уровни мотивационной готовности к школьному обучению | количество детей |
высокий | 2 |
средний | 4 |
низкий | 2 |
Высокий и низкий уровни мотивационной готовности к школьному обучению в изучаемой группе показали по два ребенка. Большинство детей имеют средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Высокий уровень мотивационной готовности к школьному обучению характеризуется доминированием познавательной и социальной мотивации, что свидетельствует о готовности к принятию «внутренней позиции школьника». Дети имеют широкий круг представлений о школе, роли учителя и ученика, социальном положении школьника, об учении как достаточно трудоемком процессе, который требует затрат определенных усилий. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Такие дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, выполняют сразу и точно все инструкции и требования взрослого; самостоятельны; настойчивы в достижении цели в условиях затруднений; способны рационально организовать свою деятельность.
Средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Часть детей воспринимает учение как игру, ориентируясь главным образом на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.). Другие дети проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца. Ребенок длительно не может удерживать цель деятельности, цель деятельности достигается, но ребенок не заботится о качестве выполнения работы, тороплив или, наоборот, очень медлителен, способен к самостоятельной постановке цели; недостаточно внимательный, отвлекается; не всегда подчиняет свое поведение общественным правилам, требования взрослого выполняет неточно или после напоминаний; ребенок отличается недостаточной самостоятельностью, организованностью, настойчивостью в выполнении заданий.
Низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению характеризуется наличием игровой мотивации, не связанной со школьной жизнью. Внутренняя позиция школьника не сформирована. Деятельность детей хаотична и непродуманна, они не могут самостоятельно ставить перед собой цель; не сдерживают свои эмоции и желания; не подчиняются правилам поведения, т.е. недисциплинированны, требования взрослого не выполняют, невнимательно слушают его инструкции; несамостоятельны (требуется организующая и направляющая виды помощи) и не проявляют настойчивости в достижении цели в условиях трудностей, не умеют рационально организовать свою деятельность.
Таким образом, можно отметить, что в изучаемой группе большинство детей имеют средние показатели развития мотивационной готовности к школе недостаточно соответствующие возрастным нормативным показателям. В ответах детей данной группы преобладают внешние, в основном оценочные мотивы, в то же время недостаточно сформированы учебно-познавательные и социальные мотивы. В целом можно говорить о недостаточной сформированности внутренней позиции школьника.
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.
Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Поступки же, отношения к окружающему старших детей — более осознанны. К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми
Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми, а также появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Важным новообразованием дошкольного возраста является соподчиненности мотивов. Оно дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, го определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределах возможности данного возраста).
Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Готовность к школьному обучению – это достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения.
Для изучения мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста нами был использован ряд методик.
По результатам констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие особенности:
- мотивационная готовность к школьному обучению характеризуется преобладанием внешних, в основном оценочных мотивов, в то же время недостаточно сформированы учебно-познавательные и социальные мотивы;
- отмечается общее положительное эмоциональное отношение к предстоящему обучению, но при этом степень осведомленности детей о школе остается не высокой.
Большинство детей в изучаемой группе имеют средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Он характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Учение воспринимается детьми как игра, главным образом, школьная атрибутика, наличие ролей и т.д. Часть детей проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца.
Все это свидетельствует о недостаточном уровне мотивационной готовности к школьному обучению и о необходимости коррекционно-педагогического воздействия на личность, интересы ребенка.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом получила экспериментальное подтверждение. Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи выполнены.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития //Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1981. –С. 3-19.
2. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1977
3. Голикова Н. Психолого-педагогическая готовность к школе// Дошкольное воспитание.- 2005.- №8
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.,2000
5. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995
6. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. -№4.
7. Дошкольный возраст и его особенности /Е.М. Лысенко Возрастная психология.- М., 2006. - С.107-121
8. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. -1987. -№5. - С. 121-123
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977. – С. 87 – 88.
10. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. –С. 108-117
11. Мотивационная сфера личности. Потребности /Ф.Р. Филатов. –Р-на /Д., 2003. - С. 416-420
12. Мотив // Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М., 2004. - С.224
13. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 5. - С. 47
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
15. Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид, личность, потребность в персонализации // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Тезисы научных сообщений советских психологов к YI всесоюзному съезду Общества психологов СССР. – М., 1983. – Ч.1. – С. 62-64.
16. Подготовка детей к школе в детском саду/ Под ред. Ф.А.Сохина и Т.В. Тарунтаевой.- М.,1977
17. Потребности / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина Психологический справочник учителя. – М., 1991. - С. 183-195
18. Психологическая готовность к школьному обучению /Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. –С.167 - 198
19. Психическое развитие дошкольника / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева Возрастная психология.- М., 2007. - С.99-110
20. Развитие личности дошкольника / М.В. Ермолаева Психология развития. – М., 2000.- С.142-148
21. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания / Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология. – М., 1988. -С. 261-270
22. Развитие мотивационной сферы ребенка / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнова С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб., 2004. -С. 254-259
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.