Особенности организации бухгалтерского учета в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сущность организации учетной системы предполагает целенаправленное упорядочение ее методики и технологии, а также совершенствование процессов сбора, обработки и обобщения информации. В общем виде учетная система подразумевает:

- организацию учета как процесса;

- организацию работы исполнителей.

Такое разграничение представляет возможность понять сущность деятельности каждого подразделения, а также элементов упорядочения любой части учета.

Следовательно, организация бухгалтерского учета представляет собой систему условий и слагаемых построения учетного процесса и организацию работы исполнителей в целях получения достоверной и своевременной информации о деятельности субъекта. Одной из существенных задач организации данного процесса является распределение всего комплекса работ между исполнителями.[6, c. 15]

Приказом Департамента по методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК от 31 декабря 1997 г. № 455 утвержден стандарт бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы», который вступил в силу с 1 января 1998 г. (внесены изменения приказом МФ РК от 11 марта 2003 года № 101). В нем установлен порядок организации бухгалтерской службы субъектами и определены основные задачи ее функционирования, а также закреплена ответственность за организацию бухгалтерского учета, которую несут руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Организационное построение учета - сложная процедура. В настоящее время научно-теоретические разработки по организации учета явно недостаточны не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. Узловым вопросом здесь является правильное определение объектов организации учетного процесса, т.е. бухгалтерии — учетного аппарата, которая организует и ведет бухгалтерский учет. При наличии большого объема работ она не может входить в состав других отделов и представляет собой самостоятельное структурное подразделение.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07 № 234-111 руководитель организации обеспечивает создание учетной системы и организацию бухгалтерского учета, отвечающих требованиям и потребностям данной организации.

Структура бухгалтерии определяется конкретными организационными условиями работы ее подразделов, объемом учетной информации, оперативной самостоятельностью, оснащенностью учетного аппарата средствами механизации и компьютерной техникой.

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Структура бухгалтерского аппарата зависит не только от условий организации и объема учетной работы, но и от уровня технической оснащенности. В экономике РК сложились и продолжают существовать три типа структуры бухгалтерии:

- линейная (иерархическая);

- по вертикали (линейно-штабная);

- комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники в бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, которого сейчас по западному образцу называют финансовым директором. Такая структура применяется в небольших организациях, с численностью 7-9 человек.

При организации учета по вертикали работы осуществляются промежуточными звеньями управления, возглавляемыми старшими бухгалтерами.

Комбинированная организация учета выделяет специальное подразделение, выполняющее замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерии, выполняющих свои функции в пределах установленной им компетенции. Подобная организация аппарата бухгалтерии распространена на крупных предприятиях.

Структура бухгалтерской службы — это форма организации людей, занятых учетной деятельностью, которая зависит от сложности и объема работ. При этом важную роль играет система должностей, которая полностью отражает принятую структуру бухгалтерии и служит средством ее материализации. В основе отбора должностей лежат характер, состав и объем функций, необходимых для выполнения учетных работ.

Особое место в системе организации учета занимает должность главного бухгалтера. Именно в его функции входит обеспечение рационального разделения труда в бухгалтерии.

Однако в настоящее время в Казахстане отсутствуют какие-либо единые требования к главному бухгалтеру. Субъекты учета, формально имеющие одну и ту же квалификацию и опыт, могут выполнять идентичные операции разными способами, с различной производительностью. Это обстоятельство выдвигает проблему подбора кадров, развития у них необходимых навыков учета.

С возрастающими требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету, могут справиться лишь высококвалифицированные специалисты, владеющие теорией и практикой учета, хорошо разбирающиеся в отрасли по профилю своей деятельности. Только в этом случае можно выполнить задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом Казахстана.

Одним из важнейших этапов организации бухгалтерского учета является формирование системы должностей, зависящей от характера, состава и объема работ, который осуществим с применением графика распределения функций между исполнителями. С помощью графика может быть достигнуто наглядное выражение взаимосвязи организуемых элементов, обеспечивается доступность и наглядность объекта организации. Кроме того, работа по графикам способствует улучшению организации учета, укреплению дисциплины, сокращению сроков выполнения учетных работ и представлению отчетности.

С учетом меняющихся организационно-производственных условий и внедрения компьютерных технологий обработки поступающей информации, изменением общих правила ведения бухгалтерского учета функции отдельных работников и их состав могут меняться, в целях приспособления к текущим конкретным условиям.

В зависимости от происходящих изменений функции учета могут комбинироваться в различных вариациях для их выполнения конкретным исполнителем.

В настоящее время организация бухгалтерского учета в организации может осуществляться путем передачи, на договорных началах, ведения бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской организации или бухгалтеру-специалисту, эта разновидность договоров - возмездного оказания услуг. Условия такого договора должны определяться договоренностью сторон с конкретизацией исполняемых работ.

Возможна также передача данной деятельности аудиторам или аудиторским фирмам. При заключении договора важно обратить внимание на пункты, предусматривающие ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также ответственность за причиненные убытки (полностью или ограниченно).

Учет, формируя полную и достоверную информацию о деятельности субъекта, должен быть нацелен на решение следующих задач:

- контроль за движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

- обеспечение законности совершаемых операций и сохранности имущества;

- своевременность в определении фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);

- точность в отражении отчетности результатов деятельности субъекта;

- правильность в исчислении всех видов налогов и представление разносторонней учетной информации пользователям.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 275.