Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные явления окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук [6, стр. 54].
Сначала об общем.
Пишущий человек должен обладать, по крайней мере, хорошо развитым визуальным каналом, чтобы видеть продукт своего труда. Необходима еще и достаточная координация для написания букв, слов, знаков препинания и так далее. Но и визуальный канал работает неодинаково у разных людей. Можно условно разделить всех пишущих людей на два типа: с доминирующим левым или правым полушарием мозга, которые функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику, и это во многом определяет психологические особенности человека, а значит, и его почерк [15, стр. 124].
Левое полушарие оперирует вербальной и знаковой информацией, правое оперирует образами, ориентацией в пространстве, в его функции входит распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений и снов наяву.
Основное различие между полушариями не столько в особенностях использования материала, сколько в способах его переработки и организации.
Левое полушарие характеризуется дискретным и аналитическим мышлением, оно осуществляет последовательные логические операции, проводит анализ по определенному числу признаков. В результате возникает модель мира, которую можно выразить в словах и других условных знаках, что весьма удобно в условиях социального общения.
Правое полушарие наделено пространственно-образным мышлением, оно позволяет одновременно воспринимать многочисленные свойства объекта в их взаимосвязи, что придает им определенную многозначность, лежащую в основе творческого процесса [1, 76-78].
Так, люди с доминантным левым полушарием чаще всего пишут аккуратно, выписывают каждую букву, выдерживают направление строк и полей, размеры букв, нет у них склонности к украшательству. Для них характерны связанность букв и равномерный нажим.
Те же, у кого доминирует правое полушарие, не отличаются геометрической выдержанностью письма, гармоничность достигается за счет удивительного соединения в органичное целое относительно неправильно написанных букв. Им трудно выдерживать направление, пляшут не только буквы, но и слова и строки. Существенно меньше связанность букв, используется большее пространство, очень много волнообразных линий, дуг, крючков. Почерк создает впечатление новизны и самобытности [15, стр. 125-126].
Теперь о частном.
В почерке человека отражается его личность. Все действия, включая письмо, начинаются в мозгу. Когда человек берет в руку ручку или карандаш для того, чтобы написать что-то, мозг посылает сигналы в мышцы руки и пальцев и направляет изображение отметок на бумаге. Линии, изгибы, петли, точки, появляющиеся в результате, служат отражением собственного «Я». Хотя инструмент письма держит рука, именно мозг побуждает нас писать [1,стр. 4-5].
Уже в возрасте трех лет ребенок может копировать некоторые заглавные буквы, но он копирует, делая при этом такие движения, как при рисовании; рукописные движения появляются у него только шесть месяцев спустя. У ребенка, таким образом, очень рано проявляется различное отношение к рисованию и письму.
В возрасте четырех лет ребенок оказывается в состоянии копировать слова, но располагает их где попало, в полном беспорядке. В начале таких опытов он пишет внизу листа и только примерно через шесть месяцев под влиянием инструкции начинает писать с верхней левой части листа.
В возрасте пяти лет он может уже копировать фразы и писать (спонтанно) небольшое число слов, но при этом допускает много перестановок в порядке следования букв.
В шесть лет у ребенка можно наблюдать очень интересное явление: появление человеческого профиля, повернутого влево. Это явление дало повод к самым разнообразным толкованиям. Как бы то ни было, в интеллектуальном плане это представляется уже как значительный прогресс [8, стр. 145-147].
Вплоть до 5-6 лет графическая способность определяется моторной способностью.
После 6 лет интеллектуальные и аффективные факторы активно подключаются в процессе эволюции письма и рисования к моторным факторам.
К девяти годам отмечается ориентация графического изображения в левую сторону не только при письме, но и при рисовании. Она возникает как моторный эффект, но проявляется и в особенностях восприятия [8, стр. 147-149].
Среди результатов различных наблюдений можно найти указания на стадии и возрасты, которые представляются наиболее важными. Наряду с проявлением организованной графической способности первой чрезвычайно важной стадией является исчезновение графического беспорядка, который представляет собой проявление характерной черты детства - отсутствия дифференциации. Эта стадия наступает в возрасте примерно 2 – 2,5 лет.
Еще одной важной стадией является та, которая отмечается в возрасте шести с половиной лет, когда ребенок уже способен к хорошо организованным действиям, связанным с рисованием, и делает первые попытки писать [14, стр. 75-77].
Следующим важным возрастом является период от девяти до десяти лет. В этом возрасте, когда имеет место опыт по восприятию профилей и когда рука больше не является ответственной за графические действия, а ею уже руководит глаз, ребенок оказывается в состоянии подчинить себе моторные условия. Этот факт свидетельствует об организации поля восприятия, о своего рода гештальт-восприятии, генезис которого мы только что наблюдали: прежде всего, это были нейромоторные детерминанты, затем примерно к девяти годам на первый план выдвигаются сенсорные элементы. В этом возрасте появляются первые попытки беглого чтения и письма.
После десяти лет развитие продолжается, но теперь уже факторы культуры заметно преобладают над факторами индивидуального развития [8, стр. 149-156].
Конечно, в источниках литературы приведены средние данные о становлении почерка. У каждого ребенка, в зависимости от его индивидуальных особенностей, становление почерка происходит в разные сроки. Но важно знать эти сроки, чтобы вовремя разобраться, все ли в порядке с психикой ребенка или есть что-то, что мешает ее нормальному развитию. Надеемся, что данная курсовая работа поможет разобраться с этой проблемой.
Вывод
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.
Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.
Список литературы
1. Бобров А. Язык почерка – СПб.: Питер, 2007.
2. Бондаренко А. Где прячутся ошибки – М., 1999.
3. Геворкян С. Наши дети – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Калинин М.И. О воспитании и обучении – М., 1987.
5. Камиллина А.Е. Дошкольники и школьники – СПб., 1995.
6. Михеева Д. Почерк раскрывает тайны человека // Консультант – 2001, № 28.
7. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа – 1999, № 5.
8. Развитие ребенка / под редакцией Запорожца А.В., Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1968.
9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1979.
10. Рогова К.С. Подготовка к обучению в школе. Книга для родителей – М., 2001.
11. Сара Д. Тайны почерка – М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.
12. Тараненко В. Почерк, портрет, характер – М., 1995.
13. Улезько И.А. Характер и почерк – М., 2006.
14. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, 1999, № 1.
15. Щеголев И. Тайны почерка – СПб.: Питер, 2007.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.