Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 27 государств-членов представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. В состав ЕС входят 27 стран-членов среди которых Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Гренландия, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария и Румыния. На долю этих стран приходится более 25% всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36% средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам.
Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики;
5) создание валютного союза;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) унификация налоговых законодательств;
8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.
Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами. 18 апреля 1951 года – в Париже был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Парижский договор подписали Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
25 марта 1957г. – подписание в Риме странами-членами ЕОУС договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
4 января 1960г. – oбразована Eвропейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания.
9 июля 1961г. – ЕЭС и Греция подписали Соглашение об ассоциации – первый подобный документ в истории Сообщества.
20 июля 1963г. – была подписана Яундская конвенция – соглашение, заложившее основы ассоциированных связяей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществами в течение 5 лет.
1 июля 1964г. – в ЕЭС создается общий аграрный рынок, началась деятельность Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА).
1 июля 1968г. – с опережением графика на 18 месяцев завершено создание Таможенного союза и отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС.
Октябрь 1970г. – комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам, возглавляемая премьер-министром Люксембурга Пьером Вернером, представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза – так называемый “план Вернера”. В соответствии с ним в 1980г. было запланировано создание полного экономического и валютного союза с единой валютой.
24 апреля 1972г. – появилась на свет “валютная змея”, предусматривавшая изменение валютного курса в рамках установленных границ.
1 января 1973г. – вступление Дании, Ирландии и Великобритании в Сообщество.
21 января 1974г. – Совет министров ЕС начинает осуществление “программы социальных действий”, нацеленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда.
9 и 10 декабря 1974г. – на встрече глав государств и/или правительств в Париже было принято решение избирать Европейский парламент всеобщим и прямым голосованием.
28 февраля 1975г. – Европейское сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ломейскую конвенцию, призванную заменить Яундскую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли.
9 и 10 марта 1979г. – в Париже состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает в себя четыре составляющих: Европейскую валютную единицу (ЭКЮ), механизм валютного обмена и информации, кредитные условия и трансфертный механизм.
1 января 1981 – Греция вступает в Сообщество.
8 декабря 1984г. – 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломейскую конвенцию. Ломе III содержала больше по сравнению с предыдущими конвенциями усовершенствований: в частности, впервые была прямо выражена идея уважения прав человека.
9 сентября 1985г. – в Люксембурге открылась межправительственная конференция, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов.
2–4 декабря 1985г. – на сессии Европейского Совета в Люксембурге принимается Единый европейский акт, призванный усовершенствовать Римский договор и создать к 31 декабря 199г. единый внутренний рынок.
1 января 1986г. – Испания и Португалия становятся членами Европейского сообщества. Число стран-членов возрастает до двенадцати.
1–13 февраля 1988г. – в Брюсселе работает чрезвычайная сессия Европейского Совета. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая т. н. “Пакет Делора-I”, а также ограничения расходов на общую аграрную политику.
8–12 декабря 1989г. – на сессии Европейского Совета в Страсбурге принято решение о созыве в конце 1990г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза. 11 участников встречи принимают “Хартию основных социальных прав трудящихся”, призванную сделать более гармоничными индивидуальные и коллективные права трудящихся и закрепить уже завоеванные права.
15 декабря 1989г. – 12 государств-членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию.
18 декабря 1989г. – подписание Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским сообществом и СССР.
29 мая 1990г. – в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах ЦВЕ.
19 июня 1990г. – Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества.
14 декабря 1990г. – в Риме открываются межправительственные конференции по вопросам создания Политического союза и Экономического и валютного союза.
16 декабря 1991г – подписание соглашений об ассоциации (Европейских соглашений) между Сообществом, с одной стороны, и Венгрией, Польшей и Чехословакией – с другой.
7 февраля 1992г. – в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Он предусматривал создание экономического, валютного и политического союза государств-членов Европейского сообщества.
2 мая 1992г. – Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономического пространства, что является, по существу, включением стран ЕАСТ во внутреннюю интеграцию.
1 января 1993г. – завершена программа строительства Единого внутреннего рынка ЕС, на внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов.
1 ноября 1993г. – вступил в силу Маастрихтский договор, Сообщества стали официально именоваться Европейским Союзом
24 июня 1994г. – на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждений компаний и движения капиталов.
1 января 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция вступили в Европейский Союз.
12 июня 1995г. – ЕС и страны Балтии подписали Соглашения об ассоциации.
1 июля 1995г. – вступило в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали: Бенилюкс, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Австрия, Греция и Финляндия.
26 марта 1996г. – в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран-участниц Евросоюза. Целью Конференции является принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС.
13–14 декабря 1996г. – состоялась сессия Европейского совета в Дублине (Ирландия), в ходе которой прошло обсуждение текста нового договора о Европейском Союзе, завершившееся подписанием так называемого Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.
Июнь 1997г. – на саммите Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды) появился на свет новый проект договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения.
1 декабря 1997г. – вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.
12–13 декабря 1997г. – на Люксембургском саммите было принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция также признается официальным 13-ым кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами “первой волны” (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998г.
2 мая 1998г. – сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999г. войдут в Экономический и валютный союз и введут единую валюту – евро.
1 января 1999г. – 11 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту – евро. Евро начинает использоваться для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных расчетов.
24–25 марта 1999г. – внеочередное заседание Евросовета, на котором впервые в истории ЕС произошла отставка Европейской комиссии в полном составе. Новым председателем Комиссии избирается бывший премьер-министр Италии Романо Проди.
1 мая 1999г. – вступил в силу Амстердамский договор о Европейском Союзе, провозгласивший превращение ЕС в “пространство свободы, безопасности и справедливости”. Договор расширил юридические возможности для усиления интеграции в области внешней политики, безопасности и обороны. Саммит поддержал решение МПК включить Шенгенские правила в новый Договор. В принятой Коллективной стратегии в отношении России важное место уделено сотрудничеству в области внешней политики и безопасности.
15–16 октября 1999г. – в г. Тампере (Финляндия) состоялся внеочередной саммит ЕС. Приняты важные решения в области единой иммиграционной политики и борьбы с организованной преступностью.
29 мая 2000г. – в Москве состоялся Саммит Россия – ЕС, который придал новый импульс политическому и торгово-экономическому сотрудничеству двух сторон.
23 июля 2000 г. – в г. Коттону (Бенин) ЕС подписал со странами АКТ новый договор о сотрудничестве на ближайшие 20 лет.
30 октября 2000г. – на очередном Саммите Россия – ЕС в Париже в принятом Совместном заявлении отражены вопросы долгосрочного сотрудничества в области энергетики, регионального и пограничного сотрудничества, сотрудничества в сферах юстиции и внутренних дел. Важным итогом саммита является также принятая на нем “Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе”.
7–9 декабря 2000г. – состоялась сессия Европейского Совета в г. Ницце (Франция), ознаменовавшая новый этап развития европейской интеграции. На саммите была принята программа дальнейшего углубления интеграции с учетом грядущего расширения ЕС, строительства Экономического и валютного союза, распространения интеграционного начала на внешнюю и внутреннюю политику ЕС.
10–11 декабря 2000г. – начаты переговоры о вступлении со второй группой стран-кандидатов ЦВЕ (Словакия, Латвия, Литва, Болгария, Румыния и Мальта).
1 января 2001г. – Греция вступила в ЭВС и ввела единую валюту – евро.
23–24 марта 2001г. – состоялся саммит ЕС в Стокгольме, на который был приглашен Президент РФ В.В. Путин. Впервые на такой саммит был приглашен глава государства, не входящего в ЕС и не являющегося кандидатом на членство в ЕС.
17 мая 2001г. – в Москве состоялся очередной Саммит Россия – ЕС. Были приняты важные решения в области экономического сотрудничества (включая инвестиции и энергетику), сотрудничества в области безопасности, а также в вопросе относительно проблемы Калининграда.
14 июня 2001г. – в Гетеборге (Швеция) состоялся первый саммит ЕС и США с участием президента Дж. Буша. Принято совместное заявление.
Переговоры о вступлении с Кипром, Чехией, Эстонией, Венгрией, Польшей и Словенией были начаты 31 марта 1998г., а со вторым эшелоном кандидатов на присоединение — Болгарией, Латвией, Литвой, Мальтой, Румынией и Словакией — 15 февраля 2000г.
На заседании Евросовета в Ницце в декабре 2000г. были приняты решения о реформировании ЕС, получившие название Ниццкого договора. Формально Ниццкий договор открыл путь к расширению Европейского Союза. В декабре 2001г. на заседании Евро-совета в Лакене была выделена наиболее «продвинутая» группа стран, которая завершила согласование условий вступления в ЕС к концу 2002г. — Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
В октябре 2002г. Европейский совет принял решение о заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС весной 2003г., а также определил размеры бюджетных компенсаций, сельскохозяйственных субсидий и общую сумму дотаций этим государствам в рамках структурных фондов.
Состоявшийся в Копенгагене 12–13 декабря 2002г. Европейский совет на уровне глав государств и правительств принял решение о приеме в Европейский Союз первых десяти стран-кандидатов, согласованных в Лакене.
Подписание соответствующих соглашений между Европейским Союзом и вступающими в него странами состоялось 16 апреля 2003г. в Афинах.
Процедура их ратификации быта завершена к маю 2004г., и с 1 мая 2000г. десять стран стали полноправными членами Европейского Союза.
Расширение Евросоюза 2004г., безусловно, затронуло традиционные для России связи со странами Центральной и Восточной Европы.
1.2. Политика ЕС в отношении России
Европейский союз действует по отношению к России все более наступательно. В первую очередь это касается ситуации на «постсоветском пространстве» и конкурентной борьбы за рынки и экономические артерии будущего. В определенном смысле, Евросоюз, сохраняя заявленную цель «европеизации» России и кооперативистскую повестку дня, выступает жестким соперником и конкурентом РФ в экономической области. С последним утверждением согласились практически все участники ситанализа.
Выдвигая предложения по сотрудничеству с приграничными регионами России, ЕС, по мнению некоторых экспертов, выступает до известной степени, конкурентом Москвы уже на внутреннем российском пространстве. Главным инструментом здесь становится экономическая притягательность ЕС для части российских регионов. В первую очередь это касается Калининградской области и регионов Северо-Запада России, где предложения о совместном с ЕС финансировании проектов развития неизменно сопровождаются желанием Брюсселя оказывать прямое, и не всегда выгодное России, влияние на государственное управление.
Особую и неоднозначную роль играют и новые страны-члены ЕС, вступившие в Евросоюз весной 2004 года. Большинство из них отстаивает откровенно жесткую линию по отношению к современной России, стремится блокировать пророссийские инициативы Франции, Германии или Италии внутри ЕС, закрепиться в роли «главных авторов» политики ЕС в отношении России и расширить свое влияние на пространстве СНГ. Вместе с тем, как отметил ряд участников ситанализа, сохраняющиеся торгово-экономические и человеческие связи с бывшими союзниками СССР по «социалистическому лагерю» дают российской стороне некоторые дополнительные возможности в отношениях с ЕС, которые было бы ошибочно игнорировать. Новые страны подчас испытывают дискомфорт в связи с усилением централизации принятия решений в ЕС. Это также создает для России определенное пространство для маневра.
С недавним расширением ЕС связана и проблема калининградского транзита. По мнению всех участников ситанализа, России не стоит рассчитывать на введение ЕС каких-либо специальных режимов передвижения российских граждан на данном направлении. Единственным условием, при котором такой спецрежим может быть введен, является гипотетическое установление контроля Евросоюза над регионом и де-факто утеря российского суверенитета над данной территорией.
Подавляющая часть экспертов (85 %) согласилась, что согласованное на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и грузов между Калининградом и другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита.
Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.