В соответствии с методологией системного подхода, как было показано, система управления может быть рассмотрена в микроскопическом, макроскопическом, иерархическом, функциональном и процессуальном аспекте. Если макроскопическое представление раскрывает взаимосвязь организации с внешней средой и даёт возможность провести оценку эффективности системы управления в целом, то микроскопическое представление позволяет выявить особенности взаимосвязи между объектом и субъектом управления. Как видно из кибернетической модели системы управления (рис.1), объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъект управления – управляющую подсистему. Между последней и объектом управления существует прямая связь в виде управляющих команд на проведение каких-либо действий и обратная связь в виде информации о результатах этих действий. Сравнение фактических результатов действий в объекте управления с целевыми командами позволяет судить об эффективности действий по управлению.
Рис.1. Кибернетическая модель системы управления: – «вход» (поставщики); - воздействие внешней среды на систему управления; - воздействие системы управления на внешнюю среду; - «выход» (поставки продуктов и услуг потребителям).
Следуя принципам микроскопического представления о системе, каждую из подсистем можно также представить состоящей из элементов, которые в подсистеме представляют ряды с горизонтальными (между равнозначными элементами) и вертикальными связями (между зависимыми по вертикали рядами элементов). Ряды элементов одного ряда образуют уровни иерархии управления в органе управления организации (рис.2).
Модель любой системы управления может быть описана с помощью пяти базовых элементов, так называемой упорядоченной пятёрки – среда, ресурсы, цель, структура, время. Их формализация позволяет построить модель организации и более глубоко исследовать происходящие процессы менеджмента в организации. Принцип «упорядоченной пятёрки» предполагает учёт взаимосвязей между пятью названными элементами организации. Эти взаимосвязи позволяют установить следующую логику менеджмента как системы управления.
Руководители высшего звена Генеральный директор
Заместители генерального
директора
Руководители подразделений
Руководители среднего звена Начальники цехов
Руководители низового Старшие мастера
звена
Мастера
Рабочие
Рис.2. Уровни в иерархии управления организацией.
Система S состоит из структурных элементов S0, которые называются её подсистемами. Множества структурных элементов системы E0 образуют элементарную базу подсистемы, то есть S S0, а S0 E0.
Среда системы представляет совокупность всех объектов, окружающих систему, свойства которых не только воздействуют на систему, но и меняются под воздействием самой системы. Формализировать это определение можно формулой:
,
где – x – множество входных объектов системы со стороны среды;
y – множество внесистемных объектов среды, подвергнувшихся воздействию со стороны системы.
Ресурсы системы – это те объекты P из множества R, изменения которых зависит от эффективности изменения структурных элементов системы S, то есть R P, а S R.
Цель порождается миссией, возможностью конкретной системы удовлетворять потребности людей. Формализация цели во многом определяется уровнем формализации самой системы. В экономических задачах достаточно формализовать цель математической функцией, максимизирующей, минимизирующей или численно ограничивающей целевую установку.
Структура системы S – это такая модель S*, которая определяется системой отношений, задающих параметры системы на каждом уровне её иерархии.
Элементарной базой системы и её подсистем: E0, E1, …, En.
Всеми подсистемами: S0i E0, S1i E1, … Sni En.
Средой для всех подсистем: 0i = x0i y0i, 1i = x1i y1i, …, ni = xni yni.
Характером отношений элементов каждой подсистемы между собой и внешней средой.
Способом агрегирования элементов на каждом уровне иерархии системы.
Метод «упорядоченной пятёрки» формализации организации позволяет путём рассмотрения её в различных аспектах методологии системного анализа проектировать эффективные системы управления, адекватные внешней среде во времени. При этом понятие «во времени» или просто время характеризует последний базовый элемент – жизненный цикл организации, то есть этапы её создания и развития.
Глава 2. Анализ системы управления организацией на примере ООО «УАЗ - Автотранс»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.