Глава II . Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях»

Общественные объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[13]

Учредителями общественного объединения могут являться физические лица и другие общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Объединения могут быть созданы по инициативе, как минимум, трех граждан, достигших 18 лет.

Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности. Они обладают более узкими правами, нежели полные члены, в частности, они не могут быть избраны в руководящие органы.

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" и законодательством Российской Федерации о выборах.[14]

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.[15]

Особенности управления общественного объединения устанавливаются федеральными законами. Высшим органом управления общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание участников. Исключительная компетенция высшего органа управления устанавливается законом уставом организации. Общественное объединение обязано иметь исполнительные органы. Для общественного объединения законом установлено наличие коллегиального исполнительного органа (президиума, правления, совета и т.п.). Руководитель коллегиального исполнительного органа (президент, председатель правления, председатель совета и т.п.) одновременно считается единоличным исполнительным органом.

Особенностью общественных объединений является необходимость указания территориальной сферы деятельности.[16] Соответственно, создаются и действуют следующие виды общественных объединений:

1. международные – если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство;

2. общероссийские – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

3. межрегиональные – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

4. региональные – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

5. местные общественные объединения – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. При этом независимо от организационно-правовой формы все общественные объединения равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. общественная организация;

2. общественное движение;

3. общественный фонд;

4. общественное учреждение;

5. орган общественной самодеятельности;

6. политическая партия.

Представляется не совсем верным отнесение к общественным объединениям таких организационно-правовых форм, как общественный фонд и общественное учреждение, поскольку они представляют собой разновидности некоммерческих организаций - фонда и учреждения соответственно.

Общественная организация – основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.[17]

Для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. В целях его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 граждан России, имеющих политические права. Оргкомитет уведомляет Федеральную регистрационную службу о намерении создать политическую партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета и протокол заседания организационного комитета. Затем организационный комитет осуществляет действия по созданию отделений партии в субъектах Российской Федерации и лишь после создания таких отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации проводит учредительный съезд партии. Съезд вправе принимать какие-либо решения только при условии, что в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов Российской Федерации. После проведения съезда политическая партия может быть зарегистрирована в качестве юридического лица Федеральной регистрационной службой при наличии ряда условий:

1. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

2. она должна насчитывать в своих рядах не менее 50 тысяч членов;

3. более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;

4. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Высшим органом управления партии является съезд. На съезде партии избирается ее постоянно действующий руководящий орган (центральный комитет, президиум, центральный совет). В работе региональных конференций вправе принимать участие делегаты, избранные первичными организациями, а в работе общего собрания партии принимают участие все члены партии данного регионального отделения.

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

 

Религиозные организации

Деятельность религиозных объединений, помимо ГК, Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", регламентируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1. вероисповедание;

2. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.[18]

Религиозные объединения могут создаваться в формах:

1. религиозной группы - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;

2. религиозной организаций – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на:

местные - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;

централизованные - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Анализ п. 6 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что существует еще один вид религиозных организаций. Речь идет об организациях, созданных централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом и имеющих цель и признаки религиозной организации. К подобным религиозным организациям можно отнести руководящие либо координирующие органы, а также учреждения религиозного профессионального образования. Однако, анализируя перечисленные выше признаки данной разновидности "религиозной организации", можно прийти к выводу, что они не соответствуют признакам религиозного объединения, поскольку создаются не гражданами, а централизованными религиозными организациями.[19]

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются, соответственно, при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.[20]

Порядок формирования имущества религиозных объединений идентичен порядку формирования имущества иных общественных объединений. Вместе с тем религиозные объединения, помимо указанных источников, имеют возможность формировать свое имущество за счет передачи им из федеральной собственности культовых зданий и имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения".

Также необходимо отметить, что учредители утрачивают все имущественные права в отношении переданного имущества.[21]

Решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.[22]

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.