Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности. 6

трубопроводного транспорта. 6

1.1 Классификация трубопроводов. 6

1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной. 9

системы 9

1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов. 12

1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации. 16

Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду. 20

2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их. 20

последствия. 20

2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на. 23

почвенно-растительный комплекс. 23

2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти и. 26

нефтепродуктов. 26

2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами. 27

2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при. 31

эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия. 31

2.6 Коммунальные трубопроводы и их воздействие на окружающую среду и человека 32

Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов. 35

3.1 Воздействия на окружающую природу при. 35

строительстве магистральных трубопроводов. 35

3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами. 37

3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир. 38

3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период. 41

эксплуатации. 41

Заключение. 44

Список использованной литературы.. 46

Приложения. 47

 


Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам.

Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы) [16;17].

Для надежного и устойчивого развития общества в трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения, тепло- и газоснабжения, нефте- и газопроводах в России уложено 2 млн км подземных трубопроводов [19].

Трубопроводные конструкции и системы находят широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Трубопроводы относятся к категории энергонапряженных объектов, отказы которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Многочисленные отказы на технологических трубопроводах, транспортирующих пожаро-взрывоопасные продукты, ядовитые компоненты и токсичные среды, приводят к локальным и масштабным загрязнениям окружающей среды, создают повышенный риск с точки зрения безопасности персонала и населения. Особую остроту приобретает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов, аммиакопроводов и других продуктопроводов. Отказ магистрального трубопровода, проявляющийся в местной потере герметичности стенки трубы, трубных деталей или в общей потере прочности в результате разрушения, приводит, как правило, к значительному экологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

Определяющим критерием экологической безопасности трубопроводов является их надежность — один из основных показателей качества любой конструкции (системы), заключающийся в способности выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение требуемого промежутка времени "жизненного цикла".

Конструктивная надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять экологическим критериям, поскольку полная или частичная утрата трубопроводом его работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной среды, находящимся в контакте с трубопроводом.

Наибольшую потенциальную опасность для окружающей среды представляют магистральные трубопроводы, являющиеся линейно-протяженными объектами с высоким уровнем экологической опасности. Поэтому поиск эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности трубопроводов, — весьма актуальная задача с высокой экологической ответственностью [9].

Объект курсовой работы – трубопроводный транспорт различного назначения

Предметом является изучение геоэкологических проблем трубопроводов.

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности и экологической безопасности трубопроводов.

Задачи курсовой работы:

• изучение роли трубопроводного транспорта в экономике и жизни населения;

• рассмотрение принципов укладки трубопроводов;

• анализ состояния трубопроводного транспорта;

• выявление геоэкологических проблем, связанных с транспортировкой нефти и газа;

• задачи охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации трубопроводов;

• разработка мероприятий и перспектив по улучшению систем трубопроводного транстпорта.

Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области конструкции трубопроводного транспорта, нормативные документы по вопросу проектирования трубопроводов.




Классификация трубопроводов

 

В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

Технологические трубопроводы составляют свыше одной трети трубопроводов промышленных предприятий. По ним транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса. По технологическим трубопроводам транспортируются также вредные для здоровья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах [1].

По характеру линейной части различают трубопроводы:

· магистральные, которые могут быть однониточные простые (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной ГРС) и телескопические (с различными диаметрами труб по трассе), а также многониточные, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

· кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом (нефтепродуктами) и равномерной подачи газа (нефтепродуктов), а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки не только нефти, но и нефтепродуктов. Когда хотят подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензинопроводом, керосинопроводом или мазутопроводом и т. д.

По своему назначению нефтепроводы делятся на три группы:

ü внутренние (внутрипромысловые, внутризаводские и т. п.) — соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;

ü местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда;

ü магистральные — характеризуются большой протяженностью (до 1000 км и более), поэтому перекачка нефти (нефтепродуктов) производится одной или несколькими насосными станциями, расположенными по трассе, непрерывно (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

В соответствии со СНиП 11.45—75 установлено четыре класса магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в зависимости от условного диаметра труб: I класс — более 1000 мм; II класс — 1000—500 мм; III класс — 500—300 мм и IV класс — менее 300 мм.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям [2;6].

Трубопроводы, транспортирующие продукцию скважин на площадях нефтяных месторождений, делятся:

1) по назначению - на нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, нефтегазоводопроводы и водопроводы;

2) по напору - на напорные и безнапорные;

3) по рабочему давлению - на трубопроводы высокого (6,4 МПа и выше), среднего (1,6 МПа) и низкого (0,6 МПа) давления;

4) по способу прокладки - на подземные, полуподземные, надземные, наземные и подводные;

5) по функции - на выкидные линии, идущие от устьев скважин до групповой замерной установки; нефтяные, газовые, водяные и нефтегазоводяные сборы с коллектора; товарные нефтепроводы;

6) по гидравлической схеме работы – простые трубопроводы, без ответвлений и сложные с ответвлениями к которым относятся также замкнутые (кольцевые) трубопроводы [3;7].

Все перечисленные трубопроводы по напору делятся на трубопроводы с полным заполнением трубы жидкостью и трубопроводы неполным заполнением трубы жидкостью.

Трубопроводы с полным заполнением сечения трубы жидкостью называются напорными, а трубопроводы с неполным заполнением сечения могут быть как напорными, так и безнапорными.

Выкидные линии и нефтесборные коллекторы обычно не полностью заполнены нефтью, т.е. часть сечения выкидных линий или коллектора занята газом, выделившимся или в процессе движения нефти по ним, или увлеченным нефтью из сепараторов в связи с их плохой работой.

В самотечных нефтепроводах нефть движется под действием гравитационных сил, обусловленных разностью вертикальных отметок в начале и в конце нефтепровода. Если при этом в нефтепроводе нефть и газ движутся раздельно, то такой нефтепровод называют свободно-самотечным, или безнапорным, а при отсутствии газовой фазы напорно-самотечным [17].

 

Заключение

 

Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем, газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы) [19].

Трубопроводные конструкции и системы находят широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Трубопроводный транспорт обладает низкой себестоимостью, непрерывностью процесса перекачки, возможностью повсеместной укладки и т.д. Однако, наряду с преимуществами существуют и недостатки, связанные с загрязнением окружающей среды вследствие утечки нефти, газа и других продуктов. Необходимо вести экологический контроль, главными функциями которого являются:

· количественная оценка исходных природно-климатических параметров, определяющих характеристику биогеоценоза осваиваемой территории до активного воздействия на нее техногенных факторов;

· количественная оценка антропогенного изменения биогеоценозов под воздействием строительного и эксплуатационного техногенеза.

К наиболее эффективным средствам экологического контроля по обоим рассмотренным направлениям относится мониторинг, реализуемый службами наземного и аэрокосмического наблюдения. Кроме того, повышенную нормативность обеспечивают средства измерительного контроля [5;6].

Комплекс исследований по охране окружающей среды при трубопроводном строительстве и транспорте должен включать:

ü анализ последствий различных нарушений и загрязнений на компоненты окружающей среды;

ü анализ конструктивных и технологических решений, уменьшающих воздействия на окружающую среду;

ü методы и средства ликвидации отрицательных последствий;

ü методику оценки ущерба, наносимого окружающей среде в процессе строительства и эксплуатации трубопроводов;

ü методику выбора оптимпльных инженерно-технических решений магистральных трубопроводов с учетом охраны окружающей среды.

Таким образом, решение геоэкологических проблем окружающей среды заключается в определении совокупности мероприятий, методов, средств, которые минимизируют, в том числе исключают полностью возможные воздействия и их последствия в процессе строительства и эксплуатации трубопроводов [4].



Список использованной литературы

 

1. Абрамян С.Г. Управление экологичностью реконструкции и капитального ремонта магистральных трубопроводов. ВолгГАСУ, 2007.-67 с.

2. Бородавкин П.П. Подземные трубопроводы. М.: Недра, 1973.-304 с.

3. Бородавкин П.П., Березин В.П., Шадрин О.Б. Подводные трубопроводы. М.: Недра, 1979.-415 с.

4. Бородавкин П.П., Ким Б.И. Охрана окружающей среды при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1981.-160 с.

5. Кармазинов Ф.В. и др. Вода, нефть, газ и трубы в нашей жизни. М.: Наука и техника, 2005.-296 с.

6. Кривошеин Б.Л. Магистральный трубопроводный транспорт. М.: Наука, 1985.-237 с.

7. Левин С.И. Подводные трубопроводы. М.: Недра, 1970.-288 с.

8. Мазур И.И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1991.-279 с.

9. Мазур И.И. и др. Конструктивная надежность и экологическая безопасность трубопроводов. М.: Недра, 1990.-264 с.

10. Офенгенден Н.Е. Промышленный трубопроводный транспорт. М.: Стройиздат, 1976.-120 с.

11. Телегин Л.Г. и др. Охрана окружающей среды при сооружении и эксплуатации газонефтепроводов. М.: Недра, 1988.-188 с.

12. Трубопроводный транспорт // Под ред. Попова Н.В., Чернова Д.П. М.: Гос. ком. Совета Министров СССР по науке и технике,1986.-157с.

13. Трубопроводный транспорт нефти и газа. Под ред. Юфина В.А. М.: Недра, 1978.-407 с.

14. Фриман Р.Э. и др. Магистральные трубопроводы. М.: Недра, 1976.-160 с.

15. Щербаков С.Г. Проблемы трубопроводного транспорта нефти и газа. М.: Наука, 1982.-203 с.

Источники интернета

16. www.spsale.ru

17. www.ngfr.ru

18. http://asozd2.duma.gov.ru

19. http://mixzona.ru

 



Приложения

Приложение 1.

Протяженность транспортных путей РФ

 


Приложение 2.

 

Классификация воздействий на реки и водоемы при строительстве подводных трубопроводов

Вид работ Последствия Время, необходимое для естественного восстановления
Разработка траншей береговых Нарушаются берега водоема Не восстанавливается» часто прогрессирует
Разработка русловых подводных траншей земснарядами Повреждается русло рек В зависимости от глубины и размеров траншей в течение 5 лет. Иногда в результате разработки подводных траншей возникают необратимые t деформации русла
То же, взрывом Повреждается русло рек. Гибнет животный мир То же, 3—5 лет
Устройство сварочно-монтажных и изоляционных площадок на берегу Уничтожается растительность. Загрязняется местность отходами металла, изоляционными материалами. Изменяется рельеф местности До 15—20 лет 30 и более лет     Не восстанавливается
Работа земснарядов в русле Загрязняется поверхность водоема отходами нефтепродуктов, мусором 3—6 мес.

 


Приложение 3.

 

Классификация нефтяного загрязнения водоемов

Категория загрязнения

Характеристика загрязнения

Содержание нефти, мг/л

в грунте

в воде
Слабое Нефтяная пленка отсутствует, привкус нефти слабый, запах не ощущается. Загрязнение не оказывает влияния на газовый режим, минерализацию, окисляемость и БПК воды. Рыба в водоеме обитает нормально, размножается, но имеет привкус нефтепродуктов. Отрицательное влияние на планктон незначительно, на бентос — не установлено

Менее 0,1

Менее 1
Среднее Вода имеет запах и привкус нефти, поверхность покрыта отдельными нефтяными пятнами. Влияние на газовый режим, минерализацию, окисляемость и БПК воды незначительно или не наблюдается. Рыба в водоеме обитает, но имеет привкус нефтепродуктов. Наблюдаются случаи гибели личинок рыб и нарушения нормального развития икры и представителей бентоса и планктона 0,1—0,5

1—10

Сильное Вода имеет запах и привкус нефти, отдельные участки ее поверхности покрыты нефтяной пленкой. Наблюдается изменение газового режима, минерализации, окисляемости и БПК воды. Рыба избегает таких участков водоема. При случайной задержке в этой зоне она погибает. Личинки рыб и икра гибнут. Планктон и бентос отсутствуют 0,5—1

10—30

Очень сильное Вода имеет сильный запах и привкус нефти, поверхность ее покрыта сплошной нефтяной пленкой. Берега и растительность покрыты нефтью или мазутом. Иногда дно покрыто тяжелыми фракциями нефти. Изменяются газовый режим, минерализация, окисляемость и БПК воды. Рыба, планктон и бентос в воде отсутствуют. Вода непригодна для водопользования 1—5

Более 30

         

 


Приложение 4.

 

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования

Загрязнитель Лимитирующий показатель вредности

Предельно допустимая концентрация (в мг/л) вредных веществ в объектах водопользования

        хозяйственно-питьевого и культурно-бытового рыбохозяй-ственного
Аммиак Общесанитарный 2,0
  Токсикологический 0,05
Бензин   Органолептический 0,1
Керосин   То же 0,1
Масло соляровое   Токсикологический 0,01
Нефть высокосернистая   Органолептический 0,1
Нефть прочная То же 0,3
  Нефть и нефтепродукты в растворенном и Рыбохозяйственный 0,05
эмульгированном      
состояниях      
Этилен Органолептический 0,5 -—

 




Оглавление

Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности. 6

трубопроводного транспорта. 6

1.1 Классификация трубопроводов. 6

1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной. 9

системы 9

1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов. 12

1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации. 16

Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду. 20

2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их. 20

последствия. 20

2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на. 23

почвенно-растительный комплекс. 23

2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти и. 26

нефтепродуктов. 26

2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами. 27

2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при. 31

эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия. 31

2.6 Коммунальные трубопроводы и их воздействие на окружающую среду и человека 32

Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов. 35

3.1 Воздействия на окружающую природу при. 35

строительстве магистральных трубопроводов. 35

3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами. 37

3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир. 38

3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период. 41

эксплуатации. 41

Заключение. 44

Список использованной литературы.. 46

Приложения. 47

 


Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам.

Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы) [16;17].

Для надежного и устойчивого развития общества в трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения, тепло- и газоснабжения, нефте- и газопроводах в России уложено 2 млн км подземных трубопроводов [19].

Трубопроводные конструкции и системы находят широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Трубопроводы относятся к категории энергонапряженных объектов, отказы которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Многочисленные отказы на технологических трубопроводах, транспортирующих пожаро-взрывоопасные продукты, ядовитые компоненты и токсичные среды, приводят к локальным и масштабным загрязнениям окружающей среды, создают повышенный риск с точки зрения безопасности персонала и населения. Особую остроту приобретает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов, аммиакопроводов и других продуктопроводов. Отказ магистрального трубопровода, проявляющийся в местной потере герметичности стенки трубы, трубных деталей или в общей потере прочности в результате разрушения, приводит, как правило, к значительному экологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

Определяющим критерием экологической безопасности трубопроводов является их надежность — один из основных показателей качества любой конструкции (системы), заключающийся в способности выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение требуемого промежутка времени "жизненного цикла".

Конструктивная надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять экологическим критериям, поскольку полная или частичная утрата трубопроводом его работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной среды, находящимся в контакте с трубопроводом.

Наибольшую потенциальную опасность для окружающей среды представляют магистральные трубопроводы, являющиеся линейно-протяженными объектами с высоким уровнем экологической опасности. Поэтому поиск эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности трубопроводов, — весьма актуальная задача с высокой экологической ответственностью [9].

Объект курсовой работы – трубопроводный транспорт различного назначения

Предметом является изучение геоэкологических проблем трубопроводов.

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности и экологической безопасности трубопроводов.

Задачи курсовой работы:

• изучение роли трубопроводного транспорта в экономике и жизни населения;

• рассмотрение принципов укладки трубопроводов;

• анализ состояния трубопроводного транспорта;

• выявление геоэкологических проблем, связанных с транспортировкой нефти и газа;

• задачи охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации трубопроводов;

• разработка мероприятий и перспектив по улучшению систем трубопроводного транстпорта.

Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области конструкции трубопроводного транспорта, нормативные документы по вопросу проектирования трубопроводов.




Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта

 

Классификация трубопроводов

 

В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

Технологические трубопроводы составляют свыше одной трети трубопроводов промышленных предприятий. По ним транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса. По технологическим трубопроводам транспортируются также вредные для здоровья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах [1].

По характеру линейной части различают трубопроводы:

· магистральные, которые могут быть однониточные простые (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной ГРС) и телескопические (с различными диаметрами труб по трассе), а также многониточные, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

· кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом (нефтепродуктами) и равномерной подачи газа (нефтепродуктов), а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки не только нефти, но и нефтепродуктов. Когда хотят подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензинопроводом, керосинопроводом или мазутопроводом и т. д.

По своему назначению нефтепроводы делятся на три группы:

ü внутренние (внутрипромысловые, внутризаводские и т. п.) — соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;

ü местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда;

ü магистральные — характеризуются большой протяженностью (до 1000 км и более), поэтому перекачка нефти (нефтепродуктов) производится одной или несколькими насосными станциями, расположенными по трассе, непрерывно (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

В соответствии со СНиП 11.45—75 установлено четыре класса магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в зависимости от условного диаметра труб: I класс — более 1000 мм; II класс — 1000—500 мм; III класс — 500—300 мм и IV класс — менее 300 мм.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям [2;6].

Трубопроводы, транспортирующие продукцию скважин на площадях нефтяных месторождений, делятся:

1) по назначению - на нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, нефтегазоводопроводы и водопроводы;

2) по напору - на напорные и безнапорные;

3) по рабочему давлению - на трубопроводы высокого (6,4 МПа и выше), среднего (1,6 МПа) и низкого (0,6 МПа) давления;

4) по способу прокладки - на подземные, полуподземные, надземные, наземные и подводные;

5) по функции - на выкидные линии, идущие от устьев скважин до групповой замерной установки; нефтяные, газовые, водяные и нефтегазоводяные сборы с коллектора; товарные нефтепроводы;

6) по гидравлической схеме работы – простые трубопроводы, без ответвлений и сложные с ответвлениями к которым относятся также замкнутые (кольцевые) трубопроводы [3;7].

Все перечисленные трубопроводы по напору делятся на трубопроводы с полным заполнением трубы жидкостью и трубопроводы неполным заполнением трубы жидкостью.

Трубопроводы с полным заполнением сечения трубы жидкостью называются напорными, а трубопроводы с неполным заполнением сечения могут быть как напорными, так и безнапорными.

Выкидные линии и нефтесборные коллекторы обычно не полностью заполнены нефтью, т.е. часть сечения выкидных линий или коллектора занята газом, выделившимся или в процессе движения нефти по ним, или увлеченным нефтью из сепараторов в связи с их плохой работой.

В самотечных нефтепроводах нефть движется под действием гравитационных сил, обусловленных разностью вертикальных отметок в начале и в конце нефтепровода. Если при этом в нефтепроводе нефть и газ движутся раздельно, то такой нефтепровод называют свободно-самотечным, или безнапорным, а при отсутствии газовой фазы напорно-самотечным [17].

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.