Недостатки Российского бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Весь материал (информация), послуживший источником для этого раздела моей работы взят из тезисов выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина на пленарном заседании Государственной Думы о проекте изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы (г. Москва, 11 июня 2008 года). Причем замечания, высказанные С.В. Степашиным по бюджету 2008-2010 гг., так же применительны и к Российскому бюджету в целом. Итак, недостатки федерального бюджета РФ.

Во-первых, это занижение ряда базовых макроэкономических показателей при подготовке проекта бюджета и, прежде всего цен на нефть, объема ВВП и темпов инфляции повторяется из года в год и то, что это носит системный характер. Т.е. все всё знают о реальном положении дел, но очень хочется положительной динамики и перспективы для нашей экономики не так хороши как их преподносят официальные источники.

Во-вторых, законодательное утверждение бюджета на три года предъявляет качественно новые требования к точности и обоснованности макроэкономического прогнозирования. Однако подготовленный в Правительстве законопроект о стратегическом планировании до сих пор не внесен в Государственную Думу, так как находится на согласовании в Минфине. На исполнении расходной части бюджета негативно сказывается несвоевременное принятие нормативных актов. До настоящего времени не принято 6 нормативных правовых актов по реализации закона о бюджете, разработка которых должна быть завершена еще в конце прошлого года. Другими словами волокита и огромная бюрократическая машина задерживают принятие правовой и нормативной обоснованности для экономических операций и более полного исполнения Федерального бюджета.

В-третьих, можно из года в год констатировать недостаточную прозрачность процесса внесения изменений в закон о бюджете. Так, по 7 ФЦП запланированы ассигнования выше, чем в паспортах программ, утвержденных постановлением Правительства. За первые 4 месяца текущего года главными распорядителями было внесено более 5 тысяч изменений на сумму 830 млрд. рублей или 44% от произведенных кассовых расходов. Так, МВД России внесено 153 изменения, Росздравом - 147, Рособразованием - 358. По предложению главных распорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение уже утвержденных в законе о бюджете расходов в сумме 90 млрд. рублей. Примечательно, что такая "экономия" предусматривается, в том числе в таких сферах как ЖКХ - 1,4 млрд. рублей, лесное хозяйство - 0,5 млрд. рублей и среднее профессиональное образование - 0,2 млрд. рублей. Это не те сферы, где нужно "экономить" бюджетные средства.

В-четвертых, негативная тенденция роста доли неисполненных расходов по отношению к законодательно утвержденным показателям. И если в 2006 году данный показатель составлял 3,3%, то в 2007 году - уже 8,3%. По состоянию на 1 июня 2008 года, остатки средств федерального бюджета без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 2,3 трлн. рублей и увеличились с начала года в 2 раза. Особенно тревожной является ситуация с исполнением инвестиционных расходов. Так, в 1 квартале кассовое исполнение расходов по ФЦП составило всего 6% от уточненной росписи. Ситуация с исполнением ФАИП является еще более сложной. По итогам первого квартала кассовое исполнение этого вида расходов составило лишь 3% от уточненной росписи.

Получается, что там, где даже и есть законодательная база для выполнения принятых решений по исполнению, в частности расходной части, бюджета, эти решения не исполняются в утвержденном объеме. В итоге финансовые средства аккумулируются в государственных фондах - при этом, не только не принося пользы (читай - прибыли) для страны, но и обесцениваясь под действием инфляции.

Таким образом, несмотря на положительную динамику экономического роста, вытекающую на основании сообщений СМИ, остается множество проблем при исполнении федерального бюджета, и что самое страшное - многие из них носят систематический характер.



Заключение

 

Обобщая все вышесказанное можно отметить, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Российский федеральный бюджет несет в себе ряд особенностей скорее негативного характера. Это недостаточная прозрачность, недостаточная правовая база для исполнения бюджета и как следствие неполное исполнение по сбору налогов. Существенно снижает эффективность исполнения бюджета по-прежнему затененность экономики, достаточно большая бюрократическая машина и высокая степень коррумпированности на всех уровнях власти. Таким образом, одной из приоритетных задач бюджетной политики на современном этапе является дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов. Необходимо, со стороны Правительства, навести порядок в учете имущества казны (куда относятся и принадлежащие государству пакеты акций) и повышения эффективности управления этим имуществом. Так же необходимо усилить контроль над исполнением расходов по отношению к законодательно утвержденным показателям, в том числе над инвестиционными расходами. Очень важно своевременное принятие нормативных актов, другими словами важна оптимизация работы законодательных органов власти.

Как общий итог работы уместно привести цитату из выступления Президента страны Дмитрия Медведева на Красноярском инвестиционном форуме в феврале текущего года - "мы должны скорректировать политику управления бюджетными и валютными резервами, чтобы результатом управления была не только их сохранность, но и более ощутимая польза для экономики".

Сказано верно, причем, я думаю, определяющими словами здесь являются: "скорректировать", "сохранность", "польза". Осталось дождаться применения этого понимания на практике.


Использованная литература

 

1. Библиотечка Российской газеты, выпуск № 20, 2007.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2005г. 208с. Раздел IV, Гл.13ст.92-94.

3. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. "Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям". Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007

5. Нешитой А.С. Финансы: учебник. - М.: Изд/торг/корпорация "Дашков и К", 2008

6. Современный финансово-кредитный словарь/П. р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.: ИНФРА-М, 2002

7. "Финансы и кредит". Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: "Феникс", 2003г.

8. www.ach.gov.ru -официальный сайт Счетной палаты РФ

9. www.rg.ru - официальный сайт "Российской газеты"

10. www.rian.ru - сайт новостей "РИА Новости"

11. www.government.ru - сайт Правительства Российской Федерации

12. www.wikipedia.org -свободная энциклопедия Интернета

13. www.roskazna.ru - сайт Федерального Казначейства РФ




Приложение

 

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг.

Виды расходов

2006 - ожид.

2007 - план

Сумма в млрд руб.

% к

Сумма в млрд руб.

% к

ВВП

общему итогу

ВВП

общему итогу

1

2

3

4

5

6

7

Доходы всего

6159,1

22,6

100,0

6965,3

22,3

100,0

Налоговые доходы - всего

3579,9

13,2

58,1

4243,0

13,6

60,9

из них:

 

 

 

 

 

 

налог на прибыль организации

451,3

1,7

7,3

580,4

1,85

8,3

ЕСН, зачисл. В фед. Бюджет

310,4

1,1

5,0

368,8

1,2

5,3

НДС на товары и услуги, реализуемые на территории РФ и ввозимые

1534,5

5,6

24,9

2071,8

6,6

29,7

акцизы на товары и услуги, производимые на территории РФ и ввозимые

107,5

0,4

1,7

126,7

0,4

1,8

налоги, сборы (регулярные платежи) за пользование природными ресурсами

1151,2

4,2

18,7

1069,0

3,4

15,3

в том числе НДПИ

1127,7

4,1

18,3

1037,7

3,3

14,9

водный налог

13,8

0,05

0,2

13,8

0,04

0,2

гос. пошлина и сборы

25,0

0,1

0,4

26,3

0,08

0,4

Неналоговые доходы - всего

2579,2

9,4

41,9

2722,0

8,7

39,1

из них:

 

 

 

 

 

 

доходы от ВЭД

2321,1

8,5

37,7

2455,1

7,9

35,24

в том числе таможенные пошлины

2261,5

8,3

36,7

2394,2

7,7

34,4

доходы от использ. имущ., наход. в гос. и мун. собственности

113,3

0,4

1,8

99,8

0,3

1,43

платежи за польз. прир. ресурсами

33,8

0,12

0,6

37,4

0,1

0,54

доходы от пл. услуг и компенсации затрат государства

93,1

0,34

1,5

118,7

0,4

1,7

доходы от продажи мат. и немат. активов

1,6

-

0,02

2,2

-

0,03

адм. платежи и сборы

16,3

0,06

0,3

3,8

0,01

0,05

штрафы, санкции, возм. ущерба

2,2

-

0,03

прочие ненал. доходы

2,8

0,01

0,04

 

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг.

Виды расходов

2006 - ожид.

2007 - план

Сумма, млрд руб.

% к

Сумма, млрд руб.

% к

ВВП

общему итогу

ВВП

общему итогу

1

2

3

4

5

6

7

Расходы, всего

4324,1

15,9

100,0

5463,5

17,5

100,0

Из них:

 

 

 

 

 

 

Общегосударственные вопросы

642,1

2,4

14,8

808,2

2,6

14,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

обсл. гос. и муниципального долга

198,5

0,7

4,6

156,8

0,5

2,9

обеспечение деят. фин., нал., там. орг. и надзора

125,1

0,4

2,9

188,7

0,6

3,45

фундаментальные исследования

38,6

0,14

0,9

48,5

0,16

0,9

Национальная оборона

659,1

2,4

15,2

822,0

2,6

15,0

Нац. безопасность и правоохран. деятельность

539,5

2,0

12,5

662,9

2,1

12,2

Национальная экономика

346,8

1,3

8,0

497,2

1,6

9,1

ЖКХ

53,5

0,2

1, 20

53,0

0,2

1,0

Охрана окружающей среды

6,4

------

0,1

8,1

-----

0,15

Образование

208,1

0,8

4,8

277,9

0,9

5,1

Культура, кинематограф и СМИ

51,2

0,2

1,2

67,8

0,2

1,2

Здравоохранение и спорт

156,2

0,6

3,6

206,4

0,7

3,8

Соц. Политика

217,3

0,8

5,0

215,6

0,7

3,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

пенс. обеспечение

155,0

0,6

3,6

164,9

0,53

3,0

соц. обеспечение

41,0

0,15

0,9

40,9

0,13

0,7

Межбюджетные трансферты

1443,7

5,3

33,4

1844,3

5,9

33,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

фин. помощь бюджетам и др.

542,1

2,0

12,5

512,4

1,6

9,4

трансферты внебюджетным фондам

901,6

3,3

20,9

106,4

3,4

19,3

Дефицит (-), профицит (+)

+1835

6,7

х

+1501,8

4,8

х

Таблица 3. Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 гг. (млрд. руб.)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Сумма

в% к ВВП

Сумма

в% к ВВП

Сумма

в% к ВВП

1

2

3

4

5

6

7

Доходы - всего

6644,4

19,0

7465,4

18,8

8090,0

18,1

В том числе: нефтегазовые доходы

2383,1

6,8

2351,9

5,9

2348,3

5,2

Расходы - всего

6570,3

18,8

7451,1

18,8

8090,0

18,1

В том числе: нефтегазовый трансферт

2135,0

6,1

2103,6

5,3

2016,0

4,5

условно утверждаемые расходы

х

х

186,0

0,5

404,5

0,9

Профицит (+), Дефицит (-)

+74,1

0,2

+14,3

0,03

х

х

Нормативная величина Резервного фонда

3500,0

10,0

3969,0

10,0

4480,0

10,0

Прогнозируемая величина Резервного фонда на 1 февраля

3381,9

9,7

3709,2

9,3

4129,7

9,2

Прогнозируемая величина Фонда будущих поколений на 1 февраля

481,53

1,4

492,73

1, 20

504,43

1,1

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на конец года

1824,7

5,2

2275,8

5,7

2856,8

6,4

Верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года 43,3 млрд долл. Или 32,1 млрд евро

3,1

43,9 млрд долл. Или 32,3 млрд евро

2,9

45 млрд долл. Или 33 мдрд евро

2,7

Курс доллара на конец года, руб.

25,3

х

26,1

х

26,9

х

Цена на нефть, долл. за баррель

 до 62

х

до 57

х

56,0

х

 

 

Таблица 4. Структура доходов федерального бюджета Российской

Федерации за 2008-2010 гг.

Виды доходов

2008 г.

2009 г.

 

сумма, млрд руб.

в% к

Сумма, млрд руб.

в% к

Сумма, млрд руб.

в% к

ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу
Доходы - всего

6644,4

19,0

100,0

7465,4

18,8

100,0

8090,0

18,1

100,0

Из общего объема доходов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

524,8

1,5

7,9

577,2

1,45

7,7

635,0

1,42

7,8

НДС на товары (работы, услуги): реализуемые на территории РФ

1296,2

3,7

32,6

1791,2

4,51

37,5

2072,3

4,6

39,8

и ввозимые на территорию РФ

872,3

2,5

1006,4

2,54

1149,4

2,57

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)

868,5

2,5

13,1

851,9

2,15

11,4

849,9

1,9

10,5

Таможенные пошлины

2050,7

5,85

30,9

2086,7

5,26

28,0

2130,0

4,75

26,3

 

Таблица 5. Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета  на 2008 г. и плановый период по разделам классификации расходов бюджета.

Виды расходов

2008 г.

2009 г.

 

сумма, млрд руб.

в% к

Сумма, млрд руб.

в% к

Сумма, млрд руб.

в% к

ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расходы - всего

6570,3

18,8

100,0

7451,1

18,8

100,0

8090,0

18,1

100,0

Из них: общегосударственные вопросы

828,8

2,4

12,6

899,8

2,3

12,1

963,1

2,1

11,9

в том числе: обслуживание государственного и муниципального долга

187,8

0,53

2,85

212,6

0,53

2,85

247,1

0,55

3,0

обеспечение деятельности финансовых налоговых и таможенных органов надзора

198,4

0,56

3,0

211,5

0,53

2,83

217,9

0,48

2,7

фундаментальные исследования

57,2

0,16

0,9

68,1

0,17

0,9

82,8

0,2

1,0

Национальная оборона

509,1

1,45

7,7

566,7

1,4

7,6

596,2

1,3

7,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

521,8

1,5

7,9

642,6

1,6

8,6

693,5

1,5

8,6

Национальная экономика

702,3

2,0

10,7

789,6

2,0

10,6

528,6

1,2

6,5

ЖКХ

54,6

0,15

0,8

56,3

0,14

0,75

51,8

0,1

0,64

Охрана окружающей среды

6,3

0,02

0,14

10,2

0,02

0,13

11,0

0,02

0,13

Образование

307,2

0,9

4,7

313,6

0,8

4,2

339,8

0,8

4,2

Культура, кинематограф и СМИ

83,8

0,2

1,3

73,0

0,2

1,0

67,6

0,2

0,83

Здравоохранение и спорт

211,7

0,6

3,2

245,2

0,6

3,3

295,4

0,7

3,6

Социальная политика

270,9

0,8

4,1

342,7

0,9

4,6

396,5

0,9

4,9

в том числе: пенсионное обеспечение

181,0

0,5

2,75

225,2

0,56

3,0

262,5

0,6

3,2

социальное обеспечение

81,7

0,23

1,24

108,7

0,27

1,45

124,8

0,27

1,5

Межбюджетные трансферты:

2281,6

6,5

34,7

2423,1

6,1

32,6

2721,0

6,1

33,6

в том числе: дотации и субсидии бюджетам субъектов РФ

692,7

2,0

10,5

6932,4

1,74

9,3

645,3

1,4

8,0

трансферты бюджетам внебюджетных фондов

1355,3

3,9

20,6

1515,9

3,8

20,3

1841,0

4,1

22,8

Условно утвержденные расходы:

-----

----

----

186,3

0,5

2,5

404,5

0,9

5,0

 

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Экономических дисциплин и менеджмента

Дисциплина: Экономическая теория

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Фамилия: ……………………………………………………………

Имя: …………………………………………………………………

Отчество: …….………………………………………………………

Факультет ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ, группа

Руководитель курсовой работы: Колобутина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук

Тема работы: Федеральный бюджет. Состав доходов и расходов.

Утверждена на заседании кафедры…………………………2008 г.,

Протокол № ……………………………………………………………

Целевая установка: ……………………………………………………

Основные вопросы, подлежащие разработке:

1. ………………………………………………………………………..

2. ………………………………………………………………………..

3. ……………………………………………………………………….

4. ……………………………………………………………………….

Основная литература:

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………….



Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.