Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Давно известно, что централизация, концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы централизации и концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три предприятия и менее — 1/2 общего оборота, либо на пять предприятий и менее — свыше 2/3 оборота.

Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель «доля четырех крупнейших предприятий». Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля— Гиршмана (ННI):

 


, ([9])

 

где Н — число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

 — доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %.

Величина ННI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия).

Нормальная концентрация СR 3 < 45%; ННI < 1000.

Вывод. Неконцентрированный рынок.

Средняя степень концентрации: 45% < СR 3 < 70 %; 1000 <ННI< 2000.

Вывод. Умеренно концентрированный рынок.

Высокая степень концентрации: СR 3 > 70%, ННI > 2000.

Вывод. Слабая конкурентная среда.

Где CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупных хозяйственных субъектов.

Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

В настоящее время в Российской Федерации для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели:

доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %;

доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %.

Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т. е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство. Основные принципы антимонопольного законодательства в Российской Федерации нашли отражение в двух важнейших законодательных актах - в Конституции РФ и в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках, ограничения конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления определены вышеназванным законом.[10]

Действие указанного закона направлено на:

предупреждение и пресечение со стороны хозяйствующих субъектов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

недопущение действии по ограничению конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных органов и организаций.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистической деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:

злоупотреблении доминирующим положением на рынке;

совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

В антимонопольном законе, с учетом его изменений, доминирующее положение трактуется следующим образом: «... доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающие ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам»[11].

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если доля его на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Согласно российскому антимонопольному закону запрещается действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатов недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или подготовки соответствующего товара [12].

В исключительных случаях вышеперечисленные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» все указанные выше положения, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются также на группу лиц. Например, если у каждого из двух хозяйствующих субъектов принадлежащих к одной группе, доля на рынке определенного товара не превышает 35%, но при сложении их долей сумма будет превышать 35%, то положение обоих субъектов (данной группы субъектов) может быть признано доминирующим, а соответствующие действия - злоупотреблением доминирующим положением.

Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара также признаются их согласованные действия (в том числе на основании договора или иной сделки), которые приводят или могут привести к следующему:

1) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

3) ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

4) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

5) недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.

В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами.

Государственный антимонопольный контроль осуществляется антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) за:

созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц;

соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Реорганизация в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), проводится с предварительного согласия антимонопольного органа.[13] Для получения такого согласия лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций.

Антимонопольный орган отклоняет указанное ходатайство, если предполагаемая реорганизация коммерческих организаций может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство при возможности наступления названных неблагоприятных последствий в случае:

если лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц)[14]:

о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не нее двух коммерческих организаций;

о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом МРОТ, а также о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных федеральным законом МРОТ.[15]

Данные требования об уведомлении антимонопольного органа распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов).

Если указанные действия могут привести или привели к ограничению конкуренции, антимонопольный орган выдает учредителям (участникам) коммерческой или некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение указанного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, может служить основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерчески организаций. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правам голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в их совершении, превышает 200 тыс. установленных федеральным законом МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность данного хозяйствующего субъекта[16].

Для совершения указанных сделок соответствующие лица обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение.

Основания для отклонения или удовлетворения такого ходатайства аналогичны основаниям для удовлетворения или отклонения ходатайства о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций.

Сделки по приобретению акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, совершенные в нарушение указанного выше порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.[17]

Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный

бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.[18]

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 2 до 5 тыс. МРОТ.[19]

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 5 тыс. МРОТ. [20]

Для данной категории правонарушений КоАП РФ установлен более длительный по сравнению с общими сроками срок давности привлечения к административной ответственности — один год со дня совершения административного правонарушения. [21]

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.[22]

Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Вышеуказанные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства), наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. [23]

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.