Содержание
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения основных направлений работы с подростками
1.1. Особенности психического развития подростков
1.2. Основные направления и формы работы с подростками
Глава II Социально-психологический тренинг как форма работы с подростками
2.1. Психологические особенности тренинговой группы
2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками
2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно- воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство Я, увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождается трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Это важно потому, что именно подростку свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды. Поэтому, если Вы уверены в том, что можете говорить с подростками на эти темы, тренинг станет для Вас удобным инструментом профилактической работы. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актив и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.
Как отмечает Л.Ф. Анн, психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, «вести» группу, работать с группой, проводить тренинг - для многих практических психологов и других специалистов, работающих с группами, эти выражения полны особого смысла. Высказывается даже идея, что для российского менталитета групповая форма работы - да и вообще жизни - проще, понятнее: мы готовы быть открытыми другим сами, готовы сопереживать и сообща находить решение проблем. Для многих участников групп и ведущих это состояние «в кругу» становится одной из высших ценностей в жизни, групповые нормы - открытости, искренности, готовности поддержать, принимать себя и другого - становятся и нормами реальной жизни, что порой бывает драматично...
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
В настоящее время проблема организации социально- психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К.Бабайцевой, Г.И. С.И. Макшанова, Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других.
Цель:Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками.
Задачи:
1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме.
2. Изучить психические особенности подросткового возраста
3. Рассмотреть основные направления и формы психологической работы с подростками.
4. Изучить особенности организации социально-психологического тренинга с подростками.
Объект исследования: Социально-психологический тренинг как форма работы с подростками.
Предмет исследования: изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками
Работы с подростками
Подростками
Структура занятий
Общая структура занятий включает в себя следующие разделы:
- ритуал приветствия. Позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;
- разминка. Настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае. Если возникает необходимость как- то изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности;
- основное содержание занятия. Представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы.
- рефлексия. Предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии;
- ритуал прощания. Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Правила работы группы
1. Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргументов.
2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые его бы успокоили, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнеру обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так и о других.
3. Правило «Я- высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
4. Правила запрета на диагнозы и оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Порождающее тревогу по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, что таким образом может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желаемости.
5. Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник – это его выбор. За который он несет ответственность.
6. Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.
7. Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал – неприемлемо с точки зрения этики. Кроме только, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за е пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снятию напряжения, необходимого при групповой работе.
8. Принцип круга: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого участника.
9. Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя их внутреннего запроса присутствующих, но только в рамках заданной темы.
10.Принцип постоянства: занятия пропускать нельзя[2, 33-37].
Подростками
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тренингов конкретных умений (цель их — выработка поведенческих навыков) до тренингов личностного роста (в их основе — создание условий для саморазвития участников, развития рефлексивных способностей, повышения открытости к новому опыту). В первом случае опора делается на внешний, поведенческий эффект, который впоследствии может вызвать и изменения личности. Во втором случае основной эффект наблюдается во внутреннем плане — сначала происходят внутриличностные изменения (самооценка, мотивация, ценностные ориентации и т. д.), а потом, как следствие, может измениться и поведение. Соответственно различаются и критерии результативности тренингов — в первом случае они преимущественно объективные (уровень развития тренируемых умений), во втором — субъективные, получаемые путем самоотчетов участников о том, что дали тренинги лично им. Поэтому различаются и критерии их результативности[6, 121-122].
Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Поэтому очень важно при подготовке семинара или тренинга четко осознавать его цели и задачи. Обычно целью профилактического семинара-тренинга является повышение уровня информированности молодежи и подростков по вопросам наркомании, а также формирование мотивации для изменения поведения на более безопасное. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности семинара-тренинга:
Ø повышение уровня информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым на семинаре-тренинге;
Ø формирование установок на изменение поведения, связанного с употреблением наркотиков;
Ø оценка тренинга как процесса.
Теперь рассмотрим методы, с помощью которых можно провести оценку эффективности проведенного тренинга. Данные методики можно использовать как по отдельности, так и комплексно. Если вы встретитесь с какими-либо трудностями, обратитесь за консультацией к социологу или психологу.
Комментарий. Здесь описаны стандартные критерии оценки эффективности семинара-тренинга. Дополнительные критерии вы можете разработать самостоятельно, исходя из целей и задач вашего конкретного тренинга.
Для оценки тренинга как процесса необходимо выяснить:
Ø эмоциональное состояние участников (комфортность),
Ø оценку форм тренинга участниками,
Ø «сильные» и «слабые» блоки (информационные и игровые).
Для этого можно использовать следующие методики:
Анкетирование.
Заранее готовится анкета, которую участники заполняют по окончании семинара. Желательно, чтобы анкета состояла из открытых вопросов, что позволит участникам высказываться в свободной форме. Следует попросить участников тренинга давать ответ на каждый вопрос, не пропуская ни одного. В такую анкету могут входить следующие вопросы:
¨ какие темы тренинга были для вас новыми,
¨ по каким темам вам не доставало информации,
¨ какие игры вам понравились больше всего.
Заметки тренера.
По окончании семинара-тренинга или его отдельных блоков тренер записывает, как реагировала группа на информацию этого блока, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно. Недостатком данного метода является то, что тренер часто отвлекается от семинара и не может сосредоточиться. Чтобы избежать этого, нужен наблюдатель, желательно психолог или второй ведущий, который сможет фиксировать реакцию участников на различные блоки (информационные и игровые), а также на самого тренера.
«Интервью - выход».
Заранее готовится анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на семинаре. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4), вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами ответов. Согласно данной методике проводятся два замера - до тренинга и после. Обратите внимание на то, что в обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты. Задача тренера - выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой участниками. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участников по проблеме.
Оценить, насколько повысился уровень информированности участников группы, можно с помощью двух основных способов - объективного и субъективного (с точки зрения участников семинара-тренинга). В обоих случаях понадобится анкета, при составлении которой желательно пользоваться советами социолога.
Заключение
Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.
На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.
В процессе тренинга с подростками используются различные техники такие как:, подвижные игры, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевая игра и т.п.
Отмечается, что процесс социализации человека проходит, в значительной степени, именно как освоение разнообразных моделей ролевого поведения и повышение гибкости их применения. Те люди, которые испытывают наиболее серьезные проблемы во взаимодействии с окружающими, обычно обладают недостаточно сформированной гибкостью ролевого поведения. Они или полностью отождествляют себя с какой-то одной социальной ролью или вообще не понимают, в какой ситуации как надлежит себя вести. Ролевая игра, позволяя хотя бы частично преодолеть подобные проблемы, выступает эффективным методом социализации подростков.
В целом тренинги наиболее уместны там, где требуется развить у участников определенные социальные навыки. Их специфика, по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы».
Необходимо отметитить, что в процессе тренинга с подростками необходимо решить такие задачи как: побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем; создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что социально- психологический тренинг с подростками на сегодняшний день является наиболее эффективным методом работы.
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005
3. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990
4. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997
5. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993
6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.
7. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005
8. Ермакова Л.А. Группы развития личности. –М., 1994.- 118 с.
9. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994
10. Клее М. Психология подростка.- М., 1994
11. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997
12. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001
13. Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002
14. Марасанов Г.И. методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге.- Киров, 1995
15. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999
16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с.
17. Психология подростка. Практику /Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003
18. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005
19. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000
20. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.
21. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001
22. Снайдер Д. Курс выживания подростков.- М.,1999 – 204 с.
23. Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.
24. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.
Основные характери-стики | Рабочие группы | Обучаю-щие группы | Консульта-ционные группы | Психотера-певтиче-ские группы |
Конечная цель групповой работы | Постановка и решение конкретной задачи | Обучение конкретным психологическим навыкам с целью профилактики | Решение психологических проблем через организацию взаимодействия участников | Глубинные личностные изменения |
Средства достижения цели | Процесс принятия решения | Процесс познания | Эмоциональное погружение | Эмоциональное погружение |
Основной предмет группового обсуждения | Содержание и способы решения конкретной задачи | Содержание конкретной сферы знаний и конкретных социальных навыков | Процесс взаимодействия участников друг с другом | Процесс личностных изменений |
Состав участников | Все желающие, количество - значения не имеет | Все желающие, количество - значения не имеет | Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора | Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора |
Время работы | Необходи-мое для решения поставленной задачи | Необходи-мое для решения поставленной задачи | 3-6 месяцев | Не ограничено |
Основная роль и функции ведущего | Управление конфликтами, стимулирование мозгового штурма и принятие решений | Трансляция знаний | Работа с проблемами участников группы | Работа с проблемами участников группы |
Конфиден-циальность | Не обязательна | Не обязательна | Обязательна | Обязательна |
Ведущие групп | Широкий круг специалистов | Педагоги, социальные работники, психологи | Профессио-нальные психологи, прошедшие специальную подготовку | Психотера-певты, имеющие специальную подготовку и опыт групповой работы |
Примеры | Рабочие совещания, дискуссионные группы, оргкомитеты и др. | Специально созданные группы профилактики проблемного поведения, профессионального самоопределения и др. | Психологи-ческие группы, работающие с проблемами развода родителей, утрат, агрессивного поведения и пр. | Психотера-певтические группы, работающие с глубинными личностными проблемами |
Приложение
Содержание
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения основных направлений работы с подростками
1.1. Особенности психического развития подростков
1.2. Основные направления и формы работы с подростками
Глава II Социально-психологический тренинг как форма работы с подростками
2.1. Психологические особенности тренинговой группы
2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками
2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно- воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство Я, увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождается трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Это важно потому, что именно подростку свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды. Поэтому, если Вы уверены в том, что можете говорить с подростками на эти темы, тренинг станет для Вас удобным инструментом профилактической работы. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актив и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.
Как отмечает Л.Ф. Анн, психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, «вести» группу, работать с группой, проводить тренинг - для многих практических психологов и других специалистов, работающих с группами, эти выражения полны особого смысла. Высказывается даже идея, что для российского менталитета групповая форма работы - да и вообще жизни - проще, понятнее: мы готовы быть открытыми другим сами, готовы сопереживать и сообща находить решение проблем. Для многих участников групп и ведущих это состояние «в кругу» становится одной из высших ценностей в жизни, групповые нормы - открытости, искренности, готовности поддержать, принимать себя и другого - становятся и нормами реальной жизни, что порой бывает драматично...
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
В настоящее время проблема организации социально- психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К.Бабайцевой, Г.И. С.И. Макшанова, Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других.
Цель:Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками.
Задачи:
1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме.
2. Изучить психические особенности подросткового возраста
3. Рассмотреть основные направления и формы психологической работы с подростками.
4. Изучить особенности организации социально-психологического тренинга с подростками.
Объект исследования: Социально-психологический тренинг как форма работы с подростками.
Предмет исследования: изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками
Глава I Теоретические аспекты изучения основных направлений
Работы с подростками
Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.