Наиболее заметное, противостояние - между губернатором и главами администраций Волгограда и некоторых районов Волгоградской области - будет сохраняться еще долгое время, так как отсутствует идеология вертикального подчинения всех структур исполнительной власти. В основе конфликтов этого рода - несовершенство законодательства. Политическое русло, в которое это противостояние может вылиться, явится лишь усиленной формой борьбы оппонентов за свои экономические интересы.
В СМИ эти конфликты освещаются по-разному, в зависимости от принадлежности издания к тому или иному лагерю. Необходимость вмешательства федеральных властей в конфликты между региональными и местными властями и его эффективность вызывают у экспертов сомнения. По мнению некоторых журналистов, федеральные власти заинтересованы в подобных конфликтах, так как внутренняя борьба препятствует образованию сильной оппозиции центру. Эксперты считают, что федеральные власти должны влиять на конфликтные ситуации законными мерами, усиливать эффективность правовых средств.
Конфликты властей с различными хозяйственными субъектами укладываются в общую и актуальную сегодня для России тему: перераспределение собственности на уровне регионов. Власти и коммерческие банки конфликтуют между собой за контроль над производством и финансовыми потоками предприятий. Конфликты такого рода в Волгоградском регионе часто заканчиваются тем, что предприятия «уходят в оффшорную зону» - в Калмыкию, лишая тем самым регион налоговых поступлений.
Конфликты властей Волгоградской области с мелкими и средними предпринимателями отмечены растущей сплоченностью последних. Им удается добиться частичного снижения налогового бремени, используя публичные акции, однако база для противостояния остается, так как отношения местных властей с мелким и средним бизнесом законодательно не урегулированы.
Конфликты властей со средствами массовой информации проходят в Волгоградском регионе по основной линии противостояния: власть региона - местная власть. Поскольку силы двух основных властных субъектов (администраций области и города Волгограда) примерно равны, борьба через прессу идет с переменным успехом и ограничивается легальными формами (судебными процессами против того или иного издания).
Конфликтный потенциал по оси противостояния «работодатели - наемные работники» в Волгоградском регионе в целом идет на убыль. Работники, пережив период протестных выступлений в защиту своих предприятий, устают от безденежья и нервного напряжения и просто увольняются. Акции протеста продолжаются в основном на тех предприятиях, работники которых не могут найти альтернативных источников заработка.
Острых межнациональных и межконфессиональных конфликтов на момент опроса в Волгоградском регионе не наблюдалось. Конфликты между разными национальными кланами кавказцев носят характер криминально-экономических разборок, а выступления «Русской общины» не воспринимаются журналистами и населением всерьез.
Анализ выделенных конфликтных ситуаций в регионе Волгоградской области показывает, что во всем разнообразии приведенных фактов отчетливо просматривается общее:
1. типичные конфликтные линии в сферах управления и экономики;
2. базовые причины, вызывающие противостояние;
3. некоторые тенденции перехода конфликтов в политическую сферу.
Схожесть линий противостояния обусловлена географическим положением региона, их политической конфигурацией, объемом ресурсов власти и т.д.
В основе большинства конфликтов лежат тесно взаимосвязанные проблемы формирования бюджета (объемы отчислений в областной бюджет, налоги, дотации, федеральные транши и т.д.) и управляемости (выстраивание властной вертикали, контроль над предприятиями, контроль над СМИ).
Типичным для большинства регионов является конфликт двух субъектов власти: администрации области, с другой стороны, и мэрии главного областного города, либо города-донора - с другой. Это противостояние носит постоянный характер и обостряется в моменты утверждения бюджета. Причину обделенности областных центров и других городов-доноров я виджу не только в объективной необходимости материально поддерживать убыточные сельские районы, но и в политических соображениях губернаторов: сельские районы, как правило, более управляемы. Регулярное получение губернских дотаций ставит местные власти и население в жесткую зависимость от «доброй воли» главы областной администрации. Это проблема не только выживания российской «глубинки», но и управляемости - недаром многие губернаторы недовольны тем, что местная власть не назначаются ими, а избирается населением. Долги бюджета по зарплате погашаются в тех районах, население которых лояльно к губернатору.
Базовую причину конфликтов этого типа мы видим в несовершенстве Закона о местном самоуправлении (разграничение полномочий и ответственности между властными субъектами) и системы распределения бюджета. Эти конфликты в момент выборов губернатора или областной Думы принимают подчас политическую окраску, но на самом деле в их основе лежат не политические разногласия, а проблемы границ властных полномочий.
Большинство экспертов весьма скептически оценивают возможности прямого вмешательства федеральных властей в эти конфликты, поскольку меры, принимаемые Центром по какому-либо конкретному поводу, вряд ли устранят базовые причины противостояния. Кроме того, в Москве есть силы, лоббирующие как исполнительную, так и законодательную власть, поэтому вмешательство вряд ли будет адекватным проблеме.
Желательным было бы законодательное решение проблем, общих для конфигурации власти в регионах.
Во-первых, это изменение Закона о местном самоуправлении;
во-вторых, - нормативное регулирование процесса формирования областного центризбиркома;
в третьих, - контроль судебной системы и прокуратуры.
СМИ в регионах часто напрямую связаны с какой-либо из властных или хозяйственных элит, включенной в конфликтную ситуацию. Созданные областной администрацией или властями губернского города, СМИ защищают интересы своих учредителей и хозяев, критикуя оппонентов. Региональные издания, не зависимые ни от одной из конфликтующих сторон, чаще всего образованы крупными столичными информационными корпорациями. Региональные власти стараются либо поставить под контроль нелояльные к ним СМИ, либо мешают их работе. Журналисты, в свою очередь, изобретают свои способы противостояния: создают новые издания взамен закрытых, уходят «под крышу» крупной промышленной структуры или находят покровителей в Москве.
Наиболее типичные конфликты между властями и промышленными предприятиями в регионах связаны с общим для сегодняшней России процессом перераспределения собственности. Власти стремятся переподчинить себе работающие предприятия с помощью банкротства, предоставления кредитов одним предприятиям и лишения этих кредитов других, проведение операций с акциями. Банки все чаще оказываются в проигрыше там, где их интересы сталкиваются с интересами областных властей, но наиболее страдающей стороной становятся работники предприятий, поскольку ни эффективный менеджмент, ни упорный труд не способны спасти от банкротства организацию, которую по тем или иным соображениям решил «задушить» губернатор. Эксперты отмечают, что эта борьба губернаторов за собственность не только создает экономическую базу регионального сепаратизма, но и пагубно сказывается на производстве. Областное руководство предпочитает лояльность эффективности; если же на очередных губернских выборах побеждает оппонент действующей власти, это означает очередное разорение уже не единожды разоренного предприятия с тем, чтобы передать его в руки очередного властного владельца. Конфликтов этого типа нет в тех регионах, где объекты собственности уже поделены, и нет претендентов, желающих передела (в Вологодской области).
Хронический характер приобретают конфликты властей с мелкими и средними предпринимателями. Предприниматели не требуют поддержки со стороны властей, они протестуют против жестких условий, которыми ограничивается их деятельность. Примечательно, что в некоторых регионах эта группа не только сплачивается для совместного протеста, но и наиболее радикальные ее представители уходят в политическое противостояние региональной власти. Еще одна заметная тенденция в развитии конфликтов властей с мелкими и средними предпринимателями - бурные акции протеста, сменяющиеся периодами затишья после того, как «стороны сели за стол переговоров и пришли к консенсусу». Эксперты предполагают, что налоговые послабления и другие уступки властей мелким предпринимателям обусловлены согласием последних отчислять деньги во «внебюджетные фонды», полностью подконтрольные губернаторам.
Для протестной активности наемных работников характерен в последнее время заметный спад. Объясняется это, по мнению экспертов, тем, что предприятия, ставшие акционерными обществами, либо постепенно поправили свои дела, либо окончательно разорились, и персонал «ушел на рынки», отчаявшись дождаться своей востребованности.
Заключение
Таким образом, подводя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что применительно к политическим конфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому, отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. [[14]]
Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении. В социологическом плане необходимо различать два уровня развертывания конфликта.
Во-первых, это - конфликт в масштабах всего политического пространства; как правило, это - конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур. Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. [[15]]
В этой борьбе суть политического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задаче расширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеванию нового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.
Демократическое видение национальной политики, заложенное в концепции, включает в себя:
- оптимизацию государственного устройства России на основе принципов федерализма, что является одной из приоритетных задач внутренней политики;
- реализацию прав граждан, связанных с их национальной принадлежностью, обеспечением многообразных форм самоопределения и самоорганизации. При этом особенно важно признание правомерности культурно-национальной автономии;
- учет потребностей развития русского народа как одной из главных опор самой государственности. Реализация концепции требует дальнейшего совершенствования деятельности как законодательной, так и других ветвей власти, их согласованности в повседневной политической практике. Такой подход, как показывает опыт 1994 – 1998 годов по урегулированию конфликтных ситуаций, позволяет добиваться долговременных позитивных результатов.
Список литературы
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1984.
2. Горбатенко В.П.. Социология, М., 2007.
3. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж., 2007.
4. Девид Майерс. Социальная психология, Санкт-Петербург, 2004.
5. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования,2006.
6. Зеркин Д.П. Основы политологии: Ростов на Дону., 2006.
7. Здравомыслов А.г. социальные конфликты. М., 2006.
8. Здравомыслов А. Г..Социология конфликтов, М., 2005.
9. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология, М., 1981 Семков А. И.. Политология, М., 2006.
10. МЭиМ (журнал) статья: Проблема разрешения конфликтных ситуаций. В.Азбукин, С.Терехов.
11. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 2007.
12. Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 2005.
13. Основы конфликтологии: Учебное пособие / А. В. Дмитриев, Ю. Г. Запрудский, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев; под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2007.
14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2005.
15. Терехов В. А., Введение в теорию международного конфликта. – М., 2006.
16. Юридическая конфликтология: монография. / Институт государства и права РАН, - М., 2005.
[1] Горбатенко В.П.. Социология, М., 2007.
[2] Терехов В. А., Введение в теорию международного конфликта. – М., 2006.
[4] Юридическая конфликтология: монография. / Институт государства и права РАН, - М., 2005
[5] Зеркин Д.П. Основы политологии: Ростов на Дону., 2006.
[6] Терехов В. А., Введение в теорию международного конфликта. – М., 2006.
[7] Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология, М., 1981 Семков А. И.. Политология, М., 2006.
[8] Горбатенко В.П.. Социология, М., 2007.
[9] Терехов В. А., Введение в теорию международного конфликта. – М., 2006.
[10] Зеркин Д.П. Основы политологии: Ростов на Дону., 2006.
[11] Юридическая конфликтология: монография. / Институт государства и права РАН, - М., 2005
[12] Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология, М., 1981 Семков А. И.. Политология, М., 2006.
[13] Юридическая конфликтология: монография. / Институт государства и права РАН, - М., 2005
[14] Терехов В. А., Введение в теорию международного конфликта. – М., 2006.
[15] Горбатенко В.П.. Социология, М., 2007.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.