Легальное определение информации дается в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В структуре любой информации выделяют два элемента: содержание и форму выражения. При этом форма ее объективного выражения юридической роли не играет, так как права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее представления.
Обязанность предоставления информации предусмотрена в ряде гражданских договоров. Например, по договору купли-продажи продавец предоставляет покупателю информацию о товаре (ст. 495 ГК РФ), по договору транспортной экспедиции клиент предоставляет экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (ст. 804 ГК РФ), по договору коммерческой концессии правообладатель передает пользователю техническую и коммерческую документацию, а также информацию, необходимую для осуществления соответствующих прав (ст. 1031 ГК РФ).
В ряде случаев предоставление информации вменяется в обязанность некоторым организациям. Так, открытые акционерные общества обязаны публиковать документы, составляющие годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. речь идет о предоставлении этой информации для всеобщего сведения. Получение информации о деятельности юридического лица является правом участников хозяйственных товариществ и обществ.
Особое правовое регулирование применяется в отношении тайной информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и в Указе Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".
Разновидностью коммерческой тайны является секрет производства (ноу-хау, от англ. "know how" - знаю как) - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (ст. 1465 ГК РФ).
К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают сотрудники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и проч.).
Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от знаний, навыков и умений лица, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника - способность выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности.
Для признания информации коммерческой тайной (секретом производства) необходимо одновременное наличие следующих признаков:
а) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
б) к ней нет свободного доступа на законном основании;
в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. Вина не является в данном случае необходимым элементом ответственности; здесь важен сам факт деяний, связанных с незаконным разглашением, повлекшим за собой причинение убытков.
Федеральный закон "О коммерческой тайне" регламентирует порядок введения режима коммерческой тайны в организации, хотя следует заметить, что он не позволяет превратить информацию в абсолютную тайну. Коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Зарубежными синонимами отечественного понятия "коммерческая тайна" являются торговый секрет, секрет промысла, ноу-хау (know how).
Однако далеко не любая информация может стать коммерческой тайной. Чтобы хранить тайну, ее обладатель обязан определить перечень информации, составляющей тайну (например, путем издания приказа по организации или путем утверждения какого-либо локального акта), установить порядок обращения с этой информацией и порядок контроля за его соблюдением. Необходимо также вести учет лиц, которые имеют доступ к этой информации или которым она была передана, урегулировать договорные отношения с контрагентами и своими сотрудниками и нанести на материальные носители гриф "Коммерческая тайна".
Тема 5 Сделки
Цели изучения темы заключаются в том, чтобы донести до студентов теоретический материал и организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы студенты знали понятия и термины:
Студенты должны уметь отличать сделки и обязательства от смежных правовых категорий.
Студент должен иметь представление об основных видах и особенностях хозяйственно-правовых сделок и обязательств.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.