Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разных уровней

 

Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги. К неналоговым доходам относятся:

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· платежи при пользовании природными ресурсами;

· доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

· доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

· административные платежи и сборы;

· штрафы, санкции, возмещение ущерба;

· прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических или юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет.

2.1. Формирование доходов на федеральном уровне

Мы можем провести анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета РФ:

Таблица 1

Структура и динамика доходов федерального бюджета

в 2000-2004гг.[3]

 

Доходы

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Г.

Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Изменение структуры по сравнению с 2003 г. Всего доходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе:             1. Налоговые доходы – всего 84,70 93,45 81,21 78,27 75,50 -2,77 в том числе:             1.1 Налог на прибыль организации 8,00 14,47 9,76 7,43 6,00 -1,43 1.2 Налог на доходы физических лиц 3,00 0,16 - - - - 1.3 Налог на игорный бизнес 0,02 0,03 0,05 0,05 0,01 -0,04 1.4 Налог на добавленную стоимость 34,81 43,27 36,39 39,13 36,03 -3,10 1.5 Акцизы 15,04 15,76 10,57 9,56 3,58 -5,98 1.6 Федеральные лицензионные и регистрационные сборы 0,07 0,11 0,04 0,06 0,05 -0,01 1.7 Налог на покупку иностранных денежных знаков 0,19 0,13 0,09 - - -

Продолжение таблицы

 

Доходы

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Г.

Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Удельный вес, % Изменение структуры по сравнению с 2003 г. 1.8 Налог на совокупный доход 0,13 0,26 0,27 0,34 - -0,34 1.9 Налог на операции с ценными бумагами 0,04 0,03 0,04 0,03 0,03 - 1.10 Платежи за пользование природными ресурсами 1,39 3,12 8,64 7,56 10,19 +2,63 1.11 Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи 21,57 15,97 15,25 13,89 19,42 +5,53 1.12 Государственная пошлина - - - 0,11 0,11 - 1.13 Другие налоги, сборы, пошлины 0,44 0,14 0,11 0,11 0,08 -0,03 2. Передача налоговых доходов в целевые бюджетные фонды 0,04 - - - - - 3. Неналоговые доходы – всего 7,76 5,38 4,91 6,03 8,00 +1,97 4. Доходы целевых бюджетных фондов – всего 7,58 1,17 0,65 0,58 0,52 -0,06 5. Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - - 13,23 15,12 15,98 +0,86

 

Прежде всего, обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2000 г. составляла 84,7% структуры доходов, а в 2004 г. – 75,5%. По значимости в доходах федерального бюджета в 2004 г. можно выделить: налог на добавленную стоимость – 36,03%; таможенные пошлины, иные таможенные сборы и платежи – 19,42; платежи за пользование природными ресурсами – 10,19%. Наибольший прирост по сравнению с 2003 г. дали таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи (+5,53%).

 

 

Таким образом, как видно из таблицы 1, имеет место изменение структуры доходов федерального бюджета, связанное со снижением налогового бремени, продолжением налоговой реформы, изменением распределения некоторых налогов по уровням бюджетов, а также возрастанием ряда неналоговых поступлений, в частности налогов от экспорта.

Если сравнивать 2004 г. и 2005 г., то можно отметить следующие изменения[4]:

В 2005 году в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4 млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году.

 

 

 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 377,6 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом они выросли на 171,9 млрд. рублей, или в 1,8 раза.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2005 году составили 267,5 млрд. рублей и снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году составили 1 025,7 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2005 году 20,9 млрд. рублей.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2005 году 89,5 млрд. рублей и выросли относительно 2004 года на 25,1%.

Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2004 году.

В федеральный бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше поступлений 2004 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2005 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2004 года выросли на 14,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило в федеральный бюджет 854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей.

В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1 млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2004 году.

В Фонд социального страхования поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем в 2004 году, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 31,7 млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 87,8 млрд. рублей (на 17,5% меньше).

Снижение поступлений в территориальные фонды обязательного медицинского страхования обусловлено снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года.

 




Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.