолчанию программа извлекает партии для каждого используемого инструмента, однако их настройку можно менять. Партии могут быть сохранены на диске или тут же распечатаны. По ходу дела их можно под-корректировать (если в окне создания партий установить флажок View Parts, все создаваемые партии тут же откроются в окне программы).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.